Классный час Будем вежливыми


Дата: 24.11.2015
Тема: «Будем Вежливыми!»
Цели: Расширить и обогатить знания учащихся о правилах вежливости.
Средства воспитания:
УУД:
- познавательные УУД:
1. Формировать представление о нравственных нормах общения.
2. Закреплять знания о вежливых словах.
3. Познакомить с особенностями приветствия в разных странах.
- регулятивные УУД:
1. Формировать навыки поведения, соответствующие принятым в обществе нормам поведения.
- коммуникативные УУД:
1. Развивать память и мышление учащихся.
2. Тренировать детей в употреблении вежливых слов.
- личностные УУД:
1. Формировать культуру и навыки речевого общения.
2. Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к людям.
3. Учить уважать личность каждого.
Ход занятия
Деятельность педагога Деятельность обучающихся
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, скажите, мы должны быть воспитанными и вежливыми людьми?
- А как вы думаете, кто такой вежливый человек? (На доске написано «Вежливый человек)
- А как вы считаете, какими качествами должен обладать вежливый человек?
- Сегодня мы еще больше узнаем о вежливости, о вежливых словах и поучимся быть вежливыми. Тема нашего классного часа: «Будем вежливыми!» - Да.
Ответы детей.
Ответы детей.
2. Актуализация знаний.
- Пройдёт время, вы окончите школу, станете взрослыми людьми, будете работать. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми, добрыми, отзывчивыми, смелыми и, конечно, вежливыми.
- Как вы думаете, вежливыми рождаются, или становятся?
- Этому надо учиться с детства.
- Я вам предлагаю вспомнить некоторые правила вежливости, которые помогут вам быть вежливыми и внимательными и помогут в жизни. Вежливый человек приятен для окружающих. Вежливый и умеющий общаться человек может в жизни многого достичь. Дети отвечают.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового материала.
- Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
(Достаю две картинки).
- Давайте посмотрим на первую картинку.
-Кто это?
-Опишите его.
-Посмотрите на вторую картинку.
-Кто изображён здесь?
-Какой он?
- Ребята, вот так и слова бывают добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно. - Зайчик.
- Добрый, пушистый, красивый.
-Волк
-Злой, страшный.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Среди вежливых слов есть слова-приветствия.
- Отгадайте загадки.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
- Каким из этих слов вы можете поздороваться с другом, а со взрослым человеком?
(Вешаю на доску надпись «Здравствуйте»)
- Здороваться – желать здоровья, проявлять доброжелательность, уважение к людям.
- Улыбка очень украшает это слово. Если ты здороваешься с взрослым человеком, то нужно назвать его по имени-отчеству. С учителями и воспитателями здоровайся первым.
- Давайте попробуем поздороваться друг с другом.
- Если вы встретились с кем-то утром, можно сказать «Доброе утро».
А если днем? (Добрый день).
А если вечером? (Добрый вечер).
- Люди в разных странах по-разному приветствуют друг друга.
1) Полинезийцы здороваются очень ласково: обнюхиваются, трутся носами и поглаживают друг друга по спине.
2) Лапландцы тоже трутся носами.
3) Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают собственную правую к сердцу.
4) Китайцы слегка наклоняются и пожимают руку, как вы думаете, кому? (себе).
5) Американцы хлопают друг друга по спине.
6) Французы целуют в щёку.
7) Русские пожимают друг другу руку.
- Давайте еще раз повторим слова-приветствия: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Физминутка ИГРА «Вежливые прятки».
Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово приветствия: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Добрый день» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.
- Теперь вспомним слова-благодарности. Отгадайте загадки.
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»(Спасибо!)
(Вешаю табличку «Спасибо»).
- В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: Спаси вас Бог! Так говорили человеку в знак уважения и благодарности, чтобы у него все было хорошо. Позже эти слова для краткости слились в одно и приобрели современное звучание. Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
- Есть еще одно слово, которым можно поблагодарить человека. Отгадайте загадку.
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю!)
(Вешаю табличку «Благодарю»)
Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».
Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, человека за его доброе отношение. Благодарю – это подарок, дар, т.е. дарю тебе благо. Вот и получилось всем нам знакомое слово - благодарю. Это слово, к сожалению, сейчас мало употребляют.
- Давайте повторим слова благодарности: спасибо, благодарю.
- Теперь вспомним слова-извинения. Отгадайте загадку.
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
А еще как можно сказать?
Физминутка Игра «Кто больше?»
- Давайте разделимся на две команды, каждая из которых получит лист бумаги. На листе участники команды должны написать как можно больше различных слов-извинений. Выигрывает та команда, которая придумает больше слов.
- Давайте запомним эти слова-извинения и будем говорить их, когда мы кому-то специально или нечаянно причинили боль или неприятность.
- Теперь поговорим о словах прощания
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
- При прощании еще можно еще сказать «пока».
- Что можно сказать другу, а что взрослому человеку?
- Все эти слова вежливые.
(Табличка «Вежливость»).
Игра «Вежливо - невежливо».
- Если то, что я говорю, вежливо - хлопайте ладошами два раза, невежливо – топайте ногами 2 раза.
1)Поздороваться при встрече с директором -
2)Не поздороваться с воспитателем -
3)Толкнуть друга и не извиниться -
4)Тебе помогли и ты сказал спасибо -
5)Сказать «пока» учителю -
6)При уходе из школы сказать «до свидания» –
7)После обеда сказать спасибо –
- Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.
- Доброта и вежливость служат для выражения уважения людей друг к другу. Вежливость должна стать тем, без чего не обойтись. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя легко в любой ситуации. Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают принятые правила поведения. Вежливый человек – очень внимательный, воспитанный, с ним приятно общаться.
- Я думаю, то, о чём мы говорили сегодня, надолго запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни оказались, будете вести себя согласно правилам вежливости.
Индивидуальная работа.
Учащиеся должны выбрать на своих карточках, которые находятся на партах, слова про вежливого человека и объяснит почему именно эта карточка обозначает или не обозначает понятие «Вежливый человек»
грубый
приветливый
умеет извиняться
говорит добрые слова
обижает других
дерется
помогает людям
добрый
воспитанный
умеет здороваться
умеет благодарить
ленивый
жадный
Учащиеся еще раз читают, кто такой вежливый человек. Дети отгадывают загадки.
Ответы детей.
Дети называют слова-приветствия.
Дети повторяют слова-приветствия.
Дети отгадывают загадки.
Дети отгадывают загадки.
Дети отгадывают загадки.
- Прости, я виноват, мне стыдно, не сердитесь, пожалуйста.
Ответы детей.
5. Рефлексия.
- Что узнали нового?
- Что было интересно?
- Что понравилось?
- Кому было интересно, повесьте на доску зеленые листочки, а кому неинтересно, трудно – желтые. Дети под музыку «Если добрый ты» вешают листочки. Учитель:_____________________
Руководитель практики:___________________
Отметка:________________________