Классный час на тему Компьютер — друг, врсг, помощник? (3 класс)

Классный час.
Тема: «Компьютер –враг, друг, помощник?»
Цель: формирование позитивного отношения к компьютеру.
Задачи:
Развивать умение видеть положительные и негативные стороны в работе на компьютере;
Формировать у обучающихся умение анализировать обобщать, делать выводы;
Воспитывать умение работать в группах.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, заготовка стенгазеты, конверты с заданиями для групп.
Форма проведения: работа по группам .

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Мотивация.
- Я вам предлагаю сегодня поработать в жанре детектива и провести своё расследование. Прочтите фразу. «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ» СЛАЙД № 1,2
Но для начала выясним, что значат слова «следствие» и «знатоки».

2. Постановка целей и задач.
- Вы уже готовы примерить на себя роль знатоков и провести расследование?.
- Чтобы узнать о чём мы будем проводить расследование отгадайте загадку:
Он рисует, он считает, проектирует заводы,
Даже в космосе летает и даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений может сделать за минуту.
Догадайтесь, что за гений?Ну, конечно же.. (КОМПЬЮТЕР)

На доске вывешивается лист ватмана ( будущая стенгазета- дело № 1), заголовок – «Компьютер»

3.Актуализация знаний по теме.
- Приступим к работе. Работать будем в группах. (Класс разбит на 3 группы, на столе каждой группы 4 конверта)Соберём как можно больше сведений о компьютере. Зачем нужен компьютер? Кем он может стать для человека? А помогут нам сегодня во всем разобраться наши гости:
- от лица родителей .. - от лица врачей – медицинский работник нашей школы. - от лица людей, которые очень много знают о компьютерах, учитель информатики
-Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал многим доступен. Слово «компьютер» произошло от латинского «компьюто», что означает: считаю, вычисляю. Так компьютер назвали потому, что вначале он использовался для сложных вычислений. Тогда компьютер ещё называли электронно-вычислительной машиной или, сокращённо, ЭВМ, и был очень большой размером с комнату. СЛАЙД № 3,
Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США. В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет»,
Давайте попробуем выяснить -Что для нас компьютер?
- У вас на столах конверты. Возьмите конверт № 1.. У каждой группы текст, прочитав который вы должны выяснить роль компьютера одним словом-.
Текст для 1 группы
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!
Даже вылечить больного
Он поможет – что ж такого!
Компьютер для людей большой - ..(помощник)
- Вы согласны, ребята? А как вам помогает компьютер? (дает нам много информации для составления разнообразных документов;
помогает вам узнать о новейших технологиях в науке, культуре, образовании;
развивает память, мышление, творческие способности, моторную координацию и мелкую мускулатуру руки; открывает перед вами огромный, интересный мир)
Текст для второй группы. .“Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – верный друг.
Может он ребят учить,
Может он станок включить.
Компьютер для нас - (друг)
-Давайте выясним, кто такой друг? (Друг – человек, который поможет в трудной ситуации, к которому можно обратиться с проблемой, с которым интересно общаться.)
Текст для третьей группы.
На беду компьютер Мишка раздобыл, Что такое свежий воздух позабыл! И теперь он дни и ночи напролет С виртуальным хулиганом бой ведет. Он осунулся и очень похудел -  Игровой азарт Мишутку одолел. Как с компьютером беднягу развести? Как Мишутку от врага-то нам спасти?

В таких случаях компьютер -( враг)
 Выясним, кто такой враг. (Враг – человек, который приносит вред здоровью физическому и психическому, из за которого возникают конфликты с близкими людьми.) Эти заголовки помещаются в стенгазету (друг, враг, помощник)
  
