Анализ работы музея по теме: Музей — центр гражданско-патриотического воспитания учащихся

Школьный музей как центр патриотического воспитания в образовательном учреждении.

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н. М. Карамзин
В наше время, как никогда, задачи патриотического воспитания молодежи, не только не утратили своей актуальности, но приобрели новую остроту и специфику.
Решение этих задач требует от педагогов школ большой творческой работы по формированию у своих воспитанников гражданской позиции и чувства высокого патриотизма.
Школьный краеведческий музей призван сыграть важнейшую роль в воспитании и развитии личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема гражданского и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, составляющими основу личности, формирующими её гражданскую позицию.
Понятия «Родина», чувство любви к ней человек познает с детства, со школьной скамьи. За годы обучения в школе мы должны научить ребенка не только грамотному письму, математике, истории и другим школьным предметам, но и открыть для него ещё одну науку – науку любви к Родине.
Одной из таких форм воспитания патриотизма и гражданской позиции является работа школьного краеведческого музея «Человек славен трудом»
Основной аудиторией школьного музея являются учащиеся. Создание музея в школе вызвано желанием знать больше о своей местности, школе, о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины. Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изучении нашего исторического прошлого. В этом нам помогают оформленные в музее стенды, альбомы, фотографии, поделки женщин села.
Краеведческий музей в МБОУ Воздвиженской средней общеобразовательной школе, первоначально музей назывался ленинская комната, был создан в нашей школе 22 апреля 1988 г., а 2 января 1990 г. комнате было присвоено звание «Школьный музей» Человек славен трудом.
Музей имеет Свидетельство под №6482. А 01.06.2015 г. Музею было присвоен статус «Музей образовательного учреждения» краеведческий музей «Человек славен трудом»
В музее собран большой материал: подлинные документы, фотографии, письма солдат времен Великой Отечественной войны, воспоминания ветеранов наших земляков – участников войны, тружеников тыла. Патриотическое воспитание на материале истории войны – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических дат, героической борьбы, подвигов, талантов, нравственных качеств, непримиримости к врагам России. Особенно сильно это восприятие через осознание причастности к данным событиям людей, живших или живущих рядом, а порой и в семье самого ученика, занимающегося поисковой работой в музее. Это вызывает в детях глубокие переживания, особый интерес и желание изучать историю своей семьи, чувство уважения к пожилым людям, желание им помочь, что очень важно для становления таких качеств, как гражданственность и патриотизм. Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма, способствует развитию их самостоятельности, патриотических начал.
В музее учащиеся встречаются с ветеранами с труженицами тыла. Они самыми желанными гости нашей школы и музея. Встречи проходят не только в канун знаменательных и праздничных дат, но и в обычные дни. Любая встреча всегда трепетна, оставляет добрый след в душах школьников и учителей. Так запоминающейся прошла встреча учащихся с жителем города Владивостока Педченко Владимиром Ивановичем, благодаря ему наш музей пополнился подлинными материалами и сведениями о жителе нашего села и его заслугах перед селом и Отечеством. В дар музею были подарены медали и ордена нашего земляка Педченко Ивана Андреевича, который воевал в годы Великой Отечественной войны на полях сражений. Сын исполнил волю своего отца, награды находятся на родной земле, в родном селе.
Приближающаяся знаменательная дата разгрома фашистских войск под Москвой имеет для нашего села огромное значение. Именно под Москвой сражались наши земляки и были награждены Медалью за освобождение Москвы. Третьяков Яков Карпович, Ищенко Григорий Степанович.
Хранятся в каждом школьном музее России, как самая дорогая реликвия, письма-воспоминания ветеранов, ордена, медали. С каким волнением смотрят на них дети, с каким вниманием вслушиваются они в каждое слово письма из того далекого, героического прошлого, обращенного к маме, отцу, брату, другу. Какие чувства испытывают при знакомстве с историей той или иной медалью, орденом!
В нашей стране с древнейших времен существует традиция почитать защитников Родины. В память о них возводят обелиски, памятники и мемориалы. В нашем селе тоже есть памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся школы во главе с учителем технологии с большим удовольствием поддерживают чистоту и порядок, а в дни праздников, стоят в почетном карауле у памятника, отдавая дань памяти погибшим.
Одним из важнейших направлений деятельности школьного музея является поисковая и исследовательская деятельность, направленная на изучение истории родного села. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями, уходят люди – участники событий. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. В этом направлении учащимися школы ведется многолетняя кропотливая работа. Много внимания в работе музея уделяется судьбам простых людей, жителей нашего села, выпускникам школы, которые прославили себя ратными и трудовыми подвигами. Ведь из стен нашей школы вышли хорошие врачи, профессоры, инженеры, учителя и просто хорошие люди, которыми гордится наша школа, село. Это Финько Владимир Иванович, Гербер Вера Ивановна, Муншайн Лидия Борисовна, Кауник Анатолий Иванович, Шевченко Валентина Ивановна, Оленник Геннадий Григорьевич, и др. Наши ученики продолжают традиции нашей школы, выбирая профессию учителя – Борисенко Светлана Юрьевна, Шевченко Алёна Михайловна, Бондаренко Татьяна Александровна и др.
По данному направлению в музее собраны и оформлены альбомы, в которых хранится история и традиции каждого человека живущего в нашем селе. Патриотизм – это корни, с помощью которых держится древо нашей жизни. Не будет их – погибнет и страна. И нам нужно сохранить то, что оставили нам в наследство наши предки, чтобы наши потомки могли гордиться своими корнями, уходящими далеко глубоко в историю.

Школьный музей – это хранитель традиций, которые пополняются и обновляются. Каждое мероприятие, проводимое музеем, оставляет неизгладимый след.
Об этом говорят многочисленные записи, оставленные разными людьми в книге отзывов, которая хранится в музее. «Большое спасибо! Дай Бог Вам силы продолжать это дело – важное для младших поколений; память и чувство Родины, ощущение корней, дают силы и верный ориентир в жизни». (Ваши ученики).
«Спасибо, что сохранили и бережёте историю нашего села, удачи вам в вашей работе» (Выпускники школы)
Таким образом, именно школьный музей играет огромную роль в воспитании у подрастающего поколения таких качеств, как гражданственность и патриотизм, способствует развитию их гражданской компетентности, самостоятельности. Главное, что дает школьный музей, духовное, нравственное воспитание, чего так не хватает сегодня, учит не быть «Иваном, не помнящим родства», любить свои корни, свою Родину, гордиться подвигами своих земляков и брать с них пример. Помогает ребенку прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, помогает задуматься над тем, что его окружает: над семейной реликвией и собственной родословной, кто он есть и зачем живет, что он оставит своим потомкам.
И я хотела бы закончить своё выступление словами поэта Е.Евтушенко:
Россияне, все вместе мы сила. Врозь нас просто с планеты стряхнуть. Да хранит Господь тебя, Россия, Если нас не будет, будь!










13PAGE 15


13PAGE 14415




15