Педагогические инновации на уроках английского языка в условиях введения ФГОС

Макеева О.В.
МБОУ Новосёлковская СОШ
Педагогические инновации на уроках английского языка в условиях введения ФГОС.
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Как сопутствующий элемент развития образования, инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов. Под инновациями понимаются новшества, специально спроектированные или разработанные в порядке педагогической инициативы. Педагогические инновации принято разделять на 4 основные группы: внутрипредметные (инновации, реализуемые внутри предмета), общеметодические (внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий), административные (решения, принимаемые руководителями различных уровней) и идеологические (инновации, вызванные обновлением сознания, веяниями времени). Сегодня педагог любого образовательного учреждения должен быть своеобразным «катализатором» самоорганизации обучающихся на творческую, исследовательскую работу, ориентированную на развитие, самореализацию и самоопределение. В данной статье речь пойдёт о первой группе педагогических инноваций, реализуемых на уроках иностранного языка.
Большим шагом вперед в развитии языкового образования в России явилось требование федерального компонента ГОС 2004 г. начинать обучение иностранным языкам в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт 2009 г. и новые примерные программы закрепляют эту линию на раннее обучение [3,4]. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Педагогические инновации в обучении иностранному языку обусловлены спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий. Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (например, английского языка). Новые УМК как средство создания иноязычной информационно-образовательной среды как правило состоят из двух частей: «Бумажного ядра» (включающего в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, комплект наглядного дидактического материала) и «Электронной оболочки» (состоящего из интернет-поддержки, аудиокурсов на компакт-диске в формате CD или MP3). В связи с переходом на новые стандарты в МБОУ Новосёлковская СОШ были введён новый УМК в начальной школе - М.В. Вербицкая. Английский язык: Forward. В следующем году возможно добавится ещё один УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. Английский язык: Счастливый английский.ру/ Happy English.ru. К учебникам предлагаются тетради с раздаточным материалом, пособия для учителя, компакт-диск с аудиоприложением к учебнику и рабочей тетради, программа курса английского языка, разработанная авторами УМК. Кроме того, каждый учитель составляет рабочую программу, поясняя цели, содержание и планируемые результаты обучения.
Серия Forward является примером успешного взаимодействия отечественной научной методической школы с британскими лингвистами и специалистами в области раннего обучения английскому языку, поскольку в отборе и редактировании диалогов и текстов для чтения принимали носители английского языка. Это оказало положительное влияние на выбор аутентичных речевых ситуаций и языковых средств общения. В разработке конкретного содержания учебных тем УМК серии Forward реализует подход, позволяющий младшим школьникам осознать особенности культуры своей страны, сформировать умения представлять её в ходе общения с представителями иной культуры. Таким образом, осуществляется основная педагогическая цель, сформулированная в стандарте 2009 г.: воспитание «гражданина России, укоренённого в национальных культурных и духовных традициях своего народа» [5,3].
В УМК также включены материалы о жизни российских школьников, природе, географии, культурном наследии России. Каждый раздел начинается с красочного разворота с сюжетной историей из жизни английских или российских школьников [2,5]. При устном опережении умение воспринимать и понимать речь на слух обеспечивает комплексное развитие коммуникативных умений и языковых знаний. По мере их развития у обучающихся, расширения лексико-грамматического запаса детей аудирование становится одной из целей обучения. Увеличивается доля заданий, направленных на понимание основного содержания высказываний, а также на понимание запрашиваемой информации. Говорение используется на уровне репродукции языковых и речевых образцов для закрепления фонетических, лексических и грамматических навыков. Традиционно с этой целью используются упражнения на повторение, подстановку, трансформацию и на соединение нескольких речевых образцов. Рекомендуется на этих этапах уроков включать игры на отгадывание, игры с элементами информационного пробела [1,16]. Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, основанной на понимании информации, представленной в графической форме. Во 2 классе основной задачей обучения чтению является формирование техники чтения, т. е. способности соотнести графический образ слова с его звуковой формой и со значением, освоение звуко-буквенных соответствий, интонационного оформления текста. В 3-4 классах предлагается много упражнений на разви
·тие техники чтения: 1) повторение слов, словосочетаний, а затем и целых высказываний вслед за учителем или диктором с опорой на печатный текст; 2) хоровое чтение, которым руководит учитель, задающий ритм; 3) чтение по цепочке элементов упражнения и отдельных частей текста; 4) отработка темпа и ритма прочтения предложений путём «нанизывания» слов в прямом порядке или с конца предложения [1,17]. Постепенно начинается овладение основами письменной речи на основе коммуникативно значимых заданий: заполнение простейшей анкеты, программы активного отдыха в летнем лагере, написание поздравительной открытки и дописывание личного письма по образцу [1,18].