   - Я прочитаю вам сказку , а вы выделите из сказки основные области, в которых компьютер нанёс особый вред или принёс пользу.                           
   С К А З К А
       В некотором царстве - тридевятом государстве жил-был царь...И было у него два сына: Старший и Младший. Так он их называл. Старший умный был детина, ну а Младший ни так, ни сяк, просто был дурак.
Чтобы от века не отстать, чтоб детям помочь умнее стать, Чтоб могли сыновья в современном мире жить Решил царь ребятам компьютер купить. Самый крутой подключил им Интернет: безлимитный, высокоскоростной. Долго ли сказка сказывается, да недолго дело-то делается. Прошло много лет, что же случилось с сыновьями царя? Старший сын  говорит: Старший сын: СЛАЙД №4 "У меня один лишь друг, компьютером его зовут. Целый день с ним провожу, на прогулки не хожу. Спортом я не занимаюсь, и совсем не закаляюсь, Я с друзьями не общаюсь, я учуся целый день, И поверьте, мне не лень за компьютером сидеть, Фильмы, игры поглядеть. На все сайты без разбора Выхожу вплоть до упора.Плохо стал соображать, Отчего вдруг? - не понять.Стало плохо с головою, И с глазами. Что со мною?" Автор: Посмотрите, каким стал Старший сын
Младший сын  говорит:  СЛАЙД №5 У меня есть новый друг, его компьютером зовут. Дружу я с ним давно, и расскажу вам про него: Он всё по папочкам разложит,через принтер всё размножит. Электронные файлы услуг нструмент "на все руки", И лекарство от скуки,и учитель, и преданный друг. До чего же энергичный электронный человек Мой попутчик симпатичный в двадцать первый век.
Учитель:- Ребята, а теперь обсудим влияние компьютера на Старшего сына. Ведь он у царя был    умным детиной. И что с ним стало? (уч-ся перечисляют). - Как вы думаете, почему всё это произошло? (целыми днями сидел за компьютером). Верно. Кем стал компьютер старшему сыну? (врагом) - А как использовал компьютер Младший сын? (только по  назначению). Правильно. Кем стал компьютер младшему сыну? (другом). Можно однозначно ответить на вопрос - Компьютер друг,враг,помощник?

4. Сбор доказательств. 1)- Продолжим наше расследование. Откройте конверт № 2 У вас на столах цветные полоски, а на каждой из них список дел компьютера. Выберите те, которые говорят в пользу того или иного довода.
Каждой группе даётся одинаковый «список дел» компьютера, а они должны из него выбрать только те, которые говорят в пользу их довода.

Список дел компьютера
1.Проектируют заводы, ракеты, станки
11.Может привести к неграмотности
2.Хранит огромное количество информации
6.Позволяет общаться с людьми, живущими далеко
12.Портит зрение
3.Имеет много обучающих программ
7.Хранит много книг, музыки, фильмов
4.Учит иностранным языкам
13.Делает людей агрессивными
5.Учит рисовать, создавать фильмы
8.Может пересылать письма
14.Ухудшает осанку
9.Находим новых друзей
10.С ним можно хорошо отдохнуть 15.Вызывает зависимость (1-5 –полоски жёлтого цвета, 6-10 – полоски зелёного цвета, 11-15 – полоски красного цвета)
Свои доказательства ребята прикрепляют под доводами( в газете)
Читаем доводы,дополняем. Рассказы детей.

- Посмотрите. Каждая группа собрала много доказательств к своим высказываниям. И все они правы. Как же быть? Кто же он компьютер? Помощник? Друг? Враг?
А может быть это зависит не от компьютера, а от человека, который им пользуется?
- Компьютер не может сам принести вред или пользу человеку без его участия, все зависит от человека. В общении с компьютером есть и положительные, и отрицательные моменты. Нужно найти ту "золотую середину", чтобы компьютер был именно другом и помощником. Компьютер облегчает нашу жизнь. Без него современную жизнь трудно представить. Поэтому необходимо научиться жить с ним дружно. Захотите- будет врагом, захотите- другом. СЛАЙД№ №6

