ЧКР Настоящий друг


Классный час для 5 класса на тему «Настоящий друг».
Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг.
Ш. Руставели
Классный час нравственной направленности посвящен обсуждению проблемы дружбы, товарищества, которые очень актуальны для младших подростков. В этом возрасте особенно остро стоит проблема общения со сверстниками. Именно в таком общении подросток осознает себя и как член коллектива, и как личность. Среди вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Как ко мне относятся другие?» - один из важнейших вопросов: «Какой я друг?» Задача классного руководителя - дать детям информацию для размышления, помочь в оценке поступков товарищей, создать такие ситуации общения, в которых дети смогут проявить свои хорошие качества и творческие способности.
В ходе классного часа проводится деловая игра, во время которой дети должны сделать аппликации (чтобы не сковывать воображения детей, образцы картинок показывать не нужно).
Цели: углубить представления детей об общечеловеческих ценностях; формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность; воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Форма: деловая игра.
Подготовительная работа с детьми
Подготовить 3 короткие сценки (6 учеников). При этом реплики учить не нужно. Достаточно просто прочитать каждой паре учеников их сценку (текст - в сценарии), объяснить общий смысл поведения персонажей.
Оборудование
По ходу сценария три группы детей должны будут делать 3 не* сложные аппликации. Для этого необходимо:
а) сделать заготовки из цветной бумаги: прямоугольники, треугольники, круги, трапеции, как на рисунках;

б) приготовить клей и кисточку (или клеящий карандаш, или скотч и ножницы), для того чтобы слегка закрепить детали на листе бумаги;
в) приготовить три листа бумаги синего или голубого цвета (основа для аппликации);
г) все заготовки положить в прозрачные файлы и выдавать каждой группе перед выполнением задания;
д) чтобы отобрать детей в группы по 3 человека, нужно заготовить 9 бумажных кружочков из бумаги 3 цветов. Ученики, выбравшие кружочки одного цвета, попадают в одну группу. Кружки можно положить в коробку или мешок и предложить детям вытаскивать по одному. Учитель может сгруппировать тройки любым другим способом, но главное, чтобы в группе оказались случайные ученики, а не те, кто сам объединился.
Оформление класса
На перемене перед классным часом написать на доске тему, эпиграф.
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Разбор ситуаций. Диалоги друзей.
3. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
4. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи».
5. Деловая игра «Учимся сотрудничать».
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Добрый день, дорогие ребята, гости званные и желанные! Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОРОЛИК И ДОГАДАТЬСЯ О ЧЁМ МЫ С ВАМИ СЕГОДНЯ БУДЕМ РАЗГОВАРИВАТЬ, БЕСЕДОВАТЬ.
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Классный руководитель:
Представьте себе весы. На одной чаше - дружба, а на другой богатство. Какая чаща перевесит? Что важнее?
Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
Что же такое дружба? Дружба - отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.
Человек - это существо общественное. Он не может жить без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими - отдыхаем, с третьими - встречаемся в кружке, секции. Мы связаны совместной деятельностью (занятием). И если нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатия друг к другу, то можно назвать нас товарищами. А высшая степень товарищества - это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
II. Разбор ситуаций. Диалоги друзей
Классный руководитель. Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая. Знакомьтесь: Даша и Маша.
К доске выходят две ученицы
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша. Гулять пойдешь?
Даша. Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
Маша. Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша. О! Ее! Ты настоящая подруга!
Классный руководитель. Как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили на месте Маши?
Примерные ответы детей:
- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать.
- Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять.
- Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.
Классный руководитель. Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Еще одна ситуация. В ней участвуют Сергей и Антон.
К доске выходят 2 мальчика.
На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в ампуле закончились чернила.
Сергей. Ой, ампула закончилась!
Антон. А у меня запасная ручка есть!
Сергей. Будь другом, дай, а то мне Наиля Ильясовна пару влепит!
Антон. А что ты мне за это дашь?
Сергей. Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
Антон. Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
Сергей. Да ладно, давай уж!
Классный руководитель. Как вы считаете, Антон поступил, как настоящий друг? Как бы вы поступили на его месте?
Примерные ответы детей:
- Конечно, он же мог скрыть, что у него есть ручка.
- Он выручил Сергея, но и про себя не забыл.
- Если бы Антон был настоящим другом, он дал бы ручку просто так и ничего бы за это не потребовал.
- Сергей просил ручку не насовсем, а только на один урок, и даже из такой мелочи Антон захотел извлечь выгоду.
