Презентация по литературе Двойничество в романе Михаила Юрьевича Лермонтова « Герой нашего времени»


Научно – исследовательская работаДвойничество в романе Михаила Юрьевича Лермонтова « Герой нашего времени» Выполнила : Алимханова Рашия-Ученица 9 «А» класса МОУ СОШ №59 п.МулиноСекция : литература Научный руководитель: Савельева Т.А. Введение Феномен двойничества, свойственный русской культуре, более всего обостряется в переломные моменты культурно-исторического развития, что обусловлено общей неустойчивостью, кризисом общественного сознания, мироощущения. Одним из таких переломных моментов развития России является рубеж 19-20 веков. На современном этапе культурно-исторического формирования проблема двойничества снова становится актуальной, так как сейчас Россия находится на очередном повороте своего развития , что незамедлительно сказывается на художественном сознании эпохи. Можно сказать,что в современной культуре снова обостряется извечная проблема человека- проблема раздвоения личности Таким образом, исследование феномена двойничества помогает понять закономерности сегодняшнего культурного сознания . Для рассмотрения своей темы я выбрала произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Цель работыИзучить произведение Лермонтова «Герой нашего времени» ,и рассмотреть в нем проблему двойничества ,и выявить особенности феномена двойничества в творчестве этого писателя. В соответствии с этим, я поставила следующие задачи исследования: - выявить истоки феномена двойничества в произведениях русских писателей 19-20 веков. -выявить особенности индивидуального сознания М.Ю. Лермонтова в аспекте двойничества. Актуальность темыЯ полагаю, что интерес моей работы заключается в следующем: обобщении различных взглядов изучения феномена двойничества, в построении общей схемы развития данной проблемы в выявлении сущностных черт культурного сознания эпохи рубежа 19-20 веков в аспекте двойничества в выявлении эволюции феномена двойничества в творчестве М.Ю.Лермонтова.  Рубеж веков в России характеризуется небывалым социальным напряжением, обострением политических противоречий. И наступление века машин имело плохие последствия для творческой личности: в нем видели угрозу подавления индивидуальности В это время творческая личность пытается передать атмосферу, воздух эпохи, она остро ощущает рубежность момента . Деятели культуры, всегда выражающие настроение своей эпохи , наиболее остро ощущали общую неустойчивость мира, неравновесие, переломность данного отрезка жизни и истории. Это определенным образом наложило отпечаток на их мироощущение, мировоззрение, и сказалось в их творчестве. Для которого в целом характерны настроения потерянности, одиночества, растерянности перед жизнью.Художественные традиции феномена двойничества в русской культуре 19-20 вв. Художественные традиции феномена двойничества в русской культуре 19-20 вв. На этом этапе культурного развития и становится актуален феномен двойничества , как один из аспектов кризисного сознания эпохи . что в большой мере было обусловлено ощущением утраты внутренней целостности личности. Можно сказать , что феномен двойничества явился одним из наиболее ярких проявлений кризиса эпохи как на уровне индивидуального сознания творческой личности, как характерная черта художественного сознания. Двойничество как философская художественная категория возникает в романтизме , она по-разному проявляется в творчестве русских писателей 19 века. Именно в контексте двойничества в культуре рубежа 19-20 века актуализируется имя Лермонтова. Его творчество в русской культуре начала 20 века художественно, критически переосмысливается, изучается . Таким образом, в романтизме наблюдается конфликт между существующей действительностью и индивидом, романтическим героем. В силу этого происходит своеобразное раздвоение мира- разделение его на мир реальный, действительно существующий и мир нереальный, фантастический, иррациональный или мир мечты, грез, существующий в сознании романтического героя: художественный мир романтиков, развиваясь, порождает и раздвоение их героев. Раздвоение мира в сознании и художественной практике романтиков не могло не повлиять на сознание отдельно взятой личности. Двоемирие обуславливает разлад личности, ее разума, распад ее целостности , что в свою очередь приводит к раздвоению личности.