2)- Давайте послушаем мнение наших родителей. -Слово предоставляется медицинскому работнику нашей школы. ( рассказывает о влиянии компьютера на здоровье детей , проводит практические упражнения для глаз, позвоночника) Слайд№ 7,8 -Что еще умеет делать компьютер, нам расскажет учитель информатики Слайды №9, 10 (играть, рисовать, песни петь, фотографии рассматривать, решать задачи, примеры, писать упражнения, писать и отправлять письма, отыскивать нужные знания в Интернете
 Учитель: Согласны ли вы с тем, что тогда школьникам не надо читать книги, чтобы много знать, не надо учить таблицу умножения, учить правила правописания? - Плохо, когда человек в детстве не учиться думать, он тогда не развивает свои способности. А значит, не вырастет из него ни бухгалтер, ни художник, ни врач. Вывод : С компьютером интересно учиться, познавать окружающий мир. Он помогает человеку и работать, и учиться, и в игры играть. Главное, чтобы он не мешал развиваться вашим способностям и талантам.

5. Советы.
- Предлагаю вам познакомиться с вредными советами Г.Остера. Попробуйте сделать из них полезные советы. (Дети читают стихи)

Вредные советы.
1.Никогда не мойте руки, монитор, клавиатуру.
Это глупое занятие не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки, монитор, клавиатура.
Так зачем же тратить силы, время попусту терять.
(Грязная клавиатура является источником распространения вредных микробов, поэтому ее надо регулярно протирать, мыть руки.)

2.Хочешь зрение улучшить,сядь поближе к монитору,
Лучше сразу носом ткнуться и сидеть часов так десять.
И тогда уж через месяц будет глаз как у орла.
(Чтобы глаза не уставали и зрение не ухудшалось, надо сесть подальше от монитора, оптимально - 70 см. Монитор немного отклоните назад. Обязательно делайте зарядку для глаз.

3.Нет приятнее занятья,чем, сутулясь сильно – сильно
Посидеть у монитора.
Тренируйтесь ежедневно,и наступит день счастливый –
Вас в какое–нибудь царство примут главным горбуном.
(У тех, кто неправильно сидит за компьютером, со временем могут возникнуть серьезные проблемы с мышцами и суставами. Нельзя сутулиться, сидеть желательно в кресле с подлокотниками и регулировкой высоты сиденья. Через каждые 15 минут занятий выполнять физические упражнения).
- Как вы думаете, нужно следовать этим советам?  Почему? (В данном случае от компьютера будет только вред) - Давайте выделим добрые советы о том, как дружить с компьютером.
Откройте конверт № 3.(В каждую группу даётся 4 совета, из них надо выбрать только правильные. Группы фиксируют советы в стенгазете.
Советы для 1 группы
.Проводить за компьютером 5 часов.
Проводить за компьютером не более 20 минут.
Сидеть долго, не вставая.
Вставать из-за компьютера и делать разминку.

Советы для 2 группы
Часто проветривать комнату.
Плотно закрыть все окна.
Монитор должен находиться от глаз на расстоянии 70-80 см.
Монитор должен находиться от глаз очень близко.

Советы для 3 группы
.Выполнять гимнастику для глаз.
Лучше работать в темноте.
Сидя за компьютером спину держать ровно.
Играть в компьютерные игры можно и лёжа.
Регулярно протирать клавиатуру, мыть руки.
Послушаем какие советы дадут нам наши гости (родители, мед.работник, учитель информатики)

6. Рефлексия.Выводы.

Откройте конверт №4 (В конвертах буклеты для каждого ученика)
- Но хотелось бы, чтобы вы, ребята, работая или играя на компьютере, не забывали о том, что вокруг вас так много интересного и без компьютера. Это игры во дворе с друзьями, общение с родными, чтение книг, занятия спортом или в музыкальной школе, прогулки по парку с любимой собакой,  учёба в школе, просто наблюдение за красотами природы.

- Дело № 1 по объекту «Компьютер» закрыто. Остаётся лишь сказать:
Не нужно бояться умных машин, СЛАЙД№№12 Ведь пользу большую несут они в жизнь. "Лишь ты позаботься о личном здоровье", – Такие компьютер нам ставит условия. Спасибо всем за работу. СЛАЙД№13

Заголовок 315