Выступление народительском собрании Формирование положительной самооценки школьника

Слайд 1
Формирование положительной самооценки школьника
важная составляющая семейного воспитания.

Есть люди, которым всегда везет. А есть неудачники. За что бы они ни брались, все у них валится из рук, всюду они опаздывают, всюду оказываются последними, никогда не выигрывают и во всем всегда оказываются виноваты. Как объяснить причины таких неудач? Психолог сказал бы, что у таких людей занижена самооценка.
Что же такое самооценка?
Слайд 2
Самооценка – это то, как человек оценивает себя, свои возможности, свои поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
Слайд 3
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Давайте сначала поговорим о неадекватной.
Неадекватная самооценка – заниженная или завышенная. Если самооценка занижена – это приводит человека к неуверенности в себе, робости, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что» и т. п.
Такой ребёнок нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, её нужно осуществлять очень осторожно. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы ребёнок понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.
В чём же причины заниженной самооценки?
Самой главной причиной является семейное воспитание и стиль общения с родителями.
Слайд 4
Если ребенка постоянно ругают или критикуют, то у него складывается о себе и своих возможностях очень плохое мнение. Также причиной неадекватной оценки своих способностей играют мнения других людей, которое для нерешительного или внушаемого ребенка и будет толчком.
Слайд 5
К признакам чересчур низкой самооценки относят:
нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
возникновение повышенной тревожности, паники;
уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
зависимость от мнения окружающих;
подражание своим одноклассникам или экранным образам;
замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).
Слайд 6
Определив низкий уровень самооценки своего ребенка, родителям необходимо сразу начинают искать способы, как ее поднять. От родителей требуется:
помощь и поддержка;
доверие;
справедливость;
уважение;
отсутствие тотального контроля;
интерес к увлечениям подростка.
Слайд 7
Завышенная самооценка тоже не украшает человека, такие люди самоуверенны, часто переоценивают свои силы. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстаёт как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Отсюда возникает агрессивность к окружающим.
Слайд 8
Вот какие советы дают родителям психологи, чтобы ваше чадо не заболело «звёздной» болезнью:
не считайте своего ребёнка «кумиром»; он такой же как и другие дети
не выгораживайте своего ребёнка, если он совершил плохой поступок;
не оставляйте без внимания проступки даже самые лёгкие;
не бойтесь критиковать его; это для его же пользы
не задаривайте детей подарками за хорошую учёбу и поведение
Заниженная самооценка – это плохо, завышенная – тоже плохо.
Тогда возникает вопрос. Какой же должна быть самооценка человека? Реальной.
Слайд 9
Человек должен оценивать себя реально, то есть таким, каков он есть на самом деле. В этом случае говорят, что у него адекватная самооценка. Адекватная - значит соответствующая действительности.
В случае если самооценка подростка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Это значит, что ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом.
Поскольку самооценка школьника складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, учителей, родных). Поэтому формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь школьнику поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом, уважаемые родители, главная роль  ваша. Вам ребенок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.
Слайд 10
В заключении, постараюсь дать несколько советов, которые могут помочь вам сформировать у вашего ребёнка адекватную самооценку:
Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Оставляйте ребенку право выбора.
Не перехваливайте своего сына или дочь, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
Поощряйте в ребенке инициативу.
Слайд 11
Не забывайте, что подросток внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
Не бойтесь искренне любить своего ребенка и, главное  показывать ему свою любовь!
Слайд 12
А закончить хочется словами великого немецкого писателя и поэта И.В. Гете: "Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!"
Я верю, что наши дети никогда не потеряют веру в себя! Воспитать человека, уверенного в себе, достаточно непросто, но любящим родителям под силу все! Спасибо за внимание.