Обобщение опыта работы по теме: «Использование технологии «Педагогическая мастерская» на уроках в начальной школе»



Обобщение опыта работы по теме:
«Использование технологии
«Педагогическая мастерская»
на уроках в начальной школе»

Содержание

1. Основные характеристики опыта3
1.1. Сущность и идеи опыта3
1.2. Актуальность опыта.3
2. Теоретическая база опыта.4
3. Практическое применение опыта5
3.1. Теоретическое представление собственного педагогического опыта11
3.2 Практическое представление собственного педагогического опыта11
4. Результативность опыта.12
5. Заключение...16

























Основные характеристики опыта.

1.1. Сущность и идеи опыта.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и признан обеспечить выполнение следующих основных целей:
-развитие личности школьника, его творческих способностей, интересов к учению, формирование желания и умения учиться;
-воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
-освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности.
Начальное общее образование признано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Одним из требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования являются метапредметные УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В частности овладение различными способами поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи, интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Чтобы активизировать интерес и творческий потенциал личности ребенка, в своей работе я применяю технологию « мастерских».
Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.
Цель « педагогической мастерской» – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно развиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.

1.2. Актуальность опыта.
Актуальность опыта состоит в максимальном вовлечении всех обучающихся в образовательный процесс, в развитии высокой познавательной и творческой активности, в создании условий для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту.

2. Теоретическая база опыта.
Что такое « педагогическая мастерская»?
Необычная система, предоставляющая каждому ученику, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в позиции, получила название технологии « педагогических мастерских».
«Педагогическая мастерская» появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989г. «Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах ХХ в. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.; в последние годы объединение возглавляли Анри и Одет Бассис.
На современном этапе образования педагогическая мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.
В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим мастером.
Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. В процессе занятий мастер обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме). Он работает вместе с детьми, мастер равен ученику в поиске знания. Мастер не торопится давать ответы на поставленные вопросы. Важную информацию он подает малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не выставляет отметок в журнал, не ругает, не хвалит), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося, ее изменения, самокоррекции.
Технология мастерских имеет свою структуру, каждый этап которой имеет свои цели, задачи и методы.

Структура педагогической мастерской
1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения
2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3.Социоконструкция – построение этих элементов группой. 4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе,
должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. Афиширование – вывешивание работ учеников и ознакомление с ними.
6. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты
или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов.
7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в
ходе мастерской.
Педагогическая мастерская основывается на своих принципах и правилах ведения, о которых стоит всегда помнить, чтобы получить эффект.

Принципы и правила ведения педагогических мастерских
1. Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию, к исследованию природы, социума, человека в целом, себя лично.
2. Ненасильственное привлечение к процессу деятельности через создание личностной мотивации.
3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.
4. Чередование индивидуальной и парной, групповой форм работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативной культуры, дает понятие о диалогическом способе восхождения к истине. Важность не только и не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
5. Работа в мастерских основывается как на природном материале, так и на результатах духовной деятельности человечества, прежде всего на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «вместилище красоты
и смысла» (Пастернак), данных нам в наследство духовной деятельностью наших предков. Поэтому язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета.

Типы мастерских.
По целям и способам деятельности в практике учителей и методистов Санкт-Петербурга выделяются:
-мастерские творческого письма;
-мастерские построения знаний;
-мастерские по самопознанию;
-мастерские отношений и ценностных ориентаций.

3. Практическое применение опыта.
Работая по УМК «Школа 2100», где возможна реализация деятельностного подхода к обучению по всем школьным предметам, я нашла общее с выбранной технологией. Обучаясь в 4-м классе, дети умеют самостоятельно определить тему урока, сделать вывод, вывести правило, закон, успешно использовать приобретенные знания в практической деятельности. Но в деятельностном подходе существуют определенные рамки. Технология мастерской предоставляет право выбора деятельности, создает ощущение свободы и возможности самореализации; содействует формированию интереса к другой точке зрения; побуждает слушать и слышать другого; создает среду для взаимодействия. В мастерской происходит реализация духовно-нравственного воспитания. Ну а самое главное – это реализация возможностей творчества. Когда –то Д.И. Менделеев говорил: «Смысл жизни – в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты».
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения другим предметам начальной школы.
Развитие речи младших школьников в процессе изучения литературного чтения является одной из самых актуальных проблем. Часто на уроках развития речи – «мастерской творческого письма», использую рассказы и сказки В.А. Сухомлинского. Это – настоящая кладезь нравственности. Произведения писателя - педагога заставляют задумываться над тем, что хорошо и что плохо, находить причины плохих поступков, помогают воспитывать в детях заботу, внимание, сострадание, участие к родным и близким, к окружающим, ко всему живому. Покажу поэтапную работу «мастерской».

