Урок русского языка в 6 классе Повторение изученного в 5 классе. Морфология


Урок русского языка в 6 классе
«Повторение изученного в 5 классе. Части речи»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: совершенствовать умение определять части речи, расширить знания о самостоятельных и служебных частях речи, формировать познавательную активность.
Тип урока: комбинированный
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что изучает морфология, уметь распознавать слово как часть речи, выполнять морфологический разбор слова, понимать важность грамматического анализа слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя:
Ребята, мы живем в мире, полном загадок. И очень часто их дарит нам наш родной русский язык. Попробуем разгадать очередную его загадку. Итак,
Найти соответствия (подобрать слова, соответствующие разделам науки о языке), запишите, что получилось
Лексика звуки речи
Морфемика словосочетание
Морфология предложение
Синтаксис морфемы
Фонетика словарный состав слов
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
_Какой раздел науки о языке остался без пары? (морфология)
Вспомните, что изучает морфология? (части речи)
Запишите тему урока «Повторение. Морфология» Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя:
-Вспомните, как слова делятся на части речи?
- На какие группы делятся все части речи? (Самостоятельные и служебные)
А к каким частям речи отнесете слова ау, ура, браво, ух,ох и т.д.?
- Что такое морфологичекий разбор слова? Из каких пунктов он состоит? Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
-Что для вас самое сложное в этой теме? (морфологический разбор слова)
Составьте план урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1. Анализ таблицы
Самостоятельные части речи Служебные части
речи междометия
- Вспомните, чем различаются самостоятельные и служебные части речи?
(выслушать и корректировать ответы детей)
-Заполните колонки таблицы. ( 3 чел. к доске)
(можно использовать материалы упр.31, а междометия придумать)
- выделите и объясните орфограммы.
Сделайте вывод по работе. Что является главным в определении части речи?
2.Синтаксический разбор предложения.
Мягко похлюпывает под ногами сизый карельский мох.
- Как связан данный вид работы с нашей темой?
-Что является для вас самым сложным в изучении морфологии? (морфологический разбор слова)
3.Самостоятельная работа( материал для самостоятельного наблюдения в учебнике) .
А) повторение порядка морфологического разбора слова на стр. 19-20 учебника, п.6)
Б) анализ прочитанного
4. Работа в парах
- произвести морфологический разбор выделенных слов из упр.32, помогая друг другу.
-защитить работу перед классом
Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
6.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
7.Домашнее задание П.6, составить кластер по теме урока, упр.33, произвести морфологический разбор слова поздней