Урок ИЗО Ритм линий


«Линии как средство выражения. Ритм линий»
2 класс
Цель урока:
-Познакомить с одним из выразительных средств - линией, изобразить увиденную жизнь, особенности времени года, состоянии природы;
- научить использовать первоначальные эскизы при выполнении композиции, располагать элементы рисунка на бумаге с учётом зрительной уравновешенности, их форм и цвета;
-развивать зрительную память, пространственное воображение, образное мышление;
-воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству.
Материалы к уроку (для учителя):
-презентация к уроку;
- Репродукции русских художников.
-таблицы с разными по характеру линиями.
- Музыкальное сопровождение: А.Аренский «Лесной ручей»
Ход урока:
1.Орг. момент.
Слайд №2
Приветствие, готовность класса к уроку.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Урок начинается с загадки, ребята угадывают в ней тему урока.
Слайд№3-4
Кто бежит по горным склонам,
Тороторит сам с собой.
И в весеннем снеге тёмном
Прячет хвостик голубой.
(Ручеёк)
Слайд №5
-Как вы думаете, звучит тема урока?
Правильно тема сегодняшнего урока «Рисование ручейков».
- А какие они бывают?
(Варианты ответов детей: большие, маленькие, широкие, узкие, красивые, шумные и т.д.)- А как можно показать спокойный ручеёк и быстрый, широкий и узкий?
Правильно линией. Линия это средство выражения. Линией мы можем показать характер, настроение. Сегодня мы будем учиться рисовать линией. Линии бывают разные. Короткие и длинные, толстые и тонкие. А еще какие?
Дети включаются в работу, по очереди озвучивают свои идеи: линии добрые, скромные, колючие, противные, ползучие, любознательные...
— Какие бывают дети?
Ребята с удовольствием подхватывают игру: спокойные, шустрые, ротивные, отличные, ленивые, крикливые...
У линий тоже есть свой характер, и его можно изобразить на листе бумаги. Давайте попробуем. Чтобы характер линий был лучше виден на рисунке, мы сделаем эти линии цветными.
Выполняем небольшое упражнение.
Изображение разных линий.
Слайд №6-7
Первая линия—спокойная. Она только что проснулась и
никуда не спешит. Подберите цвет для спокойной линии.
Вторая линия—прыгучая. Покажите в рисунке, как она скачет по вашему листу. Подберите цвет для прыгучей линии.
Третья линия — зубастая... (Зубастую линию любят рисовать все дети, потому что она им понятна, они хорошо представляют себе этот образ).
Четвертая линия—хитрая. Посмотрите на все остальные линии. Как выразить хитрость по отношению к другим линиям на вашем листе? Подумайте и подберите нужный цвет.
Пятая линия — волнистая. (Волнистая линия знакома и понятна большинству детей, но как она вольется, будет сочетаться с другими линиями?)
Шестая линия—ленивая. Как нарисовать ленивую линию? Как будет теперь двигаться ваша рука? Где ленивая линия будет располагаться на листе? с кем будет рядом и почему?
Седьмая линия — больная. Она очень плохо себя чувствует. Посмотрите на свой рисунок, на все другие линии. И подумайте, где она у вас расположится, чтобы было понятно, что линия эта сегодня не в форме.
Восьмая — радостная, веселая линия. Последняя наша линия в отличном настроении. Ей сегодня очень хорошо, ей все нравится, она со всеми хочет дружить и общаться.
- Какие ручейки можно ими нарисовать? Слайд №8
Они прозрачные, но в их отражении мы можем увидеть деревья, облака, небо, солнце. Весенние ручьи очень красивые, они мерцают в лучах солнца.
Быстрые, стремительно извиваются змейками. Бегут наперегонки, шумные, говорящие, а иногда задумчивые, молчаливые и тихие.
Послушайте песенку говорящих ручейков:
Слайд №9
Хорошо, что мы ручьи,
Хорошо, что мы ничьи
Нам на месте не стоится.
Даже ночью нам не спиться.
Испетляли мы луга,
Источили берега.
Камни с горки покидали
Тут забрали - там отдали.
Подремали в холодке, поиграли на песке.
Взяли ветку у подлеска,
А у солнца - снопик блеска.
Лес молчит, а мы журчим
Ни минутки не молчим.
Мы кричали и шныряли.
И под землю мы ныряли.
Нас везде, где мы бежали
Птицы свистом провожали.
Слайд №10
Вот видите, ребята, ручьям рады не только небо, земля, солнце, но и лес, птицы, люди. К нам сегодня на урок пришёл Мастер Изображения и хочет рассказать нам сказку о ручейке:
Сказка.
Однажды Мастер Изображения прогуливался по лесу.
Подыскал себе подходящее место, чтобы нарисовать лес, луг и горы.А в руках он держал вот эту волшебную кисть, чудесные яркие краски и бумагу.
Вдруг Мастер услышал чей-то плач, обернулся никого нет, но плач не переставал. Пригляделся, прислушался и увидел, что это маленький, тихий ручеёк. Он тихо бежал и плакал.
Мастер нагнулся и спросил- Почему ты плачешь?
А ручеёк ответил- « Я совсем маленький и одинокий. Мне очень плохо и скучно одному». Тогда Мастер взмахнул своей большой, волшебной кистью. Ручеёк стал побольше, его заметили птицы, звери и стали с ним дружить. Ручеёк играл в прятки и наперегонки с зайцами, бурундуками. Ему стало веселее, он поблагодарил мастера и помчался дальше.
Слайд №11
Стихи:
Ручьи, журча и извиваясь
И меж собой перекликаясь
Вдалину гулкую спешат.
***
Дошагал я до ручья,
Ни ручья, ни ручейка
А на дне увидел небо, лес и облака.
3. Задание:
Мастер изображения предлагает и нам нарисовать такие же ручейки. Чтобы они не были скучными, а были весёлыми, давайте нарисуем в них отражения солнышка, неба, весёлых птичек.
Сегодня на уроке мы выполним линейное построение, а на следующем выполним работу в цвете.
4. Практическая работа.
Веду индивидуальную и фронтальную работу с детьми.
5. Итог урока.
- С каким выразительным средством изображения мы сегодня познакомились?
- Как вы думаете, у вас у всех получились весёлые ручейки?
6. Домашнее задание: принести краски, кисти.