В литературе романтизма феномен двойничества решается на уровне личности ,сознание которой под давлением расколотого , двоящего мира также двоится, вызывая тем самым появление своеобразных образов- двойников романтических героев.Художественные традиции феномена двойничества в русской культуре 19-20 вв. Я попробую рассмотреть, как феномен двойничества отразился в творчестве М.Ю. Лермонтова. Он, как и романтики, стремится к возвышенному , величаво-прекрасному, но не находит этого в окружающей его жизни, действительности. Поэтому его творчество становится трагичным. И эта трагедия, отраженная в его произведениях, по сути, является вариантом идеи романтического двоемирия. « Герой нашего времени»- первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя « одна душа, одни и те же муки». Психологические потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени» . Феномена двойничества в произведении М,Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вообще, композиция романа не направлена на то, чтобы «пояснить» героя. Печорин показан сразу в нескольких ракурсах; одновременно существуют разные грани его души. Такая двойная композиция и «двойные герои» делаются главными литературными приемами произведения. Через композиционную систему « двойников» Лермонтов определяет болезнь своего времени- существование вне прошлого и будущего, отсутствие связей между людьми, духовная раздробленность человека.Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию, но и сравнивает Печорина с другими героями. В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера Феномена двойничества в произведении М,Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Вообще, композиция романа не направлена на то, чтобы «пояснить» героя. Печорин показан сразу в нескольких ракурсах; одновременно существуют разные грани его души. Такая двойная композиция и «двойные герои» делаются главными литературными приемами произведения. Через композиционную систему « двойников» Лермонтов определяет болезнь своего времени- существование вне прошлого и будущего, отсутствие связей между людьми, духовная раздробленность человека.Для наиболее полного раскрытия образа своего героя Лермонтов использует не только особенную композицию, но и сравнивает Печорина с другими героями. В центре системы художественных образов находится Печорин. Все остальные персонажи группируются вокруг него, помогая раскрытию его характера. У Печорина есть своеобразные двойники. Это выразители своего «Я» героя. Феномена двойничества в произведении М,Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Двойники Печорина

Своё сравнение я хотела бы начать с самого яркого и ближнего двойника Печорина .Возможно, в романе многие герои напоминают своими поступками поведение Печорина, и лишь один из них обладает схожими с главным героем чертами характера. Это доктор Вернер, человек необычный и довольно интересный как личность. Он появляется неспроста, а для чтобы показать, что Печорин не одинок в своих взглядах на жизнь, что в современном ему обществе есть еще люди, которые мыслят и живут похожим образом .Вернер стал тем единственным человеком, которого Печорин по-настоящему уважал и ценил доктора, видел в нем личность -незаурядную и независимую в своих жизненных воззрениях. Доктор Вернер {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Признаки по которым характеризуем героевПечоринДоктор Вернер Портрет «Крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни»,«привычки порядочного человека», имел аристократическую руку, но слишком худые, бледные пальцы, обладал некоторой скрытностью характера, «в его улыбке было что-то детское», глаза , не смеялись, когда он смеялся» , взгляд «непродолжительный, но проницательный и тяжелый»«его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся в последствии…» , «был мал ростом, и худ , и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона…» ХарактерПытливый ум, склонен к самоанализу, самокритиченСкептик ,материалист, поэт, «был беден , мечтал о миллионах» , «был злой язык» Поступки Пытается найти смысл жизни, влюбляет в себя княжну мери, благородно ведет себя на дуэли« обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом…»Отношение к работе Не нашел себя в работеОбрел себя в работе врача Вернер и Печорин во многом похожи друг на друга : оба они умели проникать в человеческие мысли и оказывать психологическое влияние на людей. Как и главный герой доктор самолюбив и эгоистичен хотя бы потому , что, несмотря на свой возраст , не счел нужным обзавестись семей и детьми.