Урок по истории на тему Повторение — обобщение Древний Восток


Тема урока :
Повторение – обобщение по теме «Древний Восток»
Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала с использование игровых технологий. На различных этапах урока используются возможности интерактивной доски.
Оборудование:
Учебник. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. Москва. “Просвещение”. 2014 г.
Компьютер, проектор
Презентация к уроку .Цели урока:
образовательная: повторить и обобщить знания, полученные учащимися в процессе изучения раздела Древний Восток;
развивающая: способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, умения сравнивать, сопоставлять исторические факты, выявлять причинно- следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться по карте, анализировать и делать выводы; развивать самоконтроль;
воспитательная: воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока, а также коллективизм, умение слушать.
Форма урока: командная познавательно - развивающая игра. 
Задачи:
Повторить основные исторические события и даты по разделу «Древний Восток»
Раскрыть историческое значение достижений Древнего Востока для мировой культуры.
Формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
– анализировать (в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; - представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).Коммуникативные УУД:
– излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
– организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
Регулятивные УУД:
–– работать по плану, сверяясь с целью;
– находить и исправлять ошибки;
 - оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.
Личностные УУД:
– осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;
Методы обучения и формы организации учебной деятельности.
 - Работа по карте, работа с тестовым материалом.
 - Иллюстративно - репродуктивный.
 - Частично поисковый метод и практическая работа учащихся.
 - Развитие исследовательских умений учащихся: работа с картой, самостоятельная работа с источниками, работа по карточкам с основными понятиями.
 Роль и место урока в курсе:
Тема «Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть роль древних цивилизаций в развитии мировой цивилизации.
Планируемый результат:
Учащиеся должны
знать:
 - термины и понятия по разделу Древний Восток;
 - географические объекты и столицы стран Востока;
 - даты и события, культурные памятники Востока;
 уметь:
 - называть и показывать на карте географические и исторические объекты;
 - работать в группе;
 - производить самопроверку и взаимопроверку;
 - заполнять таблицы.
План урока
I. Организационный момент. Мотивация.
Учитель: Сегодня нам предстоит вспомнить страны Древнего Востока. Нас ждет командная игра, и я предлагаю вам разделиться на -- команды и быстро определиться с названием. За нашей игрой внимательно будет наблюдать ареопаг ( жюри), которое в завершении игры озвучит команду победительницу, а так же выявит самого умного знатока истории.
Мы продолжаем повторять и для того чтобы наша работа действительно была эффективной и полезной, мы просто не сможем обойтись без мудрецов древности. Кто, если не они помогут, дадут напутствие, а может и озадачат нас чем – то. Вы выбирете из команды - I группа это Мудрецы.
Народы Древнего Востока удивительные люди: умные, изобретательные, активные и творческие. И следующая наша II группа – это Творцы.
Ну, а основной удар на себя примут наши Знатоки. Это все участники команд.
Нас с вами ждет много конкурсов и испытаний, и для того чтобы каждый из вас смог себя проявить, чтобы наша работа была эффективной и полезной познакомитесь с памяткой, которую вы видите на своих столах.
Правила работы в группе
Чтобы попросить слово, подними руку.
Говори по теме, понятно, кратко.
Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
Старайся найти наилучшее решение проблемы.
Поощряй других к участию в обсуждении.
Будь доброжелателен и терпим.
Соблюдай правило «трёх нельзя»:- нельзя говорить: «всё уже сказали»;- нельзя отказываться сообщить своё мнение группе;- нельзя прятать за высказыванием дурное настроение.
Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно.
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
II. Повторение
( Приложение: слайд №2) На слайде слепая карта древнего мира.
Учитель: Что здесь изображено? ( историческая карта древнего мира).
Как вы считаете, какое задание вам предстоит выполнить?
На предыдущих уроках вы с интересом знакомились с историей стран Древнего Востока. И сейчас легко ответите на мой вопрос: О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься?
Вы правы, нам предстоит вспомнить основные события из истории древних стран.
И сразу предлагаю задание Мудрецам: познакомьтесь с одним очень древним папирусом, в котором сохранилось наставление отца к сыну – ученику, прочитайте и ответьте на вопрос.
Поучение Хети своему сыну Пепи.