Индукция (наведение). Индуктором может быть слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызывать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
При использовании сказки В. Сухомлинского «Старый пес», роль индуктора представляли три картинки: собака, щенок и человек.
-Могут ли эти предметы как-то быть связаны между собой? Ответ однозначный – «Да».
-Какую связь вы видите?
Ответов на этот вопрос было несколько:
«Собаки всегда живут рядом с человеком»,
«Собаки охраняют человека и его дом»,
«Собака приходит на помощь человеку в трудную минуту»,
«Человек заботится о своем друге – собаке» и т.д.

Самоконтрукция. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
-Как вы думаете, о ком мы сегодня на уроке будем писать в сочинении? (О человеке и его верном друге – собаке).
-Вам нужно придумать окончание сказки. А написал эту сказку педагог, писатель Василий Александрович Сухомлинский (представляю его портрет).
Далее дети слушают сказку «Старый пес» (заголовок не сообщается, произведение не дочитывается до конца)

СТАРЫЙ ПЁС.  Был у человека верный друг Пёс. Много лет сторожил он хозяйство человека.  Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не  узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей  будки, залаял как на чужого. Хозяин удивился и спросил: - Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему  хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!
Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну, маленькую будку и сказал Щенку: - Живи здесь. Старый пёс спросил у человека: - Зачем тебе еще один пёс?
Социоконструкция. Индивидуальная работа в паре. На данном этапе сначала каждый учащийся самостоятельно придумывал окончание сказки, отвечая на вопрос «Зачем тебе еще один пес?». Затем в паре читали друг другу свои маленькие сочинения, обсуждали и решали, какое из них будут предлагать своей группе. Учитель помогал, разрешал спор (если он возникал).

Социализация. Выступление ученика в группе (на этом этапе идет сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных результатов).
На этапе социализации вся группа заслушивала сочинения, которые были предложены парой. Дети решали, кто будет выступать перед классом со своей или общей работой. А учитель организовывал на это детей.

Афиширование. Предъявление работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой или парной работы.
Вот такие мини-сочинения появились в результате групповой работы.
Итак, «Зачем тебе еще один пес?»
1) «Ты стал старый и слепой, когда умрешь, у меня будет пес. Этот пес будет меня охранять».
2) «Прогоню тебя, потому что ты плохо видишь. Ты теперь можешь и воров пропустить. Мне не надо такой собаки».
3)»А вдвоем вам лучше. Ты его научишь дом сторожить».
4)»У меня будет две собаки, вам будет веселее и дружнее жить».
5) «Чтоб тебе было веселее. Щенок будет видеть, что кто-то чужой пришел, сообщит тебе, и вместе будете лаять».
6). «Ты – мой друг, и останешься им до конца своих дней. Поживите вместе, и вместе радуйте меня, помогайте».

Разрыв. Кульминация творческого процесса: отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
На данном этапе мастерской дети услышали концовку сказки В.А. Сухомлинского.
- Зачем тебе ещё один пёс?
-Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.  Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю  скатилась слеза.  А на траве кувыркался, играл щенок.

Далее идет сравнение сочинений детей с концовкой рассказа автора. Чувство удовлетворения было на лицах тех участников мастерской, кто сказку закончил так же, как и писатель. Между собой в группе ребята радовались за себя и тех, кто предложил закончить так произведение. А те учащиеся, чье сочинение не совпало с авторским вариантом, молча осмысливали ситуацию, делая выводы.
Здесь необходима небольшая беседа нравственного содержания.
-Какие животные есть у вас дома?
-Почему вы держите дома кошку, собаку?
-Как за ними ухаживаете?
-Куда деваете, когда они постареют?
-Вспомните, в сказке у Сухомлинского состояние старого Пса, когда он увидел Щенка и маленькую будку возле своей. Что с ним произошло?
-Да, он заволновался, в его душу вселилась тревога, что он не нужен хозяину. Но хозяин хорошо знал, что Пес страдает от того, что стал стар и слеп. И, чтобы вселить ему веру в жизнь, в то, что он еще нужен ему, что он любит его, как старого, доброго друга, он сказал ему эти слова: «Чтоб тебе не было скучно». Сказал для того, чтобы Пес спокойно доживал свой век. Придёт время, и Пес умрёт – ведь ничего нет вечного. Но выбрасывать, выгонять, прогонять нельзя. Пес долго и верно служил своему хозяину.

Рефлексия. Отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
На этом занятии детям была предложена карточка с выражениями:
-сегодня я узнал
-было интересно
-я понял, что
-я почувствовал, что
-у меня получилось
-я смог
-меня удивило
-урок дал мне для жизни
Каждый выбирал, близкое ему выражение и устно его заканчивал. Выслушивались все желающие высказаться.

Методы, используемые в «педагогической мастерской».
Основные методы:
-проблемный;
-исследовательский;
-практический;
-деятельностный;
-метод дискуссий.

Копилка приёмов на разных этапах «мастерской».
Индукция:
-предмет; -фраза;
-звук; -мелодия;
-рисунок; -текст;
-образ; -предметная картинка;
-неожиданное, загадочное задание и др.
Самоконструкция:
-самостоятельная работа с предъявленным материалом;
-работа со словарём;
-работа с учебником;
-работа с компьютером;
-работа с информационным материалом;
-приём «кластер»;
-музыкальный приём и др.

