Технологии формирования основных мыслительных операций у первоклассников с общим недоразвитием речи 3 уровня на логопедических занятиях


Технологии формирования основных мыслительных операций у первоклассников с общим недоразвитием речи Ш уровня на логопедических занятиях. (из опыта работы)
Кайдорина Оьга Владимировна
учитель-логопед Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Лесосибирска», 2005 год.
При общем недоразвитии речи (ОНР), нерезко выраженном ОНР или выраженном ОНР нарушены как звуковая сторона речи, так и понятийная ее сторона.
В психическом развитии детей речь имеет особое значение, выполняя три главные функции: коммуникативную, обобщающую, регулирующую. Как психический процесс, речь связана со всеми другими психическими процессами: сенсорными ощущениями и восприятием, вниманием и памятью, мышлением и воображением. Они развиваются прямопропорционально. Поэтому очень важно организовать логопедические занятия так, чтобы ребенку постоянно предлагались игры, задания и упражнения, способствующие формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, проводить работу по развитию свойств внимания и памяти.
После углубленного диагностического обследования учащихся первого класса с ОНР Ш уровня с подготовительного этапа начинается эта работа.
Учащиеся 1 класса с ОНР Ш уровня отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта или его обозначение, подменяют аргументацию и доказательство на реальный факт или опираются на аналогию. Младшие школьники в своем развитии идут от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Нужно, чтобы ребенок, прежде всего, усвоил системы понятий. Для этого большое значение имеют:
наблюдения и подбор фактов;
анализ каждого нового явления и выделение в нем существенных признаков, повторяющихся во всех других предметах, отнесенных к определенной категории;
абстрагирование от всех несущественных признаков;
включение новых предметов в известные группы, обозначенные знакомыми словами;
Для формирования способности выделять признаки предметов я использую следующие упражнения:
1.Какую форму, вкус и цвет имеет малина, крыжовник, смородина?
2.Расскажи о следующих животных или птицах: собака, мышь, воробей, синица. Для этого использую план-рисунок, который является опорой в этом описании: цвет, форма, голова, ноги, туловище- что мы видим; какие звуки издает- что мы слышим; рисунок дома- место, где живет; кормушка- чем питается.
3.Назови признаки данной геометрической фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат.
Почему данная фигура так называется?
4.Предлагаю детям собрать картинки из разрезного материала. Обычно на картинках то время года, которое сейчас на дворе. Дети перечисляют признаки времен года, отвечая на вопрос: Почему вы решили, что это весна, осень, лето, зима?
5.Какое количество звуков в слове: кот, корт, сом, торт, дверь?
Для знакомства со свойствами предметов я использую загадки, в которых по перечисленным признакам надо узнать предмет, о котором говорится:
Бывает черным, белым и даже подгорелым.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Зимой спит, летом ульи ворошит.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
Поверни волшебный круг и тебя услышит друг.
Очень полезны упражнения, в которых надо угадать предмет по перечисленным признакам.
Про какой предмет можно сказать:
белая, рассыпчатая, соленая на вкус;
черный, твердый, блестящий;
круглое, зеленовато-красное, сладкое;
желтый, сладкий, продолговатый;
Часто использую различные описания, по которым предлагаю детям узнать о каком времени года идет речь:
«…Снег в лесу тает не вдруг, а постепенно. Вода стоит долго в лесу. Потом она сбегает в озеро или реку, а оттуда на луга и на поля. Высокая растет трава на лугу».
«В это время дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают овощи. Птицы улетают в теплые страны. Листва на деревьях желтеет и осыпается».
Очень нравится детям работа такого плана: на компьютере в различном порядке представлены явления природы или предметы, характеризующие какое-то время года (снег, дождь, листопад, гроза, яркое солнце, зеленые деревья, талая земля). Ребятам предлагается объединить эти картинки в группы. Другой вариант задания дается для группы или пары учащихся: отберите соответствующие рисунки и создайте картину времени года.
Для формирования умения выделять существенные признаки я использую наглядный материал: детям предлагается набор картинок и дается задание выбрать две картинки, которые больше подходят к моему слову:
-больница (сад, врач, больные, радио) врач, больные
-дом (улица, люди, площадка, здание, больные) здание, люди
-сад (растение, садовник, земля, собака, забор) растение, земля
-лес (лист, яблоня, дерево, охотник, кустарник) кустарник, дерево.
Это упражнение тоже можно выполнять с помощью компьютера.
Отмечаются трудности в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Дети, посещавшие ДОУ, справляются со сравнением простейших предметов. Домашние дети вообще не знают, что такое сравнить. Этих детей надо подвести к правильному ответу. Часто для них характерна однолинейность: видят только сходство, либо только различия.
Можно использовать следующие упражнения:
На что похожи буквы и цифры?
Чем похожи и чем различаются: стол и стул
книга и тетрадь
апельсин и лимон
девочка-мальчик
лето-зима
волк-собака
Какими звуками различаются слова: мишка-мышка
Луша-лужа жук-лук
Сделайте слова похожими, заменив первый звук на «р»: шов, лак, лама.
Измени слова так, чтобы они стали похожими: лом, лук, мор.
Подбери к каждому слову из первого столбика пару из второго столбика, чтобы слова отличались одним звуком:
Лук река
Марка мир
Кот лак
Мыл мерка
Рука кит
Обычным продолжением операции сравнения является- классификация. Это распределение предметов на группы путем выделения в них тех или иных признаков.
Раздели картинки на две группы, объясни (наборы картинок по разным темам, чтобы их можно было классифицировать в группы).
Объясни, как объединили слова в столбики:
Рука-пот сом-лак крот-лом
Пора-ток нос-так корт-том
Лапа-сом кот-мак кони-сом Рама-том пот-как карта-терем
По какому признаку разделены фигуры: ( по цвету, величине, цвету и величине).
Озаглавь каждую группу слов:
Корова еж
Коза заяц
Овца медведь
Продолжи перечисление:
Коса, топор…..
Ботинки, валенки…..
Банан, ананас……
6.Приведи примеры:
Женские имена-
Предметы мебели-
Дни недели-
Для развития мыслительных операций анализа и синтеза можно предложить следующие упражнения:
Детям предлагаются карточки с набором букв. Задание: найти указанные буквы, отдельные слова, слова в словах..-олпгеовдытмраоегполстьларне;
-впаоедасиарнлптвмшарсьмьиоплагкотсимпвранппарббдогш;
-крот, смех, волк, кров;
Составьте из первых слогов слов новое слово:
Машина, лимон, насос;
Корова, лето, соловей;
3.Запишите имена девочек, переставив буквы местами:
отян, встеа, амиран;
Все эти упражнения помогут овладеть основными мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Это обеспечит успешное обучение ребенка в начальной школе и позволит более эффективно проводить коррекционную работу.