Литературная игра «Что? Где? Когда?»


Литературная игра «Что? Где? Когда?»
( для учащихся 5 классов по сказкам А.С. Пушкина, поэме « Руслан и Людмила»)
Автор разработки - Бектенова И.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №20 г.ВоронежЦели и задачи мероприятия:
развивать у учащихся интерес к художественному слову, способствовать формированию навыков изучения дополнительного материала по предметам, публичного выступления, самостоятельного выбора материала, умения работать в команде, способствовать адаптации учащихся 5 классов в среднем звене школы в процессе общения с учителями – предметниками.
Оборудование:
игровое поле с секторами, волчок, секундомер, конверты с вопросами, табло для учета результатов игры, фишки (любые) для обозначения музыкальных пауз, выставочные материалы на темы: « А. С. Пушкин. Жизнь и творчество», « Сказки А.С. Пушкина» и др.; подборка фрагментов детских песен для заполнения музыкальных пауз, призы.
Подготовительный период.
Для проведения игры необходимо набрать две команды по 6 человек: команда учащихся, команда учителей – предметников, работающих в данном классе.
Задание для команды игроков: прочитать сказки А.С Пушкина ( выбор учителя) и поэму « Руслан и Людмила» внимательно, подготовить иллюстративный материал по теме мероприятия, изучить дополнительную литературу по рекомендации учителя.
Задание для команды учителей-предметников: опираясь на содержание сказок Пушкина и поэмы « Руслан и Людмила» составить вопросы так, чтобы прослеживалась в них связь с определенным учебным предметом. Характер вопроса может быть и шуточным.
Примечание:
во время игры среди болельщиков находится команда учителей – предметников, каждый из них озвучивают свой вопрос, если выпадает сектор с названием определенного учебного предмета.
В подготовительный период в классе организуется групповая работа над мини- проектами, с результатами которых знакомятся все ученики ( Пример темы мини – проекта « Какие виды оружия, доспехи витязей, богатырей упоминались в поэме « Руслан и Людмила»? и др.)
Ведущий игры периодически озвучивает счет, руководит процессом ( это может быть учитель или старшеклассник).
Вопросы для игры.
Сектор « Математика»:
1. А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке» : Сколько раз старик обращался с просьбами к рыбке? Сколько просьб владычица морская не выполнила?
(4 раза, три выполнила, 4 –ю нет)
2. Поэма « Руслан и Людмила»: Сколько добрых сказочных героев названо в «Прологе» поэмы? Сколько названо носителей злых сил?
( добрых – 38, злых -7)
Сектор « Биология» : А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: К каким силам природы обращается королевич Елисей, когда ищет свою невесту? Кто ему помог?
( Солнце, месяц, помог ветер)
Сектор « История»:
А.С. Пушкин п. « Руслан и Людмила» : В поэме указано точное время и место действия – княжение Владимира Святославовича ,свадьба в хоромах князя. Расскажите все, что знаете об указанном историческом лице и о периоде его правления.
Какие виды оружия, доспехи витязей, богатырей упоминались в поэме?
( копье, кольчуга, броня, шлем, рукавицы, щит, меч, булава, боевой рог, кованые латы, колчан со стрелами и др.) Сектор « География»
А.С. Пушкин « Сказка о золотом петушке» : С какой стороны света ожидали в царстве Дадона нападения? С какой стороны « лихие гости» приходили?
( ждали с юга, а приходили с востока, « от моря» )Сектор « ОБЖ» :А.С.Пушкин : « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» : Царевну отравили. Что привело к трагедии? Какие ошибки в поведении девушки можно отметить?
( нельзя открывать дверь незнакомым людям, брать у них что –либо, нельзя употреблять в пищу немытые фрукты и т. д.)
А.С. Пушкин « Руслан и Людмила» : Какие средства использовал вещий старец финн, чтобы выходить Руслана? Какие разновидности этого средства есть? Как их можно отличить друг от друга?
(использовал живую ( льется весело журча) и мертвую ( просто льется) воду)
Сектор « Музыка» :А.С. Пушкин ,п. « Руслан и Людмила» : Назовите музыкальные произведения, которые упоминались или звучали в поэме.
( волынка, арфа, гусли, тимпан, бубны, звонкий рог)
2.Какие названные музыкальные произведения написаны по мотивам пр. А.С. Пушкина? ( указанные музыкальные фрагменты можно прослушать)
-М.И.Глинка « Руслан и Людмила»;
-О. Газманов « Люси»
-М.И.Глинка « Марш Черномора»
-А Губин « Милая моя далеко»
Сектор « Литература» / сектор Z (в обязательном порядке задаются все три вопроса):
Вспомните не мене трех пословиц, поговорок, крылатых выражений о сказках.
Кому из героев принадлежат слова, назовите произведение :
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь- то успокою.
Вишь какая подросла!
( «Сказка о мертвой царевне…», царице)
А.С.Пушкин , п.» Руслан и Людмила» :Руслан, Рогдай, Ратмир, Фарлаф. Кому принадлежат эти имена? Что обозначает каждое из имен?
По окончании игры подводят итоги. Обе команды выстраиваются. Приветствуют, поздравляют. Команду – победителя награждают.