Доклад на тему«Итоговая аттестация школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья по предмету физическая культура»




на тему «Итоговая аттестация школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья по предмету физическая культура»
Лукожева Г.Б.
МБОУ СОШ №1с.Кизляр
«Итоговая аттестация школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья по предмету физическая культура»
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры в образовательной организации (далее – ОО) все обучающиеся, в зависимости от состояния здоровья, делятся на медицинские группы: основную, подготовительную и специальные. Занятия в медицинских группах отличаются требованиями к уровню освоения учебного материала, объемом и структурой физической нагрузки, а также образовательными программами. В нормативных документах (например, в приказе Минобрнауки России от 13.09.2013 № 1065 "Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов") используется понятие «обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья», но достаточно четкого определения этого понятия не представлено. В практической деятельности специалистов физкультурно-спортивного профиля термин «обучающиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья» применяется к обучающимся, которым рекомендованы коррекционно-профилактические формы занятий с различным сроком их посещения, в зависимости от имеющихся нарушений. Термин "часто болеющие дети" появился в отечественной медицинской литературе в первой половине 80-х гг. прошлого века. Следует отметить, что зарубежные школы педиатрии его не используют. Нет этого термина и в международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем – Международная классификация болезней X пересмотра, т. к. это не диагноз в медицинском понимании этого слова. Часто болеющие дети – это группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями (4–6 раз в календарный год), возникающими из-за транзиторных корригируемых отклонений в защитных системах организма, и не имеющих стойких органических нарушений в них. Повышенная восприимчивость к респираторным инфекциям у часто болеющих детей не связана со стойкими врожденными и наследственными патологическими состояниями.
Итоговая аттестация обучающихся специальной медицинской группы «А»
При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А». Допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения. Основной акцент в оценивании учебных достижений обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на их стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть зафиксированы учителем и сообщены обучающемуся и его родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств. Но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры. При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой. Итоговая отметка по физической культуре обучающимся специальной медицинской группы «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и физической подготовки, а также прилежания.ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦМЕД ГРУППЫ «Б» На основании представленной справки установленного образца, выданной медицинским учреждением о прохождении курса ЛФК, оцениваются ОУ по разделам: «Основы теоретических знаний» (устный опрос или рефераты), «Практические навыки и умения» (демонстрация комплексов ЛФК) освоенных согласно своему заболеванию в медучреждении, с последующей итоговой аттестацией по предмету «Физическая культура». В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общеобразовательном обязательно выставляется отметка по физической культуре. Оценка оздоровительной эффективности занятий физической культуры обучающихся с отклонениями на основе состоянии здоровья проводится на основе сравнительного анализа, динамики значений установленных показателей. На основании полученных данных и проведенного анализа в конце учебного года обосновываются индивидуальные маршруты физического воспитания обучающихся с учетом выявленных неблагоприятных изменений показателей их развития.
