Воспитательный час в рамках проекта Чудеса в решете


В гостях у бабушки Забавушки.
Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса в рамках реализации проекта «Чудеса в решете».
Запроводюк Марина Валентиновна, воспитатель
Цели:
Продолжать знакомить учащихся с малыми формами фольклора потешки, загадки, песенки -небылицы, поговорки.
Развивать устную связную речь.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование: юбка, платок (русская народная одежда); сундучок, кокошники: лиса, медведь, ёж, коза, зайчик.Ход занятия:
Оргмомент. Приветствие.
Постановка цели занятия.
Воспитатель. На сегодняшнем занятии мы будем продолжать с вами знакомиться с малыми формами народного творчества.
Вводная часть.
А поможет нам в этом дедушка МОЛЧОК. Давайте его позовем.
Дети исполняют стишок.
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй дедушка Молчок.
Приходи к нам, помолчим,
Посидим и погрустим.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришел Молчок.
Не спугни его, смотри.
Ничего не говори. Тс-с-с…
Под музыку появляется дедушка Молчок.
Дедушка Молчок. Добрый, предобрый денёк, ребятки. Ух, как у вас тут красиво. Слышал я, что вам помощь моя нужна. Ну -так я помогу. Только вот беда, без бабушки-Забавушке мне никак не справиться. Чтобы попасть к ней, надо крепко-крепко зажмурить глаза и проговорить старинные волшебные слова.
Летела сова, веселая голова.
Она летела-летела,
На дубок села.
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела.
Пока дети произносят слова, воспитатель «превращается» в бабушку- Забавушку (Накидывает платок, надевает юбку).Звучит музыка и раскрывается доска, на которой прикреплен домик с пустыми окошечками. По мере выполнения задания открываются окошечки, в которых записаны формы фольклора.
Основная часть.
Бабушка- Забавушка. Здравствуйте, гости-дорогие! Ждала вас сегодня в гости. Проходите, да на житье-бытье мое поглядите. А чтобы вы не скучали, я потешу вас потешками.
- Знаете ли вы, что такое потешки? Это веселые стишки. Молчок, расскажи деткам про потешки.
Дедушка Молчок. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки.
Бабушка подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Бабушка Забавушка. - Понравилась вам потешка?
- Какие ласковые слова вы заметили?
Дедушка подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазорьевый цветочек,
Сиреневый кусточек.
-- А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?
Звучит волшебная музыка.
Бабушка-Забавушка. Ребята, вы слышите? Эта мелодия нам говорит о том, что мы должны открыть первое окошечко. В домике открывается окошечко, где написана одна из форм фольклора –ПОТЕШКИ.
Дедушка Молчок. Смотрите ,ребятишки, я для вас приготовил Волшебный сундучок. Отгадайте, что лежит внутри?
Бабушка- Забавушка: Как можно узнать об этом?
Дети: Посмотреть в сундучок. Пощупать.
Бабушка-Забавушка (пробует открыть): Не открывается.
Дети: Угадать.
Звучит волшебная музыка.
Дедушка Молчок. Ой, это опять волшебные звуки. Пора открыть и следующее окошечко. Угадайте, ребята, какая форма устного народного творчества нам откроется?
Открывают окошко- ЗАГАДКИ.
Бабушка- Забавушка. Правильно. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?
Дедушка Молчок загадывает загадки.
В ответ на загадку Бабушка –Забавушка достаёт из сундучка кокошники с изображением зверей и надевает на детей.
ЗАГАДКИ ПРО ЛИСУ,ЕЖА,БЛОХИ, КОЗА,ЗАЙКУ, МЕДВЕДЬ.
Бабушка-Забавушка. Посмотри, Дедушка, ребята -превратились в зверяток. Я думаю, что они нам приготовили подарок.
Дети исполняют песенку-небылицу « Тень-тень,потетень»
Дедушка-Молчок. Вот какие молодцы, порадовали дедушку. Только вот звери-то говорить не могут. Это вы всё придумали! Такого не бывает!.Звучит волшебная музыка.
Дедушка-Молчок. Что это за беспорядок?! Звери говорят и вдруг, наше окошечко просит его открыть! В чем тут дело?
Бабушка Забавушка. Ребятки, помогите дедушке разобраться!. Дети рассказывают о том, что это была песенка-небылица, которая тоже относится к устному народному творчеству.
Дедушка Молчок. Молодцы , детишки, порадовали дедушку. Но ,однако, Бабушка ,загостились мы у вас. Как говорится, делу время -потехе час.
Звучит волшебная мелодия.
Бабушка Забавушка. Вот, ребята ,чудеса. Дедушка нам подсказал ещё один вид народного творчества. Посмотрите это- поговорка.
Дедушка Молчок. Я очень люблю поговорки. Много их знаю. Вот я вам припас чудесные конвертики. Вам нужно сложить поговорку и приклеить на красивую картинку.
Дети собирают поговорки, приклеивают их на заранее раскрашенные картинки. Дедушка Молчок и Бабушка Забавушка оказывают детям помощь.
Бабушка-Забавушка. Молодцы, ребята! Мне очень нравится, что вы изучаете истоки нашего русского народа.
Дедушка Молчок. Хорошо, всё хорошо. Но только, делу время -потехе час. Пора нам ребята и домой возвращаться. А чтобы нам вернуться мы должны прочитать поговорки, что вы собрали.
Пока дети читают пословицы Бабушка-Забавушка переодевается и превращается в воспитателя.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель. Где же были наши детки, что узнали?
Дедушка Молчок. Посмотрите на волшебный домик. Здесь ещё много закрытых окошек. Этот домик полон тайн, но мы их вместе с вами обязательно разгадаем.
Воспитатель. Дедушка, я вижу, что ребята очень хорошо потрудились и приготовили такие замечательные открытки. Давайте их подарим нашим гостям.
Дедушка Молчун. Спасибо, ребятишки за старание, труд, прилежание. А вам, гости дорогие за внимание. До новых встреч.