О, если бы мой сын я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать! Любой ремесленник устает больше, чем земледелец. Ночью земледелец свободен, а ремесленник ищет работу. Так камнетес ищет работу по твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, он утомлен. А строитель стен, он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Я расскажу тебе о ткаче, который не дышит воздухом, а дышит пылью. А рыбак, который работа на реке вперемежку с крокодилами. Смотри, сын, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца. Когда писец еще ребенок , уже приветствуют его. Будь писцом мой сын!
Почему отец хочет, чтобы его сын стал писцом?
Наши ученики еще учатся и поэтому им разрешается в случае затруднений обратиться к мудрецам, которые всегда готовы прийти к вам на помощь.
(После работы по карте, проверяем учеников о писце. )
Задание для творцов: в течение 15-20 минут пока вы будете слушать ответы ваших одноклассников, вам предстоит разработать говоря современным языком логотип любой понравившейся вам страны древнего Востока и презентовать нам эту страну через логотип . Дерзайте! Удачи!
Ну, а основной удар на себя примут наши Знатоки
Конкурс « География стран Древнего Востока» ;- Назвать государства , изображенные на карте. ( Слайды презентации)
1.На этом полуострове находится государство Индия (Индостан);
2.Эту страну в древности жители Африки называли “Черная земля” (Египет);
3.Жители этой страны были первыми основателями колоний в Средиземноморье (Финикия);
4.Эта страна располагалась на севере древнего Междуречья (Ассирия);
5.На этой земле возникло древнее еврейское государство – Израильское царство (Палестина);
6.В какой стране Востока возведены самые длинные стены (Китай);
7. Эти две реки берут начало в горах Тибета (Янцзы и Хуанхэ);
8.Столицу этой страны в древности называли “логовищем львов” и “городом крови” (Ниневия);
9.Эти две реки берут начало в Гималайских горах (Инд и Ганг).
Задание - игра «Разминка»:
1.Тростник, из которого делали материал для письма (Папирус);
2.Частицы полусгнивших растений (Ил);
3.Первая столица Египта (Мемфис);
4.Приспособление для полива садов и огородов (Шадуф);
5.Сплав меди и олова (Бронза);
6.Забальзамированное тело умершего (Мумия);
7.Письменность в Двуречье (Клинопись);
8.Название областей Персидской державы (Сатрапии);
9.Группа людей, не входивших ни в одну из каст (Неприкасаемые);
10.Островки зелени в пустыне (Оазис);
11.Огромная статуя льва с головой человека (Сфинкс);
12.Сбор в пользу государства части урожая и приплода скота (Налог).
Вариант 2.
1.Каменистые преграды в реке (Пороги);
2.Правитель Египта (Фараон);
3.Столица Египта при Тутмосе III (Фивы);
4.Мелкие предметы, якобы защищавшие от злых духов и несчастий (Амулет);
5.Служители бога (Жрецы);
6.Гроб, в который клали тело умершего (Саркофаг);
7.Стенобитное орудие (Таран);
8.Непроходимые тропические леса (Джунгли);
9.Гробницы египетских фараонов (Пирамиды);
10.Письменность в Египте (Иероглифы);
11. “Город крови”, “логовище львов” (Ниневия);
12.Замкнутые группы людей в Индии (Касты);
Учитель подводит итог разминки.
После работы по карте, проверяем учеников о писце.
Проверка задания Мудрецов.
(Приложение слайд №8). Почему же отец хотел, чтобы его сын стал писцом? Вспомните все что вы знаете о жизни писца. ( ответы детей)
И вам сразу предлагаю задание: познакомьтесь с одним очень древним папирусом, в котором сохранилось наставление отца к сыну – ученику, прочитайте и ответьте на вопрос.
Поучение Хети своему сыну Пепи.
О, если бы мой сын я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать! Любой ремесленник устает больше, чем земледелец. Ночью земледелец свободен, а ремесленник ищет работу. Так камнетес ищет работу по твердому камню. Когда же он кончает, руки его падают, он утомлен. А строитель стен, он постоянно болен, так как предоставлен ветрам. Я расскажу тебе о ткаче, который не дышит воздухом, а дышит пылью. А рыбак, который работа на реке вперемежку с крокодилами. Смотри, сын, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца. Когда писец еще ребенок , уже приветствуют его. Будь писцом мой сын!
Почему отец хочет, чтобы его сын стал писцом?
Молодцы!
Задание для мудрецов:
А пока наш ученики работают , хотелось бы обратиться к нашим
Мудрецам, так как следующее задание требует не просто мудрости, опыта, но и знаний. В руках у меня полуистлевший папирус, некоторые слова стерлись со временем, большая просьба постараться их восстановить.