Итак , исходя из того , что Печорин и Вернер единодушны в своих взглядах, оба не удовлетворены жизнью и критически настроены по отношению к ограниченным интересам большей части российского общества , разочарованы существующими порядками и резко отрицают уклад общественной жизни, можно утверждать, что доктор является настоящим двойником Печорина.Доктор Вернер «Фаталист» до сих пор остается самой непрочитанной, самой загадочной новеллой в составе философско-психологического романа Лермонтова «Герой нашего времени» Вулич – эмоциональный двойник Печорина. Под маской внешнего спокойствия и хладнокровия Вулича скрывается борьба чувств и страстей. Вулич испытывает страсть к игре, он играет не ради денег, а желая проверить, есть ли силы мощные и иррациональные. Ему требуется постоянно испытывать на себе, есть ли предопределение или нет- это начало новой игры. Борясь с судьбой, со смертью, Вулич на время получает власть над другими. Печорин интуитивно чувствует внутреннее состояние Вулича и невольно предсказывает ему Печорин смерть. Вулич и Печорин относится к тому поколению, наиболее сильные и яркие представители которого скитаются по земле без убеждений и не способных к великим жертвам на благо человечеству. В напрасной борьбе они истощили жар души и постоянство веры, их скептицизм рождает невольную боязнь, сжимающую сердце при мысли неизбежного конца.Вулич Грушницкий Третий двойник – это юнкер Грушницкий. Ему в произведении отведена особая роль: сравнение с ним позволяет выявить масштаб личности Печорина. По сути,этот персонаж- карикатура на Печорина,пародийный герой-двойник. Внешне,в манере держаться и поведении,Грушницкий подражает разочарованному романтику, но в душе он остается ничтожным человеком, способным на любую подлость.Теперь сравним его с Печориным. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Признаки , по которому характеризуем героев Печорин Грушницкий Портрет «Крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни»,«привычки порядочного человека», имел аристократическую руку, но слишком худые, бледные пальцы, обладал некоторой скрытностью характера, «в его улыбке было что-то детское», глаза , не смеялись, когда он смеялся» , взгляд «непродолжительный, но проницательный и тяжелый»Юнкер , франт,»хорошо сложен, смугл и черноволос», ,говорит он скоро и вычурно» , «производит эффект - его наслаждение» Характер Пытливый ум, склонен к самоанализу, самокритичен« занимался целую жизнь одним собою» Поступки Пытается найти смысл жизни, влюбляет в себя княжну мери, благородно ведет себя на дуэлиСтарается завоевать любовь княжны мери , соглашается на бесчестный поступок- вступает в сговор против Печорина перед дуэльюОтношение к Мери Играет чувствами девушкиВлюблен Поведение во время дуэлиБлагороден Не смог до конца поступить бесчестно, признается в сговоре ГрушницкийУже первая характеристика Грушницкого пронизана иронией. Неприятие Печориным его провинциального романтизма очевидно. В какие-то моменты в нем Грушницком, как в кривом зеркале, Печорин узнает себя, далеко не лучшие черты своего характера, и поэтому испытывает антипатию к этому человеку. Низость Грушницкого вызывает у Печорина гнев, хотя герой еще готов простить Грушницкого. Но такого не происходит, поэтому победа над Грушницким в очередной раз возвышает главного героя в собственных глазах, подтверждает его исключительное право распоряжаться чужими жизнями и судьбами, и в этом заключается его глубокая нравственная ошибка. Итак , образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает самое главное в центральном герое. Грушницкий- кривое зеркало Печорина- оттеняет истинность и значительность страданий этого «страдающего эгоиста», доводит качества Печорина до абсурда .Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.   Заключение Мое внимание было сосредоточено на анализе творчества М.Ю. Лермонтова, в силу того , что феномен является основной характеристикой его художественного сознания, определяя направленность его творческих поисков. Мы пришли к выводу, что образ Печорина раскрывается наиболее полно благодаря использованию такого художественного приема, как двойники. Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: "как жизнь скучна, когда боренья нет!" Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман "Герой нашего времени". Показывая, что его герой характерное явление для России того времени.