Конспект урока по по литературному чтению на тему Чудесный мир классики.






КВН
«Чудесный мир классики»




4 класс







Цель. 1.Обобщить полученные знания детей по разделу.
2. Развивать творческие способности учащихся.
3. Воспитывать чувство коллективизма, ответственность за свои
ответы в команде.
Оборудование: Кроссворд, «Родная речь» учебник для 4 класса(Ав. Ф. Климанова), портреты писателей.

Ход урока.

1.Организация класса.
2.Вступительное слово учителя
- Сегодня мы с вами проведем КВН, который посвящен разделу «Чудесный мир классики». Для игры разделимся на 2 команды. Каждая команда придумает себе название.
“Умники”. – 1 команда.
“Знатоки”. – 2 команда
3.Приветствие команд.

1.Мы, ребята – «Умники» 2.Мы, ребята - «Знатоки»
В школе не скучаем, Не боимся сложностей,
В игры разные играем, Любим в КВН играть,
В КВНе – побеждаем! Дружно, честно побеждать!
Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведём итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания.
- А что такое КВН? ( клуб веселых и находчивых) Вот и вы сегодня должны быть весёлыми и находчивыми.
Задания для каждой команды. (за каждый правильный ответ – жетон)

1. Конкурс «Речевая разминка».
1. «Наконец себе смекнули, (1)
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
(Злого вора подстеречь) «Конёк-Горбунок» Петр Павлович Ершов.(с.41)

2. «Подруга дней моих суровых (2)
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
(Давно, давно ты ждёшь меня)» «Няне»А.С.Пушкин.(с.68)

3. «Но царевна молодая, (1)
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла .(Поднялась и расцвела)» «Сказка о мертвой царевнеА.С.Пушкин.(с.72)

4. «Но по степи, разбегаясь, (2)
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
.(Морю Каспию журчит)» «Дары Терека» М.Ю.Лермонтов(с.98)

2.Конкурс “Биография”.
Дайте определение слову “биография”.
Биография – ( био + гр.grapho пишу) – жизнеописание; чей- либо путь.
Задание 1.Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
(1)
1.Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. (Петр Павлович Ершов с.40)
(2)
2.Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.
(А.С.Пушкин с.66)
(3)
3.Семья писателя была талантливой русской семьёй. Павел Егорович, отец, играл на скрипке, пел, рисовал. Два брата – Александр и Михаил – стали впоследствии писателями; брат Николай был превосходным художником, Иван – выдающимся педагогом; сестра Мария Павловна, самый близкий его друг, – художница.
(Антон Павлович Чехов с.124)
(4)
4.Когда собирались соседи, устраивались танцы, и раза два в год был домашний спектакль; бабушка была ласкова и добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у неё очень весело.
Так прожили мы два года. В1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания.
(Михаил Юрьевич Лермонтов с.97)
3.Конкурс «Поэтический».
- Только по одной строчке вам нужно назвать автора, название стихотворения. (По очереди каждой команде.)

«И молния грозно тебя обвивала» (А.С.Пушкин «Туча»с.69)
«Вскормлен грудью облаков» (М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» с.98)
«Глядишь в забытые ворота» (А.С.Пушкин «Няне» с.68) – приготовить выразительное чтение стихотворения.
«И редкий солнца луч, и первые морозы» (А.С.Пушкин «Унылая пора» с.70) – выразительное чтение стихотворения.
4.Конкурс «Разгадай кроссворд».
- Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд, данный в учебнике на странице 137 – 138, ответить на последний вопрос к нему, объяснить, как вы понимаете слово – отгадку из кроссворда.
1.Выкуп. 7.Черница.
2.Тридцать. 8.Ветер.
3.Яблочко. 9.Стекло.
4.Приказ. 10.Комар.
5.Чернавка. 11.Чародей.
6.Елисей. 12.Конюшня
Проверяем ребус.
Какое слово – отгадка получилось?
(Получилось слово прозаическая.)
Что же такое проза? Проза – нестихотворная литература, в отличие от поэзии.

Какие сказки Пушкина вы прочитали в этом разделе?
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
А какие сказки А.С.Пушкина вы еще читали?
(Сказки А.А.Пушкина « Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»)

5.Конкурс «Здравствуй, басня!»
Приготовьте выразительное чтение басни по ролям и найдите предложение, в котором выражена мораль басни.
Команда 1 – «Белка и волк».
Команда 2 – «Собака и волк».

Команда 1. – “Белка и волк”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусть меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (Прочитайте предложение, в котором содержится мораль басни)


Команда 2. – “Волк и собака”.
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
- Скажи, собака, откуда вы корм берёте?
Собака сказала:
- Люди нам дают.
- Верно, вы трудную людям службу служите?
Собака сказала:
- Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.
- Так только за это вас и кормят? – сказал волк. Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.
- Что ж, иди, – сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошёл с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стёрта.
Он сказал:
- А это у тебя, собака, отчего?
- Да так, – сказала собака.
-Да что так?
- Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот и цепью стёрло немного шерсти на шее.
- Ну, так прощай, собака, – сказал волк. – Не пойду к людям жить. Пускай не так жирён буду, да на воле. (мораль)

-Какова мораль басен Л.Н.Толстого? (Поучают, указывают на человеческие глупости, Учат жить, избегая неприятных ситуаций.)
- В чём необычность басен Л.Н.Толстого? (проза)

6.Конкурс «Узнай произведение по слову».

1. ЗЕРКАЛЬЦЕ «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин
2. КАМЕНЬ
« Как мужик убрал камень» Л. Н. Толстой
3. ДАРЬЯЛ «Дары Терека» М. Ю. Лермонтов
- Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает, ТЕРЕК.
(1 – 4 строчки с.98)

4. АМЕРИКА «Мальчики» А. П. Чехов
- Зачем мальчики решить уехать в Америку? (За золотом и слоновой костью с.131)

7.Конкурс эрудитов « Чей портрет?»

- Я покажу вам портрет писателя, а вы назовёте – его имя и отчество фамилию.

ЕршовПетр Николаевич, 1815 – 1869
Пушкин Александр Сергеевич, 1799 – 1837
Лермонтов Михаил Юрьевич, 1814 – 1841
Толстой Лев Николаевич, 1828 – 1910
Чехов Антон Павлович, 1860 – 1904

Дополнительные вопросы командам.

По пословице угадайте название сказки:
1.Хотя с нуждой, а добился чести. («Ашик Кериб» турецкая сказка)
2.Кто чего сильно хочет, тот того и добьется. (А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Поведение итогов игры. Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось на уроке?
Какие трудности возникли?
Как вы их преодолевали?
С каким настроением заканчиваете урок?








Подведение итогов.
Название конкурсов
1 команда
команда

1. Речевая разминка.



2.Конкурс « Биография».



3.Конкурс «Поэтический».



4.Конкурс «Разгадай Кроссворд».



5.Конкурс «Здравствуй, басня»



6.Конкурс «Узнай произведение по слову»



7. Конкурс эрудитов «Чей портрет изображён?»



8.Общие итоги.

















8. Общие итоги




15