5. Определи документ и заполни пропуски.
Если человек у… имущество храма, его должно … .Если человек укроет беглого …, его должно …. .Если кто срежет рабу клеймо, тому должны отрезать ….
Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве … года.
Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить … .Если человек ударит по щеке высшего, должно ударить его 60 раз … изволовьей кожи.
Учитель: мудрецам удачи и терпения в выполнении этого задания
Наши ученики еще учатся и поэтому им разрешается в случае затруднений обратиться к мудрецам, которые всегда готовы прийти к вам на помощь.
Народы Древнего Востока удивительные люди: умные, изобретательные, активные и творческие.
3. Конкурс “Тайный ящик”.
По описанию нужно узнать предмет, который находится в тайном ящике.
Вещество, которое в Древнем Китае считалось лекарством, и его неохотно употребляли китайцы. Это лекарство имело целебные свойства: возвращало человеку силы, помогало встать на ноги. Настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. (Чай).
В моей стране войско состоит из пехоты, конницы, колесниц и слонов народ считает, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками. Что в сундучке? (Шахматы).
С детства я умею смешивать чистый белый песок с содой, плавить их и из полученной массы выдувать изящные сосуды. Что в сундучке? (Бокал, стеклоЗерно известного продукта, который вы не раз употребляли в пищу. А выращивали и выращивают его в Китае следующим образом: зерна намачивают, они прорастают. Затем на небольшом участке густо высеивают. Участок заполняют водой на 5 см. Когда рассада подрастет на 20-25 см в высоту, ее осторожно выдергивают и пучками по 5-6 ростков пересаживают на поле параллельными рядами. Поле должно быть покрыто водой на 5-10 см. (Рис).
То, без чего не обходится сегодня каждый из нас. А появилось это в Древнем Китае. Изготавливали это следующим образом: в котле варили массу из измельченных тряпок, бамбука и коры деревьев. Затем сеткой черпали слой полужидкой массы и высушивали. (Бумага)
Один путешественник, который побывал в Древней Индии, рассказывал о том, как индийцы выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. (Сахар)
Также знатные и богатые люди в нашем государстве носят одежду из пурпура. Что в сундучке? (Красная ткань)
Это изобретение появилось в Китае и в древние времена оно напоминало суповую ложку с длинной ручкой, сделанную из магнитного железняка. “Ложку” клали на гладкую деревянную подставку с делениями. Если бы древний египтянин увидел вращающуюся китайскую ложку, он закричал бы “Волшебство!”. О каком изобретении идет речь? (компас)
Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет. Об истории какого открытия повествует эта старинная легенда? (шелк)
Физминутка.
А теперь ребята отдохнем. Включается запись физ минутки.
4 . Конкурс “Загадочный”.
Каждой команде предлагается отгадать загадку.
Загадка № 1.
Он самый мудрый и почтенный, Бог Брахма изо рта его создал, И цвет его одежды белый. К концу же жизни Вдруг отшельником он стал. (Брахман)
Загадка № 2.
Этих слуг повсюду гнали, Жить в деревне запрещали. Те в лачугах жалких спали, На судьбу свою роптали. (“Неприкасаемые”)
Загадка № 3.
Чтоб землю с севера обезопасить, У гуннов землю отобрать, Правители решили стену возвести, Покой чтоб вечный обрести. И людей великое множество Согнали со всей страны. Заставили ее строить, Чтоб не было войны. (Великая китайская стена)
Загадка № 4.
Узнал Китай чрез много лет, Как много может человек, Из книг, на наши не похожих. На связку дров скорее схожих. Чтоб книгой стать, Прошел чрез много мук В Китае — расщепленный то... (Бамбук)
5 конкурс « Легенды, легенды»
Необходимо вспомнить легенду о происхождении каст в древней Индии. Поработать с рисунком. ( Приложение слайд № 9) и отметить на изображении части тела, из которых произошли основные касты).
А наши ученики уже готовы рассказать нам легенду о происхождении каст в древней Индии. ( Приложение слайд № 10)
А сейчас мы вновь с надеждой смотрим на Мудрецов.
Получилось ли у них разобраться в документе? Проверяем . ( Приложение слайд № 11, 12 , проверяем выполнение задания)
6. Конкурс “Отгадай” (Знание исторических личностей)
Задание: Назовите имя.
