Конспект урока русского языка на тему Изменение имен существительных по числам(3 класс)


Конспект урока русского языка
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема: Изменение имен существительных по числам
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: формировать умение правильно изменять имена существительные по числам.
Задачи урока:
Образовательные: актуализировать знания об именах существительных; учить определять числовую принадлежность имен существительных, правильно образовывать форму множественного числа имен существительных.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, речь, мыслительные операции: анализ, сравнение, умение проводить классификацию, интерес к изучению родного языка, обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Умение изменять имена существительные по числам, правильно образовывать форму множественного числа имен существительных.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение самостоятельно формулировать познавательную цель, умение применять уже имеющиеся знания в новых условиях, анализировать, обобщать, выполнять классификацию.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: умение принимать и сохранять учебную задачу, корректировать и контролировать свою деятельность;
КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение соблюдать правила речевого поведения, строить речевые высказывание в соответствии с поставленными задачами.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, развитие самостоятельной и личностной ответственности за свои поступки.
Средства обучения: учебник С. В. Иванова «Русский язык 3 класс»; карточки с заданиями, словари.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и Классная работа.
- Внимательно послушайте пословицу.
Корень ученья горек, да плод сладок.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Учиться тяжело, зато, если постараться, результат будет радовать. Я думаю, в конце сегодняшнего урока вы сможете порадоваться достигнутым результатам. Приветствуют учителя.
Записывают в тетради.
Слушают.
Объясняют смысл пословицы, выражают свое отношение к учению.
2. Актуализация знаний.
- Начнем наш урок с чистописания.
- Посмотрите на доску. Над написанием какой буквы мы будем сегодня работать?
Б б Бб ба бя об
- Дайте характеристику звукам этой буквы.
- Обратите внимание на правильное написание букв и их соединений. Пропишите аккуратно и красиво первую строчку, соблюдая наклон и размер. Следите за осанкой. Обратите внимание на написание верхнего горизонтального элемента буквы б.
- Прочитайте слова, записанные на следующей строчке.
Борис Барсик Бобик Буренка
- Какой частью речи являются эти слова?
- Что такое имя существительное?
- Что общего у этих имен существительных?
- Как вы догадались, что это собственные имена существительные?
- Какое слово будет лишним?
- Пропишите эти слова в тетради красиво и аккуратно.
- Прочитайте предложение, записанное на следующей строке.
Белка бр.ла бублики и б.ранки из рук Кати.
- Спишите это предложение, вставляя пропущенные буквы.
- Поработаем с этим предложением. К доске идет…
- Объясните написание пропущенных букв.
- Выполним синтаксический разбор данного предложения.
- Запишите характеристику этого предложения.
- Почему это предложение распространенное?
- Кто из вас знает, чем отличаются бублики и баранки?
- Ребята, бублик мягкий, рыхлый, быстро черствеет, а баранка хрустящая, твердая, сухая, сильнее крошится и тяжелее разламываются. Кроме того, эти хлебобулочные изделия отличаются размером: бублик больше, чем баранка.
- Сейчас некоторые ребята получат индивидуальное задание на карточках, которое они будут выполнять самостоятельно.
Вам нужно будет внимательно прочитать стихотворение, найти в нем глаголы и подчеркнуть их двумя чертами.
Словарная работа.
- Остальные откройте свои словарики на стр.30 и выполните самостоятельно упражнение 30. Вам необходимо вставить пропущенные буквы.
- Проверим, что у вас получилось. Прочитайте слова орфографически.
- Будем работать над написанием прописной и строчной буквы б.
- Звук [б] – согл., зв.пар. (пара [п]), тв. пар. (пара [б`]).
Прописывают в тетрадях.
Читают.
- Это имена существительные.
- Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.
- Это собственные имена существительные.
- Они пишутся с большой буквы и обозначают клички животных (Борис – возможно имя человека).
- Буренка, т.к. имя существительное женского рода и т.к. в этом слове 3 слога.