Социоконструкция:
-работа в паре;
-создание творческой работы;
-диалог;
-согласование идей.

Социолизация:
-работа в группе;
-обмен мнениями;
-диалог;
-мозговой штурм;
-составление синквейна;
-приём анализа, сравнение версий.

Афиширование:
-вывешивание работ на доску;
-представление проекта мастера (учителя);
-инсценирование;

Разрыв:
-работа с источником информации (учебник, художественный или научный текст);
-слайдовый материал (тексты, выкладки, выводы предъявляются на слайдах);
-эссе;
-предъявление материала, ранее подготовленного (пословицы и др.);
-игра;
-ресурсный круг (Что я вижу (чувствую), когда слышу слово..)

«Педагогическая мастерская» – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.
Психологическое воздействие, которое оказывается на личность в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.
Уроки в режиме « мастерской» – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй – хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй
Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности; обратиться к чувствам ребенка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, не ругать, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственное, пусть даже маленький шаг вперед.



3. 1. Теоретическое представление собственного педагогического опыта.
Год
Название
мероприятия
Статус мероприятия
(муниципальный, региональный, федеральный, международный)
Наименование публикации
Выходные данные

2014
Из опыта работы проведения родительских собраний о детском чтении
региональный
Сценарий родительского собрания в 1 классе на тему
«Чтение перед сном»

ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий, 2014

2015
Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции «Сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС»
региональный
«Работа с одаренными детьми в начальной школе»
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» 2015


3.2 Практическое представление собственного педагогического опыта

Год
Форма представле-ния
Тема опыта
Статус мероприятия
(муниципальный, региональный, федеральный, международный)

2015
Открытый урок для студентов педколледжа
Окружающий мир «Из го что следано»»
Муниципальный (Приложение 1)

2015
Открытый урок для родителей
«Семья: родители и дети» в технологии мастерских
учрежденческий (Приложение 2)

2016
Выступление
«Технология «Педагогических мастерских»: ее сущность и особенности»»
ШМО, учрежденческий


4. Результативность опыта.
Таблица результатов учебных достижений обучающихся
Класс
2010-2011
2011-2012
2012-2013
2014-2015


Успев
Кач-во
Ср.
б.
Успев
Кач-во
Ср.
б.
Успев
Кач-во
Ср.
б.
Успев
Кач-во
Ср. б

2
100
64
3,8










3



100
60
3,9







4






95,8
62,5
3,7




2









100
80
4





Диаграмма результатов учебных достижений обучающихся


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Таблица результатов участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях

Учебный год
Название
мероприятия
Статус мероприятия
(муниципальный, региональный, федеральный, международный)
Ф.И.О.
обучающегося
Результат
участия


2011-2012
Районный конкурс исследовательских работ
муниципальный
Хохлова Маргарита
Грамота
1 место

2012-2013
Всероссийская игра-конкурс «КИТ» (компьютеры, информатика, технология)
федеральный
Телегин Иван
Сертификат
1 место
Призер


2012-2013
Районная олимпиада младших школьников по русскому языку
муниципальный
Быкова Елизавета
Грамота
2 место

2013-2014
Конкурс семейных фотографий «Разговор о правильном питании
региональный
Соколов Егор
Диплом
Лауреат

2014-2015
Всероссийская игра-конкурс «КИТ» (компьютеры, информатика, технология)
Федеральный
Ярушина Дарья
Диплом
2 место

2014-2015
Всероссийская игра-конкурс «КИТ» (компьютеры, информатика, технология)
Федеральный
Солобоева Елизавета
Диплом
3-5 место

2014-2015
Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»
международный
Булаева Софья



Солобоева Елизавета
Сертификат



Сертификат


2014-2015
I Всероссийский дистанционный конкурс «Музыкальные творцы»
федеральный
Апостолова Анастасия
Грамота лауреат

2014-2015
Всероссийская дистанционная олимпиада «Язык родной, дружи со мной»
Федеральный
Кулешова Мария
Грамота
3 место

2014-2015
Всероссийский дистанционный конкурс «Удивительное вокруг нас»
федеральный
Соколов Егор




Апостолова Анастасия

Солобоева
Елизавета

Ярушина Дарья
Грамота
2 место



Грамота
3 место

Грамота
3 место

Грамота
Лауреат


2014-2015
Городской конкурс чтецов «Любимые строки»
муниципальный
Ярушина Дарья
Диплом
3 степени

2015-2016
Районная олимпиада младших школьников по русскому языку
муниципальный
Солобоева Елизавета
Грамота
1 место



Повышение профессионального мастерства.
Участие в семинарах, вебинарах, круглых столах, тренингах и др.
Как учитель, я в системе повышаю свой профессиональный и методический уровень через курсовую переподготовку и участие в семинарах , вебинарах и заседаниях РМО и ШМО.

Дата и место проведения мероприятия