УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 3 КЛАССЕ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ПАРКИ, СКВЕРЫ, БУЛЬВАРЫ»


УРОК ТЕХНОЛОГИИ В 3 КЛАССЕ. тЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Парки, скверы, бульвары»
Цели деятельности педагога Познакомить учащихся с назначением, планированием и созданием парков, профессией ландшафтного дизайнера
(который является Мастером Постройки, Изображения, Украшения); дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения (парк Победы, аллея Космонавтов, Чистые пруды, Александровский сад); познакомить с составляющими парка (дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ажурные ограды, мостики, ворота, фонари, светильники); продолжить овладение навыками рисования, конструирования, развивать воображение детей, творческую фантазию, глазомер, графические навыки; воспитывать трудолюбие, усидчивость, чувство взаимопомощи и товарищества, воспитывать бережное отношение к уголкам природы
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты Предметные: познакомятся с планированием и созданием парков, узнают суть понятий парк, сквер, бульвар, составляющие элементы парка; научатся выполнять рисунок на заданную тему, строить композицию, передавать образ парка.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; регулятивные – научатся корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление бережного отношения к уголкам природы в городе
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Парк, сквер, бульвар
Образовательные ресурсы Что такое ПАРК? – Толковый словарь русского языка на slovarus.ru. – Режим доступа : http://www.slovarus.ru/?di=49925

Сквер. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/stroitel/287
Сады и парки Петергофа – Санкт-Петербург (Россия). – Режим доступа : http://www.nice-places.com/articles/russia/peterburg/403.htm
Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль. – Режим доступа : http://lifeglobe.net/blogs/details?id=412
Парки Петергофа. – Режим доступа : http://www.norge-info.ru/parki-pjetjergofa.html
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка, справочная литература.
Примерный видеоряд: Петергоф. – Режим доступа :
http://lifeglobe.net/media/entry/412/0_f0a_b504fc50_XL_1.jpg
http://lifeglobe.net/media/entry/412/0_287e6_c684e08d_XL_1.jpg
http://lifeglobe.net/media/entry/412/0_5b47_be62ccf1_XL_1.jpg
http://lifeglobe.net/media/entry/412/647401618_3.jpg
http://lifeglobe.net/media/entry/412/0_43451_9d9e64a0_XL_1.jpg
http://lifeglobe.net/media/entry/412/0_8bc_e0db1cf0_XL_1.jpg
http://lifeglobe.net/media/entry/412/229565_2_1.jpg
http://lifeglobe.net/media/entry/412/0_3655a_c3b5f66c_XL_1.jpg
http://lifeglobe.net/media/entry/412/0_212e6_389d071f_1XL_1.jpg
http://lifeglobe.net/media/entry/412/0_2835f_3a4b2d3b_XL_1.jpg
Оборудование Учебник, альбом, краски, кисти, стакан с водой, салфетка, карандаши
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма организации взаимодействия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный момент Подготовка к усвоению
материала.
Сообщение темы урока Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Во всех больших городах люди страдают от нехватки общения с природой. Недаром такие города называют «каменными джунглями». Поэтому люди решили создать уголки природы возле своего жилья. Вспомните, как называются эти зеленые островки. Это парки. Вот о том, как их создают,
и пойдет речь на нашем уроке Слушают учителя Фронтальная Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
II. Изучение нового материала Работа со справочной литературой – В каждом городе, маленьком или большом, человек или заново создает зеленые уголки природы, или на основе сохранившихся зеленых массивов планирует особую городскую зону: парк, сквер, бульвар.
А знаете ли вы, чем различаются эти зоны? Найдите информацию в справочной литературе и расскажите о значении термина.
Парк (от средневекового лат. parricus – отгороженное место) – участок земли для прогулок, отдыха, игр с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами и т. д. Слушают учителя, работают с учебником, рассматривают иллюстрации, анали-
зируют информацию, выполняют зада- Фронтальная Личностные: имеют положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: умеют проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о парках. Устные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Сквер – небольшой озелененный участок в населенном пункте, используемый для отдыха и декоративного оформления площадей и улиц.
Бульвар – (франц. boulevard, от нем. Bollwerk) – аллея вдоль улицы, обсаженная с обеих сторон деревьями, предназначенная для гулянья.
