Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по числам( 3 класс)

Урок 74. Изменение имён существительных по числам.
Педагогическая цель: способствовать развитию умения изменять имена существительные по числам; создать условия для повторения деления слов на слоги, правописание слов с безударной гласной.
Тип урока : открытие знаний и способов действий.
Планируемые результаты (предметные) : применяют орфографические правила; находят , сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, контролируют свои действия, проверяют написанное.
Личностные: применяют приобретённые навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Универсальные учебные действия ( метапредметные):
Познавательные: ориентируются в учебнике ( на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); находят ответы на вопросы.
Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действий, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят необходимые коррективы в действия.
Коммуникативные: участвуют в учебном полилоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия.
Основное содержание темы, понятия и термины: понятие «изменение числа имён существительных». Наблюдение за языковым материалом. Повторение: безударные гласные в словах. Письмо под диктовку.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент)
II. Чистописание.


Идёшь, идёшь, конца не найдёшь. (Дорога.)

III. Повторение пройденного материала.
Тренировочные упражнения.
1) На доске записаны слова:
Платки, ножницы, перемены, деньги,
варежки, костюмы, очки, сани, лыжи.
Задание: выпишите слова, которые нельзя ставить в форму единственного числа.
2) Игра «Кто быстрее и правильнее».
На доске записаны слова в три столбика:
I
II
III

вещ
плащ
кирпич
сторож
полноч
луч
обруч
мыш
доч
камыш
врач
помощ
молодёж
чертеж
карандаш

Задание: допишите, если нужно, мягкий знак.
Запишите любые пять слов по памяти.
IV. Постановка учебной задачи.
Учащиеся слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.
V. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Работа с учебником.
1) Выполнение упражнения 1 по заданию учителя.
– Поставьте ударение. Что заметили? (5 слов.)
Обратите внимание, что написано в учебнике в рубриках и «Говори правильно».
2) Выполнение упражнения 2 по заданию.
– Какие слова разделили для переноса? (5 слов.)
2. Работа в рабочих тетрадях.
Задание:
- Выполните упражнение 1.
- Выполните упражнение 2.
Мозоль – ж.р, заросль – ж.р., туфля – ж.р.
Выполните упражнение 3.
Слова которые должны быть подчёркнуты: ножницы, брюки, очки, сани, каникулы, деньги, доспехи, духи, сливки, шахматы, именины.
- Проведите самооценку.
VI. Закрепление знаний и способов действий.
Самостоятельная работа.
1.Выполнение упражнения 3 (учебник).
2. Тест по вариантам.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог).
Поставьте в форму множественного числа слова:
порт – пурты, крем – крймы,
торт – турты, инженер – инженйры.
– Поставьте ударение в словах. Запомните, как эти слова нужно правильно говорить.
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Какой вид работы понравился больше?
- Что получилось хорошо?
- Над чем следует поработать?
VI. Домашняя работа: расставьте ударение в словах, сверьте их произношение в орфографическом словаре:
квартал, портфель, шофер, жалюзи, творог.








Тест 1 вариант
1.Укажи слова с Ь на конце:
1) камыш... 4) рож... 7) луч
2) грач... 5) молодеж... 8) ноч
3) врач... 6) шалаш... 9) ёрш
2.Укажи предложения с подлежащим, выраженным существительным мужского рода единственного числа:
1) В том лесу стоит избушка на курьих ножках.
2) Братья переночевали у Бабы - Яги, а поутру в путь отправились.
3) Крот роет норы с многими ходами и выходами.
4) Наши озера богаты рыбой.
5) Прилетел к старому дубу дятел, стал дупло искать.
6) Доехал старик до бору и свернул с дороги.
3.Укажи существительные, которые употребляются только во множественном числе:
1) книги 4) ножницы 7) праздники
2) каникулы 5) кастрюли 8) люди
3) весы 6) шахматы 9) валенки
4. Укажи несклоняемые существительные:
1) пальто 4) очки 7) дело
2) окно 5) платье 8) какао
3) метро 6) кофе 9) мороженое
5. Укажи родственные слова к слову «метель»:
1) метёт 3) метёлка 5) снег
2) пурга 4) буран 6) метла
6. Укажи слова, которые имеют несколько значений:
1) звезда 3) книга 5) окно
2) молния 4) шкаф 6) ключ
__________________________________________________________________________
Тест 2 вариант
1.Укажи слова без Ь на конце:
1) борщ... 4) плющ 7) лещ...
2) печ 5) брош... 8) стриж...
3) матч... 6) клещ... 9) пустош...
2.Укажи предложения с подлежащим, выраженным существительным женского рода единственного числа:
1) Стоит тот дуб и вершиной в облака упирается.
2) Белка ловко перепрыгивает с ветки на ветку.
3) Кругом лежал серебристый снег и блестел на солнце.
4) Белки питаются древесными почками, орехами, семенами шишек.
5) А лисица просит, чтобы в награду ей дали петуха.
6) Беда не по лесу ходит, а по людям.
3.Укажи существительные, которые употребляются только в единственном числе:
1) луна 4) ложь 7) звезда
2) планета 5) победа 8) чистота
3) земля 6) солнце 9) штора
4.Укажи склоняемые существительные:
1) стекло 4) лицо 7) солнце
2) письмо 5) лото 8) кашпо
3) жюри 6) бюро 9) нож
5. Укажи родственные слова к слову «жара»:
1) зной 3) жарить 5) жаркий
2) пекло 4) теплынь 6) жарища
6. Укажи слова, которые имеют несколько значений:
1) кисть 3) цветок 5) лист
2) мир 4) земля 6) трава
15