- Я не хотел бы иметь такого друга, как Антон. Он воспользовался тем, что Сергей оказался в безвыходной ситуации.
- Антона нельзя назвать другом, он жадный, из всякой мелочи хочет получить выгоду.
- Я бы дал ручку просто так, а потом бы Сергей меня выручил - так поступают настоящие друзья.
Классный руководитель. Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон? (Дети отвечают хором, что не хотели бы)
Таким образом, из этой ситуации мы делаем вывод, что настоящий Друг должен быть бескорыстным.
А теперь рассмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова.
Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле Двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша Приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
К доске выходят 2 мальчика. Один становится возле окна, другой отходит к двери.
Вова. Гришка, мячик принес?
Гриша. Конечно!
Вова. Давай пас!
Гриша. Лови!
Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
Вова. К сожалению, я не смог поймать мяч и он угодил в окно.
Классный руководитель. Так-так! Кто разбил стекло?
Вова. Это он бросил. Я тут ни при чем!
Классный руководитель. Ты бросил мяч?
Гриша. Ну, я.
Классный руководитель. Давай дневник! Получишь выговор! Еще и родителей твоих приглашу, чтобы они вставили стекло! Безобразие! (Поворачивается, отходит в сторону.)Вова. Ну, что в футбол играть будем?
Гриша. Да нет, что-то не хочется! Участники сценки садятся на место.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как бы вы поступили на месте Вовы?
Примерные ответы детей:
- Он расстроился из-за выговора.
- Ему было обидно, что друг его выдал.
- Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся.
- Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват.
- Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно.
- Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.
Классный руководитель. Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?
Дети дружно отвечают, что нет.
Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.
III. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?
Классный руководитель. А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой.
Дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п. Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать настоящим другом.
Примерные ответы детей:
- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту.
- Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках.
- Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно.
- Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным.
- Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде.
- Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
Классный руководитель:
А теперь давайте отдохнем.
Физминутка
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
 У тебя нос и у меня нос.
У тебя щечки красненькие,
И у меня щечки красненькие.
У тебя губки аленькие
И у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются)
IV. Интерактивная беседа «Друзья и товарищи»
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, много ли должно быть у человека настоящих друзей?
Примерные ответы детей:
- У человека должен быть только один настоящий друг.
- Друзей может быть много, но настоящих друзей очень мало, их нужно искать.
- Близких друзей у человека должно быть немного, а просто товарищей - сколько угодно.
- Чтобы узнать, кто твой настоящий друг, с ним нужно съесть пуд соли, поэтому настоящих друзей мало.
Классный руководитель. Действительно, многие мыслители говорят о том, что настоящих, близких друзей немного, не у каждого человека они есть. Но мы живем среди людей. Все одноклассники не могут быть нам близкими друзьями. Как же нам строить отношения в коллективе?
Домашним заданием для вас было прочитать рассказ Ирины Пивоваровой «Селивёрстов не парень, а золото!»
Так как наши гости не знакомы с этим рассказом я попрошу Марину коротко пересказать этот рассказ.
Ну а теперь побеседуем, ответим на вопросы.
- О ком или о чём рассказ?
- Кто главный герой рассказа?
- От лица кого идёт рассказ?
- Что вы можете сказать, как ребята в классе относились к Селивёрстову?
- Почему его не любили?
- Почему Селивёрстов так себя вёл?
- Кто подал идею навестить Селивёрстова во время болезни, хотелось или нет идти ребятам к нему домой? (тянули жребий и кто вытянул)
- Что удивило Люсю больше всего когда она пришла к Селивёрстову? (мама его любила, салфетка вышитая на диване…)
- Что сначала хотела сделать Люся и что её остановило? (глаза красные, воспалённые, немолодая женщина)
- Что узнала о Селивёрстове Люся от мамы? (моет пол, в магазин ходит, за сестрёнками в садик)
Что Люся стала говорить о Селивёрстове?
-Как вёл себя Селиверстов, когда пришла Люся?
- И как он стал себя вести, когда ушла мама в детский сад?
- Что произошло, когда Люся засобиралась домой?
- Как вы считаете можно сказать, что они подружились?
- Что говорила Люся о Селивёрстове в классе?
- Чему учит этот рассказ?
- мы судим о человеке внешне и делаем поспешные выводы, а нужно за человеком понаблюдать, узнать его поближе, ведь в каждом можно найти что-то хорошее.
V. Деловая игра «Учимся сотрудничать»
Классный руководитель.Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников, устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес.
