Конспект урока по окружающему миру на тему: Природа в опасности(3 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103»
Международная научно-практическая конференция «Преемственность эколого-географического образования в школе и вузе: теория, практика, перспективы»
Конспект урока
по окружающему миру в 3 классе
на тему: «Природа в опасности»
Составитель: учитель __1_
квалификационной категории
Андреева М.В.
2012-2013 г.
Тип урока: Изучение новой темы. Урок-презентация.
Цель урока: раскрыть экологическую проблему загрязнения окружающей среды.
Задачи урока:
познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств;
воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к родному краю и учить правильному поведению в природе.
работать над развитием внимания, логического мышления, речи, умением анализировать и делать выводы, рассуждать, высказывать своё мнение, характеризовать.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, экран.
Презентация к уроку.
Карточки индивидуальной работы с экологическими ситуациями( текст об экологической тревоге)
Плакаты : «Охрана природы»
Э. Григ «Утро»( музыкальная композиция)
Уголок для урока оформлен работами детей, иллюстрациями по охране природы.
Видеоклип «Красная книга»
Ход урока:
1. Организация класса.
УЧИТЕЛЬ: «Сегодня у нас урок необычный, у нас в гостях, участники Международной научно-практической конференции по экологии, ученые, учителя города и района, администрация школы, поприветствуйте их, подарите им свои улыбки, повернитесь ко мне и давайте подарим улыбку друг другу. Начнем наше занятие. (Слайд№1-3).Звучит музыка Э. Грига «Утро».
Поздоровалось с людьми солнце на рассвете
«С добрым утром!» - говорит и большим, и детям.
Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.
Лишь хороший человек всё на свете сможет.
У: -Пусть эти стихи балаковской поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока.
- Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится.
Постановка проблемы. Объявление темы.
У: « А сейчас мы с вами определим тему нашего урока из просмотра следующих слайдов.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он – свет в любое время суток,
 Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
И  не губи  его святынь.
( Во время чтения друг друга сменяют видеофрагменты: чистое небо, льющаяся вода, родник, леса, животные и птицы,  играет музыка «Живи родник»)
(Вдруг всё исчезает. Музыку сменяет набатный колокольный звон. На экране появляется земной шар и закрывающие его картинки: дым из труб завода, выжженные леса, загрязнённые реки, свалки, смог над городом, рыбы в реке с нефтью). Слайд №4-20.
У:
- Но что это? Почему так тревожно бьёт колокол? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «SOS» - «помогите»?
(Ответы детей)
У:
-Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. А сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле.
- Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок? (Ответы детей).
Объявление темы урока «Природа в опасности».(Слайд №21)
 Почему эта тема так важна для нас сегодня? (Ответы детей)
- А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её?
3. Актуализация знаний.
У: Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами. Сегодня на уроке мы узнаем как люди наносят вред природе, загрязняя её: и воздух, и воду, поговорим о животных, которые находятся на грани вымирания, исчезновения. Речь пойдет о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Человек-часть природы. Он должен беречь природу, как самого себя. Почему?
(Слайд №22,23). Тревожные факты:
За последние 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем  всё человечество за предыдущие 2 – 3 миллиона лет.
Леса – «лёгкие планеты» - вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на  2 процента ( это 20 га за сутки).
Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента.
Мусор заполонил планету настолько, что, если его не уничтожать, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров.
От загрязнения  воздуха, воды и почвы, из-за варварского отношения человека уменьшается численность  растений и животных.
Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно 1 вид растений.
Эти факты заставляют человечество задуматься, как жить дальше. Познакомимся с рассуждениями Маши и Вани, прочитаем их диалоги и выскажем свои мнения по данному вопросу.
Стимул:
ВАНЯ:(Слайд №24-25)
Человек может жить без природы, потому что он-самое умное существо на Земле и всё умеет. Люди придумали разные машины, построили большие города, в космос запустили ракеты. И ещё человек выращивает растения и животных.
МАША:
Я не согласна с Ваней. Человек-часть природы, как и все живые существа: насекомые, звери, птицы. Природа кормит, лечит, одевает людей. Разве мог бы человек построить дом, если бы не было растений? Не может человек жить без природы!
У: « А что думаете об этом вы? Выскажите свое мнение. (Ответы детей).
Рассказ учителя(вывод о предыдущем).(Слайд №27-28)
Шли годы. Человек забыл о том, что он –часть природы. Ведёт себя, как будто он единственный хозяин планеты. При всём разнообразии действий человека в природе ,он до сих пор в основном остаётся потребителем «сборщиком урожая». Это бедствие для природы. Природа не производит столько продуктов, сколько у неё отнимает человек. Она не может также разрушить и переработать столько мусора, сколько остаётся после человека. Какой же выход из данного положения?
У человека два пути.
Первый- всем людям улететь в космос и расселится на других планетах.
Второй путь- приспосабливаться к природе, научится не нарушать её налаженного хозяйства, попытаться начать восстанавливать погубленное, испорченное. А к нынешней природе относится бережно, сохраняя то, что осталось.
Как выдумаете какой из этих путей единственно возможный?( Ответы детей).
Самостоятельная работа по группам.(Слайд №29).
Дети делятся на группы. Каждой группе предлагается для работы текст о экологической тревоге.
