Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы


Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.  Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает   изучение и внедрение в образовательный процесс  передовых технологий обучения.
      Выбор образовательных технологий   зависит от того, какие цели поставлены передо мной.
      Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать  не только определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, научить правильно писать слова и расставлять знаки препинания), но и, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, уметь  отстаивать свои взгляды, вести дискуссию. Развитие всех сторон устной речи является основной предпосылкой к успешному усвоению школьной программы. Ограниченность словаря, непонимание грамматических форм и выражений приводит к непониманию текстов, условий арифметических задач и т. д.
Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому,  что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это и ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую  жизнь  входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.
На уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Часты на уроках творческие разминки («Продолжи фразу»), рассуждения на грамматическую тему ( Яблоко – это существительное, потому что…; Слово «дорога» многозначное, потому что… и т. д.), юмор-паузы (рассказывание детьми смешных историй или анекдотов)
Все это способствует развитию монологической речи учащихся. Поэтому так важно использовать активные формы работы на уроках русского языка и литературы . Это требует определённых изменений в организации занятий – от традиционных, стандартных к активным формам обучения.
    Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: уроки-презентации, семинары, читательские конференции, уроки-концерты, уроки-зачеты.
В моей практике преподавания русского языка сложилась уже система нетрадиционных уроков:
Урок-интервью, Урок-репортаж (сочинение по картине в 7 классе «Детская спортивная школа»
Урок-презентация (уроки литературы изучения биографического материала)
уроки –телепередача (сочинение в форме сценария к телевизионному фильму)
Уроки-заочная экскурсия, урок-путешествие (такую возможность сейчас дает интернет)
В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» дети сами придумывают сказки и издают свои книжки-малышки, во всех классах после экскурсии на природу пишем сочинение-эссе или стихи.
Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление  кроссвордов,  инсценировки эпизодов. Творческие работы учащихся часто становятся участниками и призерами различных конкурсов:
Почетная грамота Пипченко Оксане, Зазерских Татьяне за активное участие во Втором Пасхальном фестивале «Светлая седмица».
Диплом за III место в городском конкурсе юношеских и журналистских материалов «Ни дня без строчки» в номинации «Искры вдохновения» - Толмачева Аня.
Диплом за II место в районном этапе конкурса детского творчества в рамках областного общественного проекта «Взгляд из будущего» в номинации «Литературное творчество» - Завзина Анастасия, Дворников Александр.
      В рамках перехода на ФГОС стараюсь водить на уроке элементы проблемного обучения. Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия  для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность, и вызывает у ученика стремление самому найти ответы на возникающие вопросы.    
При подготовке к проблемному объяснению материала на уроке важно учитывать несколько основных аспектов:
- что уже знают и умеют учащиеся;                                                            
 -что нового должны узнать и чему научиться;                                                 - что из новых знаний и способов учащиеся могут усвоить путем самостоятельного поиска.
    Таким образом, проблемные вопросы разрабатываются на основе соотношения между известным и неизвестным. На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие  ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила.
На доске слова «Словоизменение и словообразование». Вам знакомы эти понятия? Ученики: Да. Мы знаем, что слова в русском языке изменяются. Мы знаем, что есть части слов, которые образуют новые слова. Учитель: Скажите, чем различаются эти явления – словообразование и словоизменение? Сразу сформулировать, конечно, трудно. Давайте разбираться. Какая же цель перед нами стоит? Ученики: Наверное, надо узнать, что это такое, и научиться отличать словоизменение от словообразования.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Уровень познавательных способностей моих учеников разный, значительная часть детей имеет низкую мотивацию к обучению.
Следовательно, основной целью своей педагогической деятельности считаю развитие познавательных способностей учащихся, с учетом возможностей физического и психического здоровья каждого ребенка.
В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Задача достижения максимально высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником может быть решена на основе личностно – ориентированного  подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха. Это способствует  качественным изменениям в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт,  избавляется от различных комплексов. Интерес к предмету успешно вырабатывается  дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.
На уроках использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную и создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности.
Дифференцированный подход позволяет в условиях классно- урочной системы реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Например:
составление текстов диктантов;
составление карточек-заданий по изучаемому материалу;
составление обобщающих таблиц для работы на уроке;
работа с дополнительной литературой, со словарями
проверка индивидуальных заданий, выполненных учениками, которые имеют более низкий уровень подготовки;
выполнение обязанностей консультанта
Вывод: главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении – это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.
Далее идет специальная переработка содержания и собственно организация учебного процесса.