Итоговая аттестация обучающихся различных медицинских групп Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры Обучающиеся оцениваются на уроках физической культуры в соответствии со следующими требованиями: • «2» (неудовлетворительно) Обучающийся: — не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока; — не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры; — не имея выраженных отклонений в состоянии здоровья, не мотивирован к выполнению физических упражнений; не демонстрирует положительных изменений своих физических возможностей, которые должны быть зафиксированы учителем физической культуры; — не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств; — не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;
«3» (удовлетворительно) Обучающийся: — имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока; — выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и правила охраны труда при выполнении спортивных упражнений; — имея выраженные отклонения в состоянии здоровья, старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в его физических возможностях, которые могут быть зафиксированы учителем физической культуры;
— продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия; — частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;
«4» (хорошо) Обучающийся: — имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока; — выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и правила охраны труда при выполнении спортивных упражнений; — имея выраженные отклонения в состоянии здоровья, мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые зафиксированы учителем физической культуры; — на уроках постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия, успешно сдает или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре для своего возраста; — выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, оказания посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры;
«5» (отлично) Обучающийся:
— имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока; — выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает правила гигиены и охраны труда при выполнении спортивных упражнений; — имея выраженные отклонения в состоянии здоровья, стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в его физических возможностях, которые замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции школы, района или города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях различного уровня; — на уроках постоянно демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии. физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдает или подтверждает все требуемые для своего возраста нормативы по физической культуре; — выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, оказания посильной помощи в судействе школьных соревновании между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры. При выставлении четвертной, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитываются прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя. Следовательно, итоговая оценка может отличаться от средней арифметической оценки, выведенной на основе суммирования текущих оценок за четверть. Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических знаний, а также с учетом динамики физической подготовленности. При оценивании и итоговой аттестации рекомендуется руководствоваться требованиями образовательных Программ по физической культуре для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», допущенных или рекомендованных федеральными или региональными органам исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения. По мере прохождения учебного материала, кроме оценивания техники выполнения физических упражнений, степени освоения программного материала необходимо оценивать успехи обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры. При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.Итоговая отметка по физической культуре обучающимся в специальной медицинской группы «А» выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность), динамики функционального состояния и ФП, а также прилежания. Оценка эффективности занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья проводится в конце учебного года на основании сравнительного анализа показателей, регистрируемых в начале и в конце учебного года, с целью внесения корректировки при установлении неблагоприятных изменений в состоянии организма детей. Состояние организма обучающихся оценивают на основании анализа ЧСС и АД, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), устойчивости организма к гипоксии (проба Штанге), силы мышц ведущей руки, координации движений.ЧСС и АД определяются в соответствии с методами измерения, изложенными ЖЕЛ регистрируют с помощью спирометра. Обследование проводится в положении стоя. Ребенок производит максимальный вдох и затем выдыхает воздух через спирометр. Измерение проводится 3 раза, учитывается максимальное значение, которое сравнивается со средним возрастно-половым значении.Устойчивость организма к гипоксии оценивается по результатам пробы Штанге. Время задержки дыхания на вдохе определяется в положении стоя. После полного вдоха и выдоха в медленном темпе обследуемый производит глубокий вдох и задерживает дыхание максимально долго, зажимая нос. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру и сравнивается со средним возрастно-половым значением. Сила мышц ведущей руки регистрируется с помощью кистевого динамометра со шкалой до 25 кг для обучающихся начальных классов и до 50 кг для обучающихся средних и старших классов. Ребенок в положении стоя отводит руку горизонтально в сторону и с максимальным усилием сжимает динамометр. Полученное значение сравнивается со средним возрастно-половым значением. Координация движений оценивается по результатам выполнения двух координаторных проб, определяющих уровень функционального состояния центральной нервной и костно-мышечной систем. Вначале проводится проба «Веревочка». Ребенок встает прямо, одна нога ставится впереди другой на одной линии, носок соприкасается с пяткой, руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Затем выполняет пробу «Аист», при которой оценивается устойчивость положения тела, стоя на одной ноге. При этом стопа другой ноги плотно прижата к колену опорной ноги и максимально разведена в сторону. При выполнении проб ребенок сам определяет, в каком положении ему удобнее сохранять равновесие (правая стопа впереди или левая; стоя на одной ноге – правой или левой). С помощью секундомера фиксируется время сохранения положения тела при отсутствии признаков нарушений координации (пошатывание, изменение положения рук и опорной стопы, дрожание пальцев рук и век и др.). Полученное значение сравнивается со средним возрастно-половым значением Оценка оздоровительной эффективности занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья проводится на основе сравнительного индивидуального анализа динамики значений установленных показателей. На основании полученных данных и проведенного анализа в конце учебного года обосновываются индивидуальные маршруты физического воспитания обучающихся с учетом выявленных неблагоприятных изменений показателей их развития.Учитывается также количество случаев перехода из специальной медицинской группы «А» в подготовительную и из подготовительной в основную, свидетельствующее о благоприятной динамике и, наоборот, из основной в подготовительную и из подготовительной в специальную медицинскую группу «А».