Перспективы внедрения нового историко-культурного стандарта в школе.


Перспективы внедрения нового историко-культурного стандарта в школе.
В 2013 году президентом РФ в очередной раз была затронута тема образования. На заседании Совета по межнациональным отношениям он призвал создать учебник истории без двойных стандартов и на хорошем языке. В результате в апреле 2013 года была создана рабочая группа по подготовке нового историко-культурного стандарта. Главной задачей, стоявшей перед ней, стала выработка современной концепции преподавания истории в школе. Проект был предложен к обсуждению в июне 2013 года, одновременно началась подготовка единого учебника по предмету. Основной целью проекта является повышение качества исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся, формирование единого культурно-исторического пространства. Среди первостепенных задач: показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса, синхронизировать российский исторический процесс с общемировым. Среди концептуальных основ проекта можно выделить: культурно-антропологический подход вместо доминирования политической истории, которая, по мнению авторов, искажает само понимание исторической реальности; уделение большего внимания роли личности в истории, при этом смешение акцента в пользу простого человека того времени; переключение внимания на изучение проблем духовной культуры, истории регионов; выработка у учащихся сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям. Ядром провозглашается новый учебник-навигатор, который не просто дает информацию, но учит рассуждать и анализировать факты. История должна формировать чувство патриотизма, ориентировать учеников на понимание многонациональной и многоконфессиональной составляющей нашего государства. Изучение истории в школе предполагается по линейной системе с 5 по 10 класс при профилизации в 11.
Конечно, мы не можем не согласиться с тем, что на сегодняшний день процесс и качество исторического образования и преподавания истории в школе заметно ухудшились. Необходимы инновации, но многое из того, что предлагается разработчиками нового культурно-исторического стандарта уже применяется и внедряется в школе. Современный ФГОС поставил учителя в новые условия преподавания истории: ведется работа по определению путей устойчивого развития и формирования личности ребенка в быстро меняющихся условиях экономической и политической реалий жизни нашего государства. Творческие способности, самостоятельное мышление, умение решать нестандартные задачи, работать в группе – вот требования предъявляемые современным обществом к личности выпускника как школы, так и ВУЗа. В этих условиях ученик/студент становится центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познавательный характер. При этом необходимо учитывать «клиповый» характер мышления современных школьников, отсутствие должного контроля родителей над учащимися, раннюю социализацию, влияние интернета и многие другие факторы, ограничивающие мотивацию подростков учиться, познавать, активно мыслить на уроках.
Сегодня существует множество подходов, которые «готовят почву» для внедрения нового историко-культурного стандарта. Например, проблемный. Его возникновение связывают с появлением в 1894 г. опытной школы, основанной на теоретических положениях Дж. Дьюи, в которой учебный план был заменен игровой деятельностью. Под проблемным подходом в обучении понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению. Одним из современных, пользующихся популярностью подходов, стал деятельностный. Ключевым условием использования деятельностного подхода в обучении является формирование у школьников надпредметных умений, позволяющих им самостоятельно формулировать, решать учебные проблемы, осуществлять самостоятельный поиск, структурирование информации и пр. Фактически речь идет о неких универсальных учебных действиях, подходящих для различных учебных предметов и ситуаций.
В стандарте универсальные учебные действия в целом рассматриваются как синоним понятия «общеучебные умения». Универсальные учебные действия носят метапредметный характер. Отсюда следует принцип метапредметности к организации процесса обучения, предполагающий развитие этих умений средствами различных школьных учебных дисциплин, силами всех учителей – предметников. Современная «педагогика сотрудничества» рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учащихся и их учителей, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в учебно-воспитательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности. Также разработаны многие технологии, соответствующие новому ФГОС и проекту историко-культурного стандарта: технология критического мышления, способствующая выработке личностного отношения к событиям и фактам истории, дающая огромный потенциал для анализа исторического процесса, воспитания патриотизма и нравственности; дебаты; творческие мастерские; проектная технология, открывающая возможность для самостоятельности, творчества школьника, знакомящая его с основами исследовательской работы, дающая понимание истории как единого процесса.
Однако проект практически готов, но требует, на мой взгляд, внесения некоторых корректировок:
Современные учебники перегружены фактами, цифрами, незначительными событиями, что усложняет процесс усвоения знаний и не способствует повышению интереса к предмету со стороны школьников. Нужно упростить курс всеобщей истории в контексте её синхронизации с историей России при сохранении приоритетности изучения последней. Однако такое упрощение не должно идти по пути «примитивизации» изложения курса. Есть примеры учебников, которые сужают кругозор учащихся («Россия и Мир» О.В. Волобуева)
Формирование гражданской общероссийской идентичности – главная задача современного курса истории в школе в условиях многонационального характера нашего государства, распространения идей нездорового национализма и фашизма среди молодежи. Необходимо подчеркнуть значимость каждого народа и региона путем внедрения соответствующих сюжетов в содержательную часть нового учебника.
Воспитание патриотизма должно осуществляться без пафосности, нужно выделить такие сюжеты в истории, которые оказали бы должное воздействие на личность ребенка, могли бы развить в нем чувство гордости за его Родину, желание быть гражданином России.
Расширение тематики, связанной с культурой и бытом, невозможно при 2-х часах в неделю, отводимых на преподавание истории в школе. Необходимо задуматься над модернизацией таких предметов как МХК, возможно историю России 20 –начала 21 века на профильном уровне укрепить таким курсом как Основы политологии (если речь идет об 11 классе)
Мне кажется неправильным полностью переходить на культурно-антропологический подход при изучении истории в школе. Доминирование политической истории является основой усвоения знаний учащимися, тем стержнем, на котором «держатся» все значимые факты и события. Полностью отойти от такого подхода - «размыть» содержательную часть курса, еще больше перегрузить его.
Наконец, нужно задуматься о соответствии нового учебника единому государственному экзамену по истории, привести содержание курса, требования к подготовке учащихся, методический аппарат предполагаемого учебника в соответствие заданиям, выносимым на ЕГЭ, иначе учителю придется забыть о внедрении историко-культурного стандарта, а тратить большую часть учебного времени на «натаскивание» учащихся на тесты, как это происходит сегодня.