Урок математики в 3, 4 классе-комплекте: 3 класс -Закрепление изученного (раздел Математические законы) 4 класс -закрепление изученного (раздел Деление на однозначное число)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никитинская средняя школа Починковского муниципального района Нижегородской области










Технологическая карта отрытого урока
математики в 3, 4 классе-комплекте

(УМК «Планета знаний»,
авторы учебника математики М.И.Башмаков, М.Т.Нефёдова)




Составила и провела: Журкина Светлана Александровна,
учитель начальных классов I квалификационной категории


Планируемая дата проведения: 8.12.2015
Фактическая дата проведения: 22.12.2015


Цель проведения: обмен опытом работы на РМО
учителей начальных классов, работающих в классах-комплектах,
по теме «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках
математики» (семинар «Особенности организации современного урока
в свете требований ФГОС»




с. Никитино, 2015 год
Пояснительная записка к уроку

3 класс
4 класс

Раздел
Математические законы
Деление на однозначное число

Тема
Закрепление изученного
Закрепление изученного

Тип урока
Закрепление знаний
Закрепление знаний

Цель
Закрепить знание математических законов: переместительные и сочетательные законы сложения и умножения, распределительный закон и умение применять их при решении примеров и задач
Закрепить алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначное число и умение применять его при решении примеров и задач

Задачи
Предметные:
закрепить знание компонентов сложения и умножения;
совершенствовать навыки табличного умножения;
повторить изученные математические законы;
совершенствовать умения решать примеры и задачи, пользуясь математическими законами
Метапредметные:
познавательные:
развитие познавательных умений и навыков; умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
регулятивные:
развитие умения наблюдать, сопоставлять, делать умозаключения и выводы;
формирование навыков самоконтроля и самооценки;
коммуникативные:
развитие математической речи;
развитие навыков сотрудничества при коллективной и групповой работе;
развитие умения аргументировано доказывать свою точку зрения
Личностные:
развитие интереса к изучаемому предмету;
развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
формирование умения принимать иное мнение, иную точку зрения
Предметные:
закрепить знание компонентов деления;
закрепить изученные способы деления чисел на однозначное число;
совершенствовать навыки работы с многозначными числами;
повторить изученный алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначное число;
совершенствовать умения решать примеры и задачи, пользуясь изученным алгоритмом
Метапредметные:
познавательные:
развитие познавательных умений и навыков; умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
регулятивные:
развитие умения наблюдать, сопоставлять, делать умозаключения и выводы;
формирование навыков самоконтроля и самооценки;
коммуникативные:
развитие математической речи;
развитие навыков сотрудничества при коллективной и парной работе;
развитие умения аргументировано доказывать свою точку зрения
Личностные:
развитие интереса к изучаемому предмету;
развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки;
формирование умения принимать иную точку зрения

Планируемые результаты
Знать изученные математические законы и уметь их применять при решении примеров и задач
Знать названия компонентов сложения и умножения
Знать названия компонентов деления
Знать алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное и уметь применять его при решении примеров и задач

Оборудование
Интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал для групповой работы, учебник
Интерактивная доска, ноутбуки, проектор, раздаточный материал для парной работы, учебник

Формы работы
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Фронтальная, парная, индивидуальная

Методы
Проблемный, частично-поисковый
Проблемный, частично-поисковый

План урока
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация знаний – 7 мин.
Сообщение темы, целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
Повторение изученного – 14 мин.
Физкультминутка – 4 мин.
Закрепление изученного – 10 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Итог урока. Рефлексия – 4 мин.























Технология проведения урока
Этапы урока,
цель проведения данного этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

3 класс
4 класс
3 класс
4 класс
3 класс
4 класс
3 класс
4 класс

I. Организационный момент
Цель: настроить учащихся на работу на уроке
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
- Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело и с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока
- Сядут за парты сначала те ребята, количество букв полного имени которых кратно 5, кратно 3, кратно 4.
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!
Математику, друзья, не любить никак нельзя!
Пусть сегодня на уроке нам сопутствует успех!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

Личностные:
готовность и способность к саморазвитию; приобретению новых знаний и умений;
оценка действий с точки зрения моральной нормы;
умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы
Метапредмеиные:
коммуникативные:
умение сотрудничать с учителем, гостями и сверстниками

II. Актуализация знаний
Цель: активизировать мыслительную деятельность
Устный счет. Подведение к теме урока
1.Математика-гимнастика для ума. Почему?
2. Начинаем наш урок с такой гимнастики.
4.Выполните задания на карточках.
Если сделаете правильно, то сможете с помощью кода к вашим ответам декодировать и прочитать словосочетание. Приступайте к работе.