Задачная формулировка: Внимательно прочитайте данный каждой группе текст. Найдите в тексте экологическую тревогу. Предложите своё решение вашей экологической проблемы.Источник №1.Текла по равнине речка с чистой-пречистой водой – речка Прозрачная. Построили на её берегу завод игрушек. Для работы ему надо много воды - вот и проложили от завода две трубы. По одной вода на завод поступала, по другой обратно выливается. Вливается чистая вода, прозрачная; выливается – грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака!Ниже по течению построили ещё один завод по производству резиновых сапог. И он чистую, прозрачную воду жадно пьёт, сбрасывая по трубе обратно грязную отработанную воду. И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера чёрных резиновых сапог.Ещё дальше вырос на берегу третий завод - ситцевый, отчего речка здесь сделалась серо- буро-малиновой – пестрее самого ситца.Так вот: была речка чистой и называлась Прозрачной, да стала грязной – Разноцветной.Как помочь речке снова стать Прозрачной?Задачная формулировка: Внимательно прочитайте данный каждой группе текст. Найдите в тексте экологическую тревогу. Предложите своё решение вашей экологической проблемы.
Источник №2.В одном фермерском хозяйстве что-то стали плохо доиться коровы - мало молока давать. Да и молоко - так себе, невкусное, без сливок. Почему?Потому, что клевера, самого полезного, сытного корма для скота, мало. Почему? Ведь клевером засеяно огромное поле!Потому, что клевер не уродился, опылять его цветки некому было – шмели пропали. Почему?Шмелиные гнёзда мыши в земле разорили. Что же делать? Звать на помощь кошек. Кошки передавят мышей – расплодятся шмели - будет кому опылять клевер. Опылится клевер – появятся его семена. Клевер уродится – его накосят и накормят коров. И будет вдоволь молока, да какого вкусного, жирного! Так было когда – то. Но в наши дни, как решить проблему?Задачная формулировка: Внимательно прочитайте данный каждой группе текст. Найдите в тексте экологическую тревогу. Предложите своё решение вашей экологической проблемы.Источник №3.Как – то напали на лес полчища прожорливых гусениц. Глодают листву – хруст по всему лесу слышен. Стали деревья лечить, от гусениц спасаться разными ядовитыми порошками, ядовитыми туманами. Всех гусениц перетравили, заодно и… всех других, в том числе и полезных насекомых. Птицы стали их клевать – тоже отравились. Птиц принялись звери есть – и их не стало. На другой год стоит лес совсем здоровый, но и …совсем пустой. Что же делать? Как помочь природе?
(Ответы детей).
У: «Перечислите отрицательное влияние человека на природу». ( Слайд №29)Загрязнение рек
Вырубка лесов
Нарушение верхнего плодородного слоя почвы
Отравление животных ядовитыми веществами
Физминутка.
Природохранительная деятельность человека. ( Слайд №31, 32)
У: Что делает человек для охраны природы?
Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду. На месте вырубленных лесов сажают новые леса. Запрещено собирать редкие растения и охотится на редких животных. Создаются заповедники-участки земли, где вся природа неприкосновенна. Здесь запрещена охота на животных. В мире свыше двух тысяч заповедников, в России-70.Также существуют и заказники. Это большие территории, на которых охраняется государством какой-то один или несколько видов растений и животных. Кроме того, существуют ещё и национальные парки. Совсем недавно наш класс был на экскурсии в Раифском Волжско-Камском Государственном заповедники. Расскажите, как ведется охрана природы там?
( Ответы детей). (Слайд№33)
Положительное влияние человека на природу.
Заповедники.
Заказники.
Национальные парки.
Очистительные сооружения на заводах.
Посадка деревьев.
Запрещено собирать редкие растения.
Запрещена охота на редких животных.
Красная книга.
Просмотр видеоклипа « Красная книга».
У: « А сейчас мы с вами посмотрим видеоклип « Красная книга» и по окончании просмотра вы должны будете назвать представителей животного и растительного мира, которые занесены в Красную книгу и находятся на стадии исчезновения. ( ответы детей: альбатрос, гепард, пеликан, розовый фламинго, белый медведь, касатка, зубр, лань, красный волк).
Рефлексия урока.(Слайд №32-42)
Посмотрите на эту серую картинку. Скоро за окном мы будем наблюдать лишь это, если не будем беречь и охранять нашу природу. Хотите оживить картинку?
Отвечайте на вопросы.
-Почему Красная книга называется Красной?( она называется так, потому что красный цвет означает опасность, привлекает внимание на указанную опасность, сигнал всем нам.) Ответили дети, картинка по частям становится цветной.
-Какие цвета имеют страницы Красной книги?( «черная»-животные уже вымерли(морская корова, странствующие голуби); «красная»-исчезающие виды(снежный барс, красный волк); «желтая»-редкие виды(розовый фламинго, джейран); «зеленая»-восстановленные виды(речной бобр, лось).
-Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду?(экономно расходовать)
-Какое озеро на Земле является главным источником пресной воды?( Озеро Байкал-20% мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов, поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет.)
-Зачем нужно охранять почву?(почва питает растения)
-Что такое экология?(Наука о природе, нашем общем доме, по –гречески «экос»-дом, «логос»-учение)
-Какая птица прилетает весной первой? (Жаворонок).
10. Защита плакатов.
Каждый ребенок выходит к доске и знакомит учащихся со своим плакатом.