Курс «Happy English. ru» для 2-4 классов создан с учетом требований ФГОС и Примерной программы по иностранным языкам, ориентирован на русского ученика, рассчитан на особенности его менталитета. В основе обучения лежит звуко-буквенный метод. Принципиально важной позицией для авторов УМК является то, что расширение социокультурных знаний и умений строятся сквозь призму восприятия британской культуры гражданами России [4,10]. Эта позиция отражена в названии учебника «Happy English. ru». Развитию социокультурной осведомленности учащихся способствует рубрика «Путешествие в Королевство». Из нее дети узнают реалии современной жизни и истории страны изучаемого языка. Буквально с первых уроков дети вместе с героиней учебника Аней узнают, что Англия и Великобритания – это не одно и то же, что столицей Соединенного Королевства является Лондон. Затем Аня узнает, что такое килт, кэб, Биг Бен, Тауэр. В учебнике 3 класса дети знакомятся с историей Великобритании: узнают о викингах и кельтах, англах и саксах, о норманнском завоевании Англии.
Развитие моральной сферы учащихся происходит, когда дети следят за приключениями героев учебника – Ани, Седрика и Робинзона и учатся оценивать их поступки, принимать сторону добра или зла, занимать активную жизненную позицию. Развитию патриотизма у младших школьников способствует сопоставление положительных особенностей России и стран изучаемого языка. У детей развивается понимание того, что в нашей стране есть много интересного, о чем можно рассказать зарубежным сверстникам, что нашей Родиной можно и нужно гордиться (праздники России, выдающиеся люди России, достопримечательности родного города Санкт-Петербурга). Перечисленные принципы курса способствуют достижению планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС [4,15]. Знакомство с историей и культурой народов стран изучаемого языка, проблемные и проектные задания, в которых необходимо действовать с учетом мнений одноклассников, позволяют формировать у школьников уважительное отношение к истории, культуре других народов и осознавать важность чужого мнения.
Игровые задания требуют сообразительности и быстрой реакции. Отгадывание ребусов и кроссвордов приучают детей обращать внимание на изменяющиеся условия жизни в рамках учебных ситуации. Неотъемлемая часть учебника – игры. Это и лото, бинго, лабиринты, викторины, ролевые игры и т. д. Особенно детям младшего школьного возраста нравятся игры, где необходимо использовать материал из раздела «Вырежи», где содержится готовый раздаточный материал. Навыки сотрудничества, умение, планировать, контролировать и оценивать учебные действия формируются в ходе работы в микрогруппах, ролевых играх и проектных работ. Например, поиграй в игру «Насколько хорошо ты знаешь своего друга?», запиши в одной колонке 3 слова, характеризующие тебя, в другой 3 слова, характеризующие твоего друга, задай другу вопрос «What are you like?» и ответь на него. Умение понимать причины успеха и неуспеха формируется в ходе регулярных заданий на анализ собственной деятельности. Например, прочитай незнакомые слова, послушай Мартина и проверь себя. Обучающие компьютерные программы - компоненты УМК - позволяют учащимся развивать компьютерную компетенцию. Знакомство с доступными образцами родной и зарубежной детской литературы с детским фольклором достигается благодаря стихотворениям и песням, содержащимся в курсе: стихотворение Р. Киплинга «Есть у меня шестерка слуг»; песенки “I am a little teapot”, “Rain” и т. д. Кроме того, на сайте регулярно проходят вебинары, где учителя и родители учащихся могут пообщаться с авторами УМК, задать вопросы и получить на них исчерпывающие ответы.
Таким образом, новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, с самого раннего возраста. Иностранный язык как школьный предмет даёт для этого богатейшие возможности.
Литература.
1. Английский язык: 3 класс: пособие для учителя/ М.В. Вербицкая и др.–М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2012.
2. Английский язык: программа: 2-4 классы/ Вербицкая М.В. – М.: Вентана-Граф, 2012. (Forward)
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
4. Счастливый английский. ру. Рабочая программа курса английского языка для 2-4 классов общеобразовательных школ/ Кауфман К. И. – Обнинск: Титул, 2013.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.


15