Прописывают в тетрадях.
Читают.
Списывают предложение в тетради.
Один ученик выходит к доске.
- Брала - безударная гласная а в корне, проверяемая ударением. Проверочное слово – брАть.
Баранки – безударная гласная а в корне слова, непроверяемая ударением.
- Белка брала бублики и баранки из рук Кати.
- Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
- В нем есть второстепенные члены.
Предполагают.
4 обучающихся выполняют задание на карточках.Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом,
И из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них голубые,
Пунцовые и золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
Рвутся в небо неустанно,
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют –
Это праздничный салют.
И. Иванов
Работают со словарными словами.
- ГОроховая каша, «Ну, заЯц, погоди!», починить лОпату, подоить кОрову, немного мОлОка, лИмонный сок, мебЕль на складе, кАртофель из мАгАзина, ранние овОщи, горластый пЕтух, побывать в МОскве, приобрести кАртину, сжать лАдонь, конфета с Орехом, играть в пЕсочнице, мЕдвежья услуга, думать о нАроде, пшЕничная мука.3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
Каникулы, дорога, огурцы, ручка, доброта, коровы.
- Что общего в этих словах?
- По какому признаку можно разбить эти слова на группы?
- Назовите имена существительные в единственном числе.
- Какое из этих слов употребляется только в форме единственного числа?
- Назовите имена существительные во множественном числе.
- Какое из этих существительных употребляется только во множественном числе?
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
- Какие задачи поставим перед собой на уроке?
- Ребята, как вы думаете, всегда ли легко поставить имя существительно во множественное число?
- Проверим ваши предположения. Посмотрите на доску. Как правильно – поварЫ или поварА?
- Правильно говорить повара. Трактора или тракторы – как правильно?
- Ребята, в этом случае допускается два варианта произношения – и трактора, и тракторы. Как видите, не всегда легко поставить имя существительное во множественное число. Сегодня на уроке мы как раз будем учиться правильно образовывать форму множественного числа существительных.
- У вас на партах лежат карточки. Переверните их. Прочитайте слова.
Директор, мастер, доктор, профессор, адрес, вечер, голос, цвет, холод.
- Какой частью речи являются эти слова?
- В каком числе стоят эти имена существительные?
- Я предлагаю вам поставить данные имена существительные во множественное число и записать получившиеся слова. Задание будем выполнять по цепочке по одному слову у доски, остальные пишут в тетради.
Итак, первое слово директор. Как будет это слово во множественном числе?
- Запишите получившееся слово, выделите окончание и поставьте ударение.
Работа с остальными словами.
- Обратите внимание, что во всех словах окончание а и ударение падает на последний слог. Читают.
- Это имена существительные.
- Их можно разделить на группы в зависимости от числа, в котором они стоят.
- Дорога, ручка, доброта.
- Доброта.
- Каникулы, огурцы, коровы.
- Каникулы.
- Будем работать над темой «Число имен существительных».
- Продолжать учиться определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам…
Предполагают.
Рассуждают.
.
- Это имена существительные.
- Они стоят в единственном числе.
Выполняют задание в тетрадях. Один ученик работает у доски.
- Директора.
- Мастера, доктора, профессора, адреса, вечера, голоса, цвета, холода.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Откройте учебник на стр.177. Посмотрите на упражнение 2. Прочитайте задание.
- Выполним это задание. К доске идет...
В единственном числе слова писать не будем. Запишем сразу во множественном числе, разделяя слова для переноса.
- Какая орфограмма есть во всех этих словах?
- Молодцы, хорошо поработали. Я предлагаю вам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
- Итак, стали все ровненько, спинки выпрямили. Поднимем руки вверх, потянемся.
- Теперь подняли правую руку вверх, левая рука внизу. Выполняем отведение рук. На 1-2 – правая вверху, 3-4 – то же, левая вверху.
- Выполним наклоны. 1– влево, 2- и.п.
3-4 – то же вправо.
