Презентация по литературе на тему Трагическая муза любви Михаила Юрьевича Лермонтова (9 класс)


ТРАГИЧЕСКАЯ МУЗА ЛЮБВИ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВАПодготовила ученица 11 «А» класса:Исалимова Рената Варенька Лопухина Будущий писатель и юная дворянка познакомились в ноябре 1831 года в Москве. С тех пор сердце русского писателя было занято одной музой.  Любовь в творчестве Лермонтова всегда занимала значительное место. В ранней лирике великого классика чувствуется вкус горечи – неразделенная любовь к подруге детства, Вареньке Лопухиной, добавляла грусти в поэтические строки о потерянном счастье:Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других Когда юный поэт переехал из деревни в Петербург и поступил в школу юнкеров, отношения с Варварой Александровной не смогли продолжаться, и родители выдали ее замуж за Николая Федоровича Бахметева, действительного статского советника.  И все же, стоит отметить, что именно к Лопухиной Михаил Лермонтов питал до конца жизни самое глубокое чувство, когда-либо вызванное в нём женщиной. Екатерина Сушкова Еще одной девушкой, не оценившей любви поэта, стала Екатерина Сушкова. Для нее Михаил Юрьевич был слишком юн, а она уже искала удачного замужества. Поэт ей посвятил эти пронзительные строки: Расстались мы, но твой портретЯ на груди моей храню:Как бледный призрак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданным страстямЯ разлюбить его не мог:Там храм оставленный – все храм,Кумир поверженный – все бог!От былой влюбленности Лермонтова к тому времени не осталось и следа. «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой цепляются за все, что они встречают! — было время, когда она мне нравилась, теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… но, я не знаю, есть что-то такое в ее манерах, в ее голосе, что-то жесткое, неровное, сломанное, что отталкивает…». Наталья Иванова   Дальше происходит знакомство поэта с Натальей Ивановой, таинственной незнакомкой Н. Ф. И., чьи инициалы удалось раскрыть Ираклию Андроникову. Ей посвящён цикл из приблизительно тридцати стихов. Отношения с Ивановой первоначально развивались иначе, чем с Сушковой — Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена, пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. Их отношения закончились разрывом, который вызвал у поэта не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости. Описывая портрет Натальи, Лермонтов называет её «бесчувственным, холодным божеством». поэтическое творчество способно обессмертить чувство любви:Но для небесного могилы нет.Когда я буду прах, мои мечты,Хоть не поймёт их, удивлённый светБлагословит; и ты, мой ангел, тыСо мною не умрёшь: моя любовьТебя отдаст бессмертной жизни вновь;С моим названьем станут повторятьТвоё: на что им мёртвых разлучать?  Мария Алексеевна Любовь в творчестве Лермонтова 30-40–х годов присутствовала благодаря новому серьезному увлечению – Марии Алексеевне Щербатовой. Она была молодой вдовой, но любила ли она поэта – он сам не знал, поэтому часто грустил. Машенька в ответ посоветовала ему молиться, когда на него находит тоска, и тогда Михаил Юрьевич написал «Молитву»: В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть.  Екатерина Быховец  Последний раз мы видим любовь в творчестве Лермонтова к Екатерине Быховец – его дальней родственнице. Бронзовый цвет лица и черные очи... Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича. Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. В своем стихотворении, обращенном к Екатерин е Быховец, он написал:Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье.Люблю в тебе я прошлое страданьеИ молодость погибшую мою… Они встретились после долгой разлуки именно в день его дуэли, о которой никто не знал, кроме четверых человек. Днем, гуляя с ней по парку, он сказал: «Душенька, счастливее этого часа не будет больше в моей жизни», и был прав… Любовь в понимание поэта. В понимании поэта любовь ассоциировалась с вечностью, он не признавал скоротечных романов, а когда сам увлекался, то быстро остывал: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней.     Во многих стихотворениях мы можем видеть, что любовь в творчестве Лермонтова – это чувство светлое и возвышенное, но зачастую неразделенное или утраченное, как, к примеру, в произведении «Валерик»:  С людьми сближаясь осторожно, Забыл я шум младых проказ, Любовь, поэзию,— но вас Забыть мне было невозможно.  В любви и дружбе он был предан и серьезно относился к любым отношениям. И не терпел несерьезности других.   Всю жизнь поэт искал ту женщину, которая сможет его понимать и воспринимать таким, какой он есть. Но, к сожалению, сделать ему это так и не удалось, он ни разу не связал себя брачными узами, поэтому любовь в творчестве Лермонтова носит больше печальный характер.  Посвящено Наталье Ивановне Я не унижусь пред тобою;Ни твой привет, ни твой укорНе властны над моей душою.Знай: мы чужие с этих пор.Ты позабыла: я свободыДля заблужденья не отдам;И так пожертвовал я годыТвоей улыбке и глазам,И так я слишком долго виделВ тебе надежду юных дней,И целый мир возненавидел,Чтобы тебя любить сильней.Как знать, быть может, те мгновенья,Что протекли у ног твоих,Я отнимал у вдохновенья!А чем ты заменила их?Быть может, мыслию небеснойИ силой духа убежденЯ дал бы миру дар чудесный,А мне за то бессмертье он? —Зачем так нежно обещалаТы заменить его венец? Зачем ты не была сначала,Какою стала наконец?Я горд! — прости — люби другого,Мечтай любовь найти в другом: —Чего б то ни было земногоЯ не соделаюсь рабом.К чужим горам, под небо югаЯ удалюся, может быть;Но слишком знаем мы друг друга,Чтобы друг друга позабыть.Отныне стану наслаждатьсяИ в страсти стану клясться всем;Со всеми буду я смеяться,А плакать не хочу ни с кем;Начну обманывать безбожно,Чтоб не любить, как я любил —Иль женщин уважать возможно,Когда мне ангел изменил?Я был готов на смерть и мукуИ целый мир на битву звать,Чтобы твою младую руку —Безумец! — лишний раз пожать! —Не знав коварную измену,Тебе я душу отдавал; —Такой души ты знала ль цену? —Ты знала: — я тебя не знал! —