Древнеперсидский царь, при котором Персия достигла своего могущества? (Дарий I)
Правитель Китая, 221 год до нашей эры (Цинь Ши-Хуанди).
Древнеперсидский царь из династии Ахаменидов, один из величайших полководцев древности, который объявил себя царём, 538 год до нашей эры овладел Вавилоном? (Кир)
Вавилонский царь 1792 – 1750 гг. до нашей эры? (Хаммурапи)
Под властью какого царя в III веке до нашей эры была объединена Индия? (Ашока)
Самый могущественный правитель Персидской державы, содержащий огромное количество тайных осведомителей, которых называли «глаза и уши царя». (Дарий Первый).
Исторические лица:
А) Египет; 1Т)утмос III;
Б) Ассирия; 2) Дарий I;
В) Персия; 3) Кир;
Г) Индия; 4) Ашшурбанипал;
Д) Вавилон; 5) Ашока;
Е) Китай; 6) Хаммурапи;
7) Цинь Ши хуанди;
  8) Конфуций.
Учитель: Ну предоставим слово творцам. ( Защита логотипа)
Внимание, ребята!
Задание 7.
Представьте, что вы земледельцы в древнем Египте. Вспомните, какую работу предстояло им выполнять. Составьте план своих действий на период сельскохозяйственных работ.
Этап работы Ваши действия
1.Ожидание разлива Чистить и укреплять каналы
2. 3. Пока знатоки находятся в образе земледельцев
для следующее задание : определить, что изображено на рисунке и постараться грамотно написать это слово. (Приложение слайд № 13)
Учитель: Пока ученики работают на доске проверяем выполнение задания Знатоков( таблица), оценивается работа.
8. Конкурс «знатоки дат»
Задание: соотнеси дату и событие. Каждая команда получает задание на карточках.
События: разрушение Ниневии, образование единого государства в Китае, взятие Вавилона персами, образование единого государства в Индии, правление царя Хаммурапи.
612 г. до н.э., 300 г. до н.э., 538 г. до н.э., 221 г. до н.э., 1792 – 1750 г.г. до н.э..Учитель: Проверяем выполнение задания учеников
А сейчас слово предоставляется нашим Мудрецам.
Итак, конкурс для команд « Вопрос для мудрецов». (Приложение слайд № 14)
Задание для мудрецов
В Вавилонии в глубокой древности и даже позже во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь.-Подумайте, почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь.
Высказывания учеников
Следующее задание для . 9. Конкурс называется «Найди ошибку!»
(Приложение № 15,16)
10. Конкурс переводчиков.
А сейчас, мы проверим, как наши путешественники разбираются в древневосточных письменностях, и проверим это в следующем конкурсе.
Командам даются листы с заданием.
Н КРСТ____________________ (не красть)
Н ЛГТ_____________________ (не лгать)
Н БВТ ЧЛВК_______________ (не убивать человека)
ПЧТ Т ТЦ МТ____________________ (почитать отца и мать)
Какие заповеди здесь написаны?
11. Разгадай кроссворд:

По горизонтали:
1.Правитель Израильского царства в X веке;
2.Древнеегипетский злой бог – суховей;
3.Краска для тканей, добываемая финикийцами из морских раковин;
4.Знатные люди, царские советники, военачальники;
5.Самые высокие горы в мире;
6.Еврейский бог;
7.Подневольный человек.
По вертикали: 1.Большое и могущественное государство.
Ответы на кроссворд:
По горизонтали: 1.Давид;2. Сет; 3.пурпур; 4.вельможа; 5. Гималаи; 6 Яхве; 7 раб.
По вертикали: 1. Держава
Рефлексия. Подведение итогов урока
Оценивайте.
Учитель: Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали очень много о жителях Древнего востока: о занятиях, местах проживания, культуре, об открытиях и изобретениях, которые оказали влияние на дальнейшее развитие человечества. Но мы продолжим изучать с вами историю Древнего мира. Нас ждёт ещё немало интересных стран.А теперь подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока. Поднимите руку те кто...
-Кто сегодня доволен собой на уроке?
-Кто считает, что мог бы работать лучше?
-Кто больше узнал, чем знал в начале урока?
-Кто устал?
-Кто расстроен?
-Кому было тяжело?
-Кому было не трудно?
-Понравился ли урок?
Домашнее задание. Нарисовать рисунок по стране Востока, составить кроссворд по Западной Азии, написать сочинение путешественника по Древнему Востоку на выбор.