- Руки вперед. Сжали кисти в кулачки. 1 – разжали кулачки, 2- сжали.
- А теперь опустите руки вниз и расслабленно потрясите кистями.
- Выполним упражнение для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют.А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем букву «О», получается легко.Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем.
Заниматься вновь начнем. 
Открывают учебник.
Читают задание.
Выполняют задание в тетрадях. Один ученик работает у доски.
Сту-лья, лис-тья, де-ре-вья, дру-зья, сы-но-вья, бра-тья, кры-лья, пе-рья, му-ра-вьи.
- Правописание разделительного мягкого знака.
Поднимают руки, тянутся.
Выполняют комплекс упражнений.
Закрывают глаза.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Глазами рисуют букву «О».
Глаза поднимают вверх, опускают вниз
Глазами двигают вправо-влево.
Глазами смотрят вверх-вниз.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание по карточкам.
Вариант 1
Подчеркни в предложениях имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.
1. Я люблю кофе со сливками.
2. Платки, брюки и костюмы мама уже уложила в чемодан.
3. На переменах мы обычно ходим в соседний класс.
4. Садовник приготовил к работе в саду лопаты и грабли.
5. На каникулах мы катались с горки на санках.
Вариант 2
Подчеркни в предложениях имена существительные, которые не имеют формы множественного числа.
Бабушка испекла вкусный пирог.
Пчеловод отправился собирать мед.
Для приготовления каши мама использовала молоко, хлопья и соль.
Она угостила меня вкусным кофе.
Мой брат проявил ловкость во время игры.
- Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.
Самостоятельно выполняют задание.
- Вариант 1: сливками, брюки, грабли, каникулах, санках.
Вариант 2: мед, молоко, соль, кофе, ловкость.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Ребята, поднимите руку те из вас, кто любит торты.
- А любите, когда на тортах есть разные кремы?
- Кто из вас знает, что такое порты?
- Порт – это участок берега, моря, озера или реки с прилегающей водной площадью, который защищен от воздействия волн и оборудован для стоянки судов, их разгрузки или починки.
- Поднимите руку те, кто знает, чем занимаются инженеры.
- Как вы думаете, почему я обратила внимание на слова торты, порты, кремы, инженеры?
- Ребята, обратите внимание, что на стр. 177 в рубрике «Говори правильно » представлены слова, которые я сейчас упоминала. Прочитаем эти слова хором и запомним, на какой слог в них падает ударение и как они правильно произносятся.
- Я предлагаю вам составить предложение с одним из этих слов.
- Запишем одно из предложений.
На празднике мы ели вкусные торты со сметанным кремом.
Выполним фонетический разбор слова «крем». Поднимают руку.
Отвечают.
Предполагают.
Слушают.
Поднимают руку.
- Часто эти слова произносят неправильно.
Читают слова:
Порт – порты, крем – кремы, торт- торты, инженер – инженеры.
Составляют предложения.
Записывают в тетради.
2 ученика у доски, остальные в тетради.
Крем – 1 слог, [ к р` э м]
к – [к]- согл., глух.пар. [г], тв.пар.[к`], обозн. бук.«ка»;
р - [р`] – согл., зв.непар., мягк.пар. [р], обозн.бук. «эр»;
е - [э]- гласн., удар.;м -[м] – согл., зв.непар., тв.пар. [м`], обозн.бук. «эм»
4б., 4зв.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Чему вы учились сегодня на уроке?
- Что вам показалось трудным?
- Какие задания были для вас интересными?
- Запишите домашнее задание: стр.178, упр.4 + 10 словарных слов.
Обратите внимание на упражнение из домашнего задания. Вам нужно не только списать текст, правильно расставляя знаки препинания, но еще и подчеркнуть все безударные гласные в приставке и корне.
- Вы большие молодцы, хорошо сегодня поработали. Урок окончен. - Мы работали над темой «Изменение имен существительных по числам».
Оценивают свою деятельность на уроке.