И в нашем маленьком классном коллективе будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества.
Сейчас мы проведем деловую игру. Вы разделились на 3 группы.
Вам нужно пройти испытание – пока звучит песня собрать картинку из нескольких деталей (прямоугольники, треугольники, круги, трапеции), наклеить эти детали на лист бумаги и прикрепить к доске. У вас получится аппликация. А мы с гостями будем специалистами и посмотрим какая же группа лучше и дружнее работала.
Время истекло. Покажите ваши результаты.
Дети прикрепляют картинки к доске.
Спасибо всем ребятам за работу. А теперь у меня по 2 вопроса к командам. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?
Примерные ответы детей:
- Работой довольны, вместе работать здорово, интересно.
- Могло получиться лучше, но не было согласованности, сотрудничества.
- Не понравилось работать в этом составе, все критиковали друг друга, ссорились, ругались.
- Плохо поработали, кто-то все хотел делать сам.
Классный руководитель. А теперь послушаем мнение специалистов. Как вы считаете, какая группа была самой сплоенной, дружной и показала лучший результат? Кто показал себя лидером, командиром?
Примерные ответы детей:
- Первая группа работала слаженно, дружно. Они относились друг к другу уважительно, распределили обязанности. У них сразу выявился лидер, он давал команды, и все его слушались. Картинка у них получилась аккуратная и красивая.
Вторая группа вроде и сделала красивую картинку. В этой группе тоже сразу же появился лидер. Но всю работу делал он один. Остальные вели себя пассивно, не знали, что им делать.
Третья группа работала хуже всех. Они все время спорили и ссорились. Все хотели быть командирами, никто никого не слушал. И результат у них самый плохой
Классный руководитель. Итак, строгая комиссия выявила, что команда номер ______________работала хорошо.
Учитель. Посмотрите, какое необычное дерево выросло у нас в классе. Это дерево дружбы. Чтобы оно не засохло, нам нужно его укрепить пожеланиями.Поскольку дерево необычное, то и плоды у него будут тоже необычными. Это смайлики. Зажгите свои сердца огнём дружбы. На обратной стороне вы написали имя своего друга, или того, с кем вы хотели бы дружить и написали пожелание своему другу. Мы прикрепили наши смайлики к дереву дружбы. Обратите внимание, что смайликов такое количество, сколько ребят в нашем классе, очень приятно, что у каждого из вас есть друзья и вы не одиноки. Пусть наше дерево растёт, а дружба крепчает с каждым днём!
Чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Сейчас я вам предлагаю познакомиться с законами дружбы, по которым мы будем жить.
Законы дружбы.
1.  Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним радости и горе.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг.
3.  Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4.  Дружба и эгоизм несовместимы.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7. Беспринципность опустошает дружбу.
Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Эти законы мы повесим в классный уголок и они вам будут напоминать о нашем сегодняшнем разговоре.
Ребята подготовили стихи о дружбе.
Ты дружбу не купишь за деньгиЕё не найдешь просто так,Ведь дружба, как золото ценнаА так же не всем по зубам.Она — это то, что не каждыйЗа жизнь себе сможет сыскать,Но если нашел, береги жеНе дай никому отобрать!И скоро поймешь ты, как важноНайти тот единственный свет,Что выслушать сможет тебя же,И дать тебе нужный совет!
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба - главное чудо всегда.
Сто открытий - для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Так давайте. Давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Дружба – это тёплый ветер, Дружба – это светлый мир, Дружба – солнце на рассвете, Для души весёлый пир. Дружба – это только счастье, Дружба – у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой – жизнь весной полна. Друг разделит боль и радость, Друг поддержит и спасёт. С другом – даже злая слабость В миг растает и уйдет. Верь, храни, цени же дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба – это ценный дар!
VI. Подведение итогов (рефлексия) Классный руководитель. Наш сегодняшний разговор о дружбе подходит к концу. Мы его обязательно продолжим на следующих часах классного руководства. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? О чем задумались? Какие чувства возникли у вас во время классного часа?
Примерные ответы детей:
- Узнали, что такое настоящий друг.
- Научились работать в команде, в коллективе.
- Задумался о том, какой я друг.
- Возникло чувство сожаления, что у меня еще нет настоящего друга.
- Почувствовал радость, что у меня есть настоящие друзья.
Исполним песню «Дорогою добра»
В заключении мне хочется обратиться к вам словами поэта Расула Гамзатова:
Люди, я прошу Вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей!