Конспект урока по окружающему миру Природные зоны холодного пояса


Окружающий мир 2 класс
Тема: «Природные зоны холодного пояса»
Цель: познакомить с природными зонами холодного пояса
Задачи:
Показать специфику зоны холодного пояса
Познакомить с особенностями сезонного климата
Познакомить с животным и растительным миром зоны холодного пояса
Развивать речь, логическое мышление, внимание
Воспитывать бережное отношение к природе
Ход урока:
№ Этапы: Содержание:
1. Орг. момент 2. Актуализация знаний - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
- Что такое природная зона? Какие природные зоны мы уже знаем?
- Определите, какие природные зоны изображены на иллюстрациях, расположите их в правильном порядке.
- Вспомните, сколько на Земле тепловых поясов? Назовите их. (холодный пояс сев. полушария, умеренный пояс сев. полушария, жаркий пояс, умер. пояс юж. полушария, холодный пояс юж. полушария)
- Верно. Сегодня наш урок пройдёт не совсем обычно. Нам предстоит нелёгкая работа. И нашим помощником станет северный гость Нанук.
- Как вы думаете, кто это?
- Кто из вас догадался, что означает это эскимосское имя?
- Нанук с эскимосского означает «большой белый медведь». Сейчас это маленькое очаровательное создание, но когда он вырастет, то станет одним из самых крупных хищников планеты, будет весить около 700 кг.
3. Постановка цели и задач урока - Где же живёт белый медведь? В каком тепловом поясе? (в холодном поясе сев. полушария)
- Как вы думаете, что нас сегодня ждёт на уроке? Зачем прибыл к нам Нанук? (сегодня на уроке мы познакомимся с природными зонами холодного пояса, узнаем, какие животные и растения приспособились к жизни в суровых условиях)
- Чтобы урок прошёл не зря, будьте активны, внимательны и любознательны.
4. «Открытие» нового знания - Дом Нанука – Арктика, зона ледяных пустынь.
- Так как вы ребята, любознательные, много читаете, вы наверняка уже что-то знаете об этой природной зоне. Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно, в парах. Перед вами лежат «дневники исследования», в которых вам необходимо заполнить первую колонку, отвечая на вопросы: каковы особенности климата? растительного и животного мира в зоне ледяных пустынь?
- Запишите свои ответы пока только в первой колонке «дневника исследования», под зоной ледяных пустынь
- Итак, что же вы написали в своих дневниках? (обсуждение)
- В ходе урока мы проверим правильны ли были ваши предположения.
- У вас а партах есть листочки с текстом «Зона ледяных пустынь». Сейчас вам предстоит прочитать этот текст, делая следующие пометы:
«V» – если то, что вы читаете, вам известно
«+» - если то, что вы читаете для вас ново
«?» – если то, что вы читаете для вас непонятно
(обсуждение после чтения)
- Заполните 2 колонку дневника исследований. Напишите, что нового вы узнали?
- А наш маленький друг Нанук, хочет познакомить нас со своими соседями. Внимание на слайд.
- Рассмотрите иллюстрации. Какие из животных вам известны? Что вы о них знаете?
Тюлени – хорошо развит слух, почти не видят.
Моржи – близкие родственники тюленей. Имеют толстый слой подкожного жира, 2 длинного клыка, кот. используют в боях и для выхода на лёд из воды. Пища – молюски (около 3 т в день)
Белый медведь – самое крупное животное Арктики. В середине зимы приносят потомство. Имеют великолепны нюх, хорошо плавают и ныряют. Летом питаются ягодами и леммингами.
Тупики – превосходные охотники, ныряют на глубину до 60 м., в своём клюве способен удержать до 62 рыбок. Гнездо находиться далеко от воды.
Чайки – населяют побережья и водоёмы всех материков. Собиратели, в еде не привередливы.
Кайры – эти птицы почти не могут ходить по земле. Круглый год живут в Арктике.
Планктон – мелкие организмы, плавающие в толще воды.
- Как приспособились животные к жизни в таких суровых условиях?
- Какие пищевые цепочки можно составить?
- Как вы думаете, почему все животные ледяных пустынь обитают поблизости от воды? (их «кормит» море)
- Сделайте завершающие записи в «дневнике исследования» зоны ледяных пустынь.
5. Физминутка Под музыку
6. Продолжение работы - Рассмотрите слайд и скажите, какое животное заблудилось и оказалось не в своей природной зоне? (олень)
- Действительно, северный олень не арктический житель. А в какой природной зоне он обитает? (тундры)
- Напишите в первом столбике таблицы всё, то вы знаете о зоне тундр. (обсуждение)
- А теперь задание, для самых внимательных – «Лови ошибку». Я прочитаю вам текс, а вы постарайтесь найти в нём ошибки.
- Какие ошибки заметили. Объясните, почему такого не может быть в тундре.
- Сделайте пометы в «дневнике исследований»
- Давайте познакомимся с растительным и животным миром природной зоны тундры.
- Каких растений много в тундре?
- А Нанук вас хочет спросить, почему в тундре так много болот, рек и озёр? Найдите ответ на стр. 17 и объясните малышу.
- Сделайте последние пометы в «дневнике исследований»
7. Итог урока - Пора подвести итог урока.
- Природные зоны какого пояса мы сегодня изучили? Как они называются?
- Взгляните на наши «дневники исследований»
- С пользой мы сегодня поработали?
- Оцените свою работу (поставьте кружок)
- А нашему другу пора домой, его мама заждалась.
8. Д/з