Ключ к шифру

219
231
211
223
215
227
= (1)
= (2)
> (1)
< (1)
> (2)
< (2)

ма
с
ма
ти
те
че
за
за
ки
ко
е
ны


(словосочетание МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ)





3.Посмотрите внимательно на экран и подумайте над работой, которую мы можем
выполнить. (Слайд 1)
(Треугольники с примерами)
30:5 =
51:17 =
280:4=
126:9=
960:4=
7 395:3=
5.-Так какую же работу можно выполнить?




-Какую закономерность вы заметили?
- Как называются компоненты деления?
- Предлагаю, прежде чем вы назовёте частное в каждом примере, выйти к доске, объяснить приём деления. Проверить себя.


1.-Развивает ум







Самостоятель
ная работа.
Самопроверка-декодирование







































5.- Можно посчитать треугольники. Дать им характеристику.
Можно посчитать примеры.
-Необходимо найти частное
-Делимое, делитель, частное
-Нужно найти частное.
- В первом треугольнике пример на табличное деление
- Во втором – метод подбора.
- В третьем – табличный прием деления: 28 дес. : 4 = 7 дес. или 70
- В четвёртом – число 126 разбиваем на
удобные слагаемые, 90 и 36, каждое из которых делится на 9 (пользуемся распределитель
ным законом) по таблице 90 : 9 = 10, 36 : 9 = 4. А резуль
таты складываем 10 + 4 = 14
- В пятом – также, как в 4: 800 и 160
800 : 4 = 200
160 : 4 =40
200 + 40 = 240
- В шестом - 7395: 3=? (2465) нужно выполнить письменное деление
Метапредметные:
познавательные:
умение осуществлять логические действия анализа, синтеза, сравнения;
развитие наблюдательности, внимания, логического мышления;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач;
регулятивные:
умение сохранять учебную задачу и искать пути ее достижения;
умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
коммуникативные:
умение формулировать и аргументировать точку зрения


III. Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Цель:
активизировать
учащихся на
работу, учить
самостоятельно
формулировать тему, цели и задачи урока
Сообщение темы и задач урока с помощью учителя. Проблемная ситуация
(к 4 классу) - Чем же мы будем сегодня заниматься?
Сформулируйте тему и задачи урока: 4 класс.
Да. А еще попробуем применять алгоритм деления в нестандартных ситуациях. (Слайд 2)
Нужно вспомнить алгоритм деления, выйти к доске и решить последний пример письменно и еще примеры, которые я написала на доске, проверьте себя:
7395:3 72054:9 40350:5 832280:4






(к 3 классу) - Прочитайте словосочетание, которое у вас получилось.
-Чем же мы будем сегодня заниматься?
Сформулируйте тему и задачи урока. (Дополняю)
(Слайд 2, часть 2)
Правильно. А еще мы попробуем применять наши знания в нестандартных ситуацияx.


Не забудем о законах при работе в течение урока, в группе или паре. Какие?
(выключаю доску на время)
















Математические законы.
-Повторим математические законы, будем учиться их применять при решении задач и примеров.
Уважать мнение другого человека, прийти на помощь, если нужно, уметь выслушать другого



(Формулируют тему:
-Повторим алгоритм письменного деления на однозначное число.
Будем решать примеры и задачи, пользуясь этим алгоритмом)
Решают примеры у доски.
Метапредметные:
регулятивные:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
коммуникативные:
умение формулировать точку зрения

