Презентация по здоровьесберегающим технологиям на уроках музыки


Составила: Донская Н.Ю.учитель МБОУ «СШ № 10» г. Петропавловск-КамчатскийЗдоровье сберегающие технологии на уроках вокала Рассмотрим определенные дыхательные и голосовые упражнения, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи: Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой Упражнения лечебной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: • восстанавливают нарушенное носовое дыхание,• улучшают дренажную функцию бронхов, • положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,• повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,• улучшают нервно- психическое состояние организма. Принципы дыхания1. ВДОХ – «громкий», короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгайте носом, как бы нюхая запах) .2. ВЫДОХ – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот. Лучше, если это выдох через нос. О выдохе думать запрещено. Если вы будете думать о выдохе – собьетесь! Выдох – это уходящий вдох. 3. В дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются только одновременно с движениями («вдох – движения») : хватаем – нюхаем, кланяемся – нюхаем, приседаем – нюхаем, поворачиваемся – нюхаем и т. д. Норма: 24 раза по 4 вдоха носом, или 12 раз по 8 вдохов, или 3 раза по 32 вдоха.Всего 100 упражнений. Необходимо начинать: После упражнения «Кошка» следует включить упражнение «Обхвати плечи», затем «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты» и в последнюю очередь «Передний шаг» и «Задний шаг».Кошка «Обхвати плечи», «Большой маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Маятник головой», «Перекаты», «Передний шаг» , «Задний шаг»   Фонопедия – отрасль коррекционной или специальной педагогики, занимающаяся голосообразованием. фонопед – учит пользоваться голосом. Интонационно-фонетические упражнения В.В. Емельянова дают:Расширение диапазона;Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;Полетность;Улучшение вибрато;Большую певучесть звука;Свободу;Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом. Артикуляционная гимнастика Она состоит из 21 упражнения, где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.  №1 «Штро-бас» («Кот –воркот») Дополнительное воздействие: Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.  Котик запрыгнул ко мне на колени,Громко урчит, развалился в лени.Я осторожно чешу за ушком,Ласково глажу урчащие брюшко. №2 «Страшная сказка» Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное. Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора. Абстрактный вариант: УУОУОАУОАЭУОАЭЫКонкретный вариант:СЛУШАЙ…СЛУШАЙ ШОРОХ…СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ. №3 «Конючим» («Попрошайка»)И.П.: Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица полусонное, глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз.Показатели: освоение фонетической формулы; порог как механизм саморегуляции в возникновении нового режима; равнообъемность гласных. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»). В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани. № 4 «Бронтозаврик» В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка. Абстрактный вариант Конкретный вариант упражнение - «Волна».упражнение - «От шепота до крика».упражнение - «А!!!»упражнение - «Крик - вой» упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.упражнение - «Крик - вой - свист».упражнение - «Волна с криком чаек»Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Каждое упражнение повторяется 4 раза  1. Слегка покусать кончик языка2. Слегка покусывая поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад.3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами закрытым ртом. 4. Круговыми движениями провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь. 6. Пощёлкать языком, меняя объём рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко).7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла. 8. Втянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение. 11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их.13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать) 14. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. 15. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мне данная система упражнений ,которую я использую фрагментально, особенно помогает в работе с трудноинтонирующими детьми. В своей практике я вижу положительные результаты, помогающие детям «найти» свой голос в любом регистре, наиболее активно применяя упражнения доречевой коммуникации. Ребенок запоминает свои ощущения и затем переносит их в нужный музыкальный материал в зависимости от регистра.