– Есть ли в нашем городе парки, скверы и бульвары? ние, делают выводы Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Словесно-иллюстративный рассказ «Парки Петергофа». Просмотр мультимедийной презентации «Парки, скверы, бульвары» – Давайте познакомимся со всемирно известными, старинными парками Петергофа. (Презентация. Слайды 2–17.) Петергоф – самый удивительный в мире дворцово-парковый ансамбль! Многие сравнивают его с Версалем, но он превосходит его. Появление этого чуда стало возможным благодаря инициативе Петра I, который собственноручно разработал системы подачи воды. Великолепный парк начинается возле Большого Петергофского дворца с Большого каскада, от которого прямо до Финского залива ведет канал – своеобразная линия симметрии петергофского парка. Сам каскад и несколько других фонтанов Петергофа посвящены победе России в Северной войне. Парковая зона Петергофа делится на Верхний и Нижний парки, на территории которых находится комплекс фонтанов, равного которому по красоте и численности нет больше нигде в мире. Нижний парк занимает 102 с половиной гектара и подпитывает- Слушают учителя, анализируют информацию Фронтальная Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о парках, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее Устные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
ся 22-километровым водоводом, берущим свое начало у подземных родников неподалеку от Ропши. Дворец от Нижнего парка отделяет уже упоминавшийся ранее Большой каскад. В его центре установлен фонтан «Самсон», струя которого устремляется ввысь на 20 метров, а по обеим сторонам находятся Итальянский и Французский Большие фонтаны, позади которых высятся колоннады. Главной особенностью Верхнего сада Петергофа является его идеальная симметрия. Фонтаны также расположены симметрично – по центру находятся «Нептун», «Межеумный» и «Дубовый», остальные два фонтана установлены напротив боковых флигелей Петродворца. Доминанта Верхнего парка – фонтан «Нептун», украшенный множеством средневековых скульптур. В парке есть оранжерея, в которой высажены экзотические растения, вольер с птицами. А как красивы клумбы, создающие красочные узоры на фоне изумрудной зелени газона!
– Были ли вы в Петергофе или других красивых парках? Поделитесь впечатлениями о них Беседа «Элементы паркового искусства» – Парки не появляются сами собой. Их строят, создают. Художник также принимает участие в создании парка. Что же должно быть в парке? Там есть место и природным ландшафтам, зелени. Что еще может быть в парке? (Клумбы, фонтаны, памятники, ажурные ограды, мостики, ворота, фонари, Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, слушают учителя Фронтальная Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы. Устные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
светильники.) Что из вышеперечисленного вы видели в парках? Для чего нужны элементы паркового искусства? Как вы думаете?
– Для кого из Братьев-Мастеров найдется работа при создании парка?
– Какую работу будет выполнять каждый из них? Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание.
Познавательные: осуществляют поиск информации из разных источников Беседа «Образ парка». Просмотр слайдов – А знаете ли вы, что часто паркам дают названия?
В Петербурге есть знаменитый Летний сад, в Москве – Измайловский парк, в Волгограде – парк Победы и т. д. Название говорит о назначении парка. Если Детский парк нужен для отдыха и развлечения детей, то парк Победы создается для увековечения памяти героев.
– Какую атмосферу нужно создать в детском парке и мемориальном?
– Одинаковые ли элементы паркового искусства будут в одном и другом случае?
– В чем будет основное различие? Слушают учителя, смотрят слайды, отвечают на вопросы, анализируют информацию Фронтальная Личностные: сориентированы на проявление интереса к предмету.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объ-
яснения, анализируют ее.
Коммуникативные: слушают учителя, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
III. Творческая практическая деятельность Беседа «Что
мы будем рисовать?» – Сегодня вы нарисуете образ своего парка. Это может быть тематический парк, например, Парк сказочных героев или героев мультфильмов или Парк для прогулок. Приступая к рисованию, продумайте композицию рисунка. Не забывайте соблюдать правила линейной и воздушной перспективы. Анализируют информацию, слушают учителя, отвечают на воп- Фронтальная Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учите- Устные ответы
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
– Как будете рисовать аллею деревьев, уходящую вдаль?
– Как будете рисовать предметы на первом плане
и дальнем?
Помогает учащимся провести анализ педагогического рисунка, составить план работы росы, проговаривают последовательность работы ля и принимают учебную задачу.
Регулятивные: планируют свою деятельность.
Познавательные: анализируют план работы, выделяя
основные этапы и приемы
изготовления изделия Практическое задание (акварель, гуашь, восковые мелки,
цветные карандаши) Учитель контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– Нарисуйте фрагмент парка.
Пример:
– Набросайте эскиз. Нарисуйте линию горизонта. На заднем фоне – силуэты деревьев.
– Нарисуйте скамейку и одно большое дерево на переднем фоне.
– Добавьте элементы: забор, листья на дереве.
– Выполните рисунок в цвете Выполняют задание Индивидуаль-
наяРегулятивные: осуществляют контроль деятельности
(«что сделано», «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке Выполнение рисунка парка
IV. Итоги урока. Рефлексия Выставка и презентация работ. Обобщение сведе- Учитель организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы. (Критерии оценивания работ – аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д.) Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Фронтальная Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Оценивание учащихся.
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
ний, оценивание результатов работы Организует беседу по вопросам:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Все ли вам удалось в этом задании? Что не удалось? Почему?
– Понравился ли вам урок? Слушают учителя,
отвечают
на вопросы Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Устные ответы
Домашнее задание Объясняет задание.
– Совершите прогулку по городу с родителями, обратите внимание на фонари у подъездов театров, в скверах, на ажурные конструкции оград. Сделайте зарисовки или сфотографируйте объекты.
Выполните задания в учебнике (с. 52–55) Слушают учителя, записывают задание, задают уточняющие вопросы Индивидуаль-
наяНаблюдение