IV. Повторение изученного
Цель: повторить полученные знания, учить работать в парах, группах
Организация повторения знаний. Групповая форма работы
Так давайте же вспомним математические законы.
1.-Сейчас вы будете работать в группах, у каждой группы карточка, вы должны закончить предложения и определить к какому математическому закону относится каждое правило, записать символами подтверждение закона.
(Организую группы)
Приступайте к работе.
Закончи предложения:
От перестановки мест слагаемых
Какой это математический закон?
Складывая несколько слагаемых, их можно
Какой это математический закон?
От перестановки мест множителей
Какой это математический закон?
Перемножая множители, их можно группировать в
Какой это математический закон?
Чтобы умножить сумму на число, нужно
Какой это математический закон?
Приведите пример
Чтобы разделить сумму на число нужно .
Какой это математический закон?
Приведите пример
(в группе-4 или 3 человека, по 2 закона каждой)
(Включаю доску)

















4. Я вижу, некоторые группы закончили работу. Проверим. Первая группа.






5.Какой из примеров подтверждает ваш закон? (Слайды 4-9)
-Сколько получится в каждом примере?
-Найди ошибки при группировке слагаемых, исправь их.













(Выключаю доску)
Организация повторения знаний. Работа в парах











2.-Давайте вспомним алгоритм решения письменного деления на однозначное число.






















-А как вы проверили себя?




3. Сейчас вы будете работать в группе, проверите умение пользоваться данным алгоритмом при решении примеров на деление на однозначное число. Не забудьте о правилах работы в группе!










































7.Закончили работу. Закрываем ноутбуки



1.Работают в группах.

















































4.Защищают свою работу.
(Выходит один из каждой группы к доске и защищает свою работу)















5.Выбирают пример со слайда (сразу после защиты), который подходит под их математический закон (проверяют правильность ответов, щелкая по слайду). Решают, говоря ответ. Исправляют ошибки. Записывают примеры для двух последних законов













2.Объясняет 1 ученик у доски алгоритм решения примера 7395: 3=? (2465)
(1.Определяем первое неполное делимое.
2. Определяем число цифр в частном
3. Называем первую цифру частного
4. Выполняем деление
5. Сравниваем остаток с делителем (он д.б. меньше)
6. Продолжаем деление
7. Проверяем правильность с помощью умножения)
Другой ученик объясняет: умножением (частное умножить на делитель, получим делимое)
3. Работают с ноутбуком (тренажер), по очереди, решая и помогая друг другу
(примеры на деление на однозначное число)










































7.Закрывают ноутбуки
Метапредметные:
познавательные:
умение осуществлять логические действия анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
развитие наблюдательности, внимания, логического мышления;
регулятивные:
умение сохранять учебную задачу и искать пути ее достижения
умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
коммуникативные:
умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;
умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации;
умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения;
умение определить общую цель и пути её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
Личностные:
умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации


V.Физкульт
минутка
Цель: переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой
Организация коллективной формы работы по повторению таблицы умножения. Коллективная игра в парах сменного состава с карточками. Системно-деятельностный подход.
-Как называются компоненты сложения? Умножения? Деления?
- Как найти множитель? Делимое? Слагаемое?
(Те, кто ответил на вопрос, берут карточку (пример на умножение, а на обратной стороне-ответ) и встают в круг. Остальные – напротив них. Показывают карточку с примером на умножение (на обратной стороне написан ответ) ученику напротив, тот говорит ответ. По сигналу делают шаг влево-вправо и )



-Слагаемое, слагаемое, сумма. Множитель, множитель, произведение. Делимое, делитель, частное. Произведение разделить на множитель. Частное умножить на делимое. Сумму разделить на известное слагаемое.
Играют в игру.
Метапредметные:
познавательные:
умение осуществлять логические действия анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;
развитие наблюдательности, внимания, логического мышления;
умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации;
регулятивные:
умение сохранять учебную задачу и искать пути ее достижения;
умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей;
умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;
коммуникативные:
умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности;
умение формулировать точку зрения;
умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
Личностные:
умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации

VI. Закрепление изученного. Решение примеров и задач
Цель: закрепить умение решать примеры и задачи и применять знания в нестандартных ситуациях
Организация закрепления знаний. Групповая форма работы
1.Продолжаем работать в этих же группах. Решаете примеры на применение математических законов (тренажер на ноутбуках). Не забывайте о правилах работы в группах!
















































4. Закрыли ноутбуки. Работаем с учебником
Решаем задачу:
№ 2 (с.98)
Организация повторения знаний. Фронтальная и парная форма работы





2. Работаем с учебником.
Решаем задачи и примеры.
- Ребята решали примеры из № 2 (в) (с.102).
Вот такие ответы у них получились (на обычной доске):
1) 347 2) 40351 3) 3673 4) 30960
- Как вы думаете, все ли ответы верны? Как это можно определить?
-А еще как?






-Проверим, правы ли мы. Решим примеры с неправильным ответом (под номером 2, 4)
-Ребята, когда вам дают тесты, в которых нужно решить пример и найти правильный ответ, вам иногда не нужно решать пример целиком, экономя время. Можно воспользоваться алгоритмом деления: посчитать количество цифр частного или определить первую цифру частного.
Например, вам дают пример 902880: 3 и предлагают сосчитать и найти правильный ответ:
а) 300960 б)3096 в) 200960
-Какую букву вы выберите? Почему?
(а)

3. Самостоятельная работа (взаимопощь):
-№ 2 (а)
-Задачи № 6, 7, 13 (с.104).
5. Проверьте правильность решения. (Раздаю карточки с ответами). Поставьте себе карандашиком оценку


1. Работают с ноутбуком (тренажер), по очереди, решая и помогая друг другу.
















































4. Один объясняет на доске, все-решают.








2.Открывают учебники.








-Нет.
-Можно проверить количество цифр частного.
Умножить частное на делитель, если делимое не получилось, то данный пример решен неверно
Решают у доски примеры.





















(Объясняют)



3.Самостоятельная работа


5. Проверяют. Ставят оценку карандашом




IX. Домашнее задание
Цель: учить анализировать домашнее задание и задавать вопросы по его выполнению
Организация объяснения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
-Каждый получит задание индивидуально, оно у вас записано на карточке, спишите его в дневник, посмотрите и задайте вопросы, если что-то непонятно.
(дифференцированно, на карточках у каждого записаны номера заданий из математических тренажеров учебника)




Записывают задание в дневник
Метапредметные:
регулятивные:
умение сохранять учебную задачу и планировать пути ее достижения
Личностные:
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая с усилиями, старанием, трудолюбием







VII. Рефлексия-подведение итогов урока
Цель: учить подводить итог урока и самооценку своей собственной деятельности



Организация фиксирования содержания урока и самооценку учебной деятельности.
Я предлагаю заполнить таблички:
Сегодня на уроке я

Было интересно
(+/-)

Было трудно
(+/-)

Оценка за урок
(5, 4, 3)
Настроение от урока
(закрась смайлик)









-Кто поставил 5? 4? 3 ? (Я соглашаюсь или оспариваю оценку)
-Поставьте оценку в свой дневник
- Спасибо за урок! Давайте поблагодарим друг друга за дружную, плодотворную работу улыбкой.
- Поблагодарим гостей.




Ребята заполняют табличку и отдают ее учителю.

Зачитывают 1 ученик 3 и 1 ученик 4 классов.
Ставят отметку в дневник




-Спасибо за то, что приехали к нам в гости.
-Скоро Новый год и Рождество, мы хотим подарить Ангелочка, пусть он хранит Вас от бед.
Ангелы – добрые духи, украшающие и оберегающие дом в Рождество.
Ангел - с давних времен считается символом Рождества. Еще давным-давно появилась традиция украшать дом и елку различными ангелочками, а также дарить их. Люди покупали ангелов, и делали их сами. Шили, вязали, вырезали из дерева и из других материалов. А также ангелов преподносили в подарок больным людям, желая скорейшего выздоровления. Люди верили и продолжают верить, что ангел, сделанный своими руками, обязательно поможет в выздоровлении. Мы еще хотим подарить шаблон ангелочка из бумаги, который вы дома сделаете самостоятельно своими руками. (Шаблоны раздаю)









Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 12Рисунок 1315