Тема: Требования, предъявляемые к менеджеру, профессионализм организаторских способностей и морально-нравственных качеств

Тема: Материальное и моральное стимулирование деятельности персонала

1. Формы организации стимулирования
2. Материальное стимулирование
3. Моральное стимулирование

1. Формы организации стимулирования.
Под формой организации стимулирования понимается способ взаимосвязи результатов деятельности и стимулов. Эти формы могут быть выделены по различным признакам:
-по степени информированности объекта управления о взаимосвязи результатов деятельности и стимулов различают опережающую и подкрепляющую формы стимулирования;
-по учету результата деятельности при определении стимула: коллективную и индивидуальную;
-по учету отклонения результата деятельности от нормы: позитивную и негативную;
-по разрыву во времени между результатом и получением стимула: непосредственную, текущую и перспективную;
-по степени и характеру конкретности условий получения стимула: общую, эталонную, состязательную.
Все перечисленные формы в чистом виде не применяются, а используются комплексно.
Подкрепляющая форма организации стимулирования не способна, без использования других рычагов, дать быстрый побуждающий эффект. Она рассчитана на многоцикличность процесса стимулирования.
Именно подкрепляющая форма стимулирования в современных условиях становится преобладающей, хотя там, где это экономически оправдано, может быть использована и опережающая форма стимулирования.
2. Материальное стимулирование.
В практике управления одной из самых распространенных форм стимулирования является материальное стимулирование.
Сущность материального стимулирования наемных работников заключается в следующем :
-это стимулирование высоких трудовых показателей наемного работника;
-это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации;
-это побуждение работника к наиболее полному использованию своего
физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.
Материальное стимулирование имеет два основных вида, учитывая предмет потребности.
1) Материальное денежное стимулирование использует денежные средства, как стимул. Сюда относятся оплата по тарифам и окладам, премии, штрафы и др. Предмет потребности – деньги.
2) Материальное не денежное стимулирование управляет объектом посредством материальных благ, которые по каким – либо причинам затруднены для приобретения за деньги (жилье, путевки, др. материальные блага), т. е. Предмет потребности – набор жизненно важных для объекта материальных благ.
Человека необходимо стимулировать на высокую самоотдачу. Одним из инструментов выступает материальное стимулирование
Существуют различные способы оплаты труда и различные модели компенсации трудовых усилий работников:
по прецеденту работодатель и наниматель договариваются между собой, используя в качестве аргумента прецеденты оплаты такой же должности в других фирмах.
по объему работы высокая оплата труда предполагает повышенные требования к квалификации, ответственность за материальные ценности фирмы и даже двойные обязанности при совмещении должностей.
по коэффициенту полезности работник, принятый на ту или иную должность, например менеджер по продажам, оценивается выше, когда начинает расширять клиентуру или заключает особо выгодные сделки. Оплата труда, разовые и компенсационные выплаты оказываются для него достаточно высокими и оцениваются как справедливые.
3. Моральное стимулирование.
Существует два вида морального стимулирования – морально-материальное и морально-психологическое.
1) Материально-социальные стимулы.
- создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др.
-возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие -только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.
-стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки.
-улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимость членов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам.
-продвижение по службе. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации.
2) Морально-психологические стимулы.
Достижение. Потребность в достижении определяется как потребность в успехе соревнования, измеренная в сравнении с личными трудовыми вкладами высокого качества.
Признание. Признание - это один из наиболее сильных побудительных стимулов. Людям необходимо знать не только то, насколько хорошо они достигли своих целей или выполнили свою работу, но также и то, что их достижения оценены должным образом.
Личное признание подразумевает, что особо отличившиеся работники будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации.
Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), награждение особо отличившихся людей особыми знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги.
К критике следует подходить еще более разборчиво. Она должна стимулировать действие человека, направленное на устранение недостатков и упущений.
Ответственность. Можно создать у людей побудительные мотивы, предоставив им большую ответственность за их собственную работу.
Характеристики работы, могущие послужить для создания побудительных стимулов, состоят в том, что:
- во-первых, работники должны получить наглядную обратную связь, касающуюся их производительности, преимущественно путем оценки их собственной производительности и обозначением того, что им требуется;
во-вторых, люди должны ощущать, что для того чтобы выполнять работу эффективно, они должны использовать способности, которые они сами ценят;
- в-третьих, люди должны ощущать, что им предоставлен высокий уровень самоконтроля при постановке своих целей и определении путей движения к ним.
Влияние. Побудительным мотивом для людей может быть стремление к власти.








13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315