Презентация Поэма А.А.Блока Двенадцать.


“Сегодня я – гений!” “Двенадцать” – какие они бы ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью»… А.Блок. «Одно из благодеяний революции заключается в том, что она пробуждает к жизни всего человека, если он идет к ней навстречу, она напрягает все его силы и открывает те пропасти, которые были крепко закрыты». А. Блок. Поэма «Двенадцать» (1918) «… одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». В. Маяковский « Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе - крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее». Л. Троцкий «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!» А. Блок. Революционный отряд. « Как пошли наши ребятаВ красной гвардии служить-В красной гвардии служить-Буйну голову сложить!» Черновики А.Блока Листовка с текстом поэмы, распространявшаяся в тылу белой армии в Сибири. 1919 год. Красногвардейский патруль в Петрограде. «…ко всему готовы, ничего не жаль…» Плакат с текстом из поэмы «Двенадцать» 3 марта 1918 года. Газета «Знамя труда» на оберточной бумаге напечатала поэму «Двенадцать». «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский. «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский. Спасти мир от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы. «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» Из статьи Блока) История создания поэмы.“3 января… К вечеру – ураган (неизменный спутник переворотов)”.“8 января. Весь день “Двенадцать””.“11 января… Нет уж, не то время, не та музыка.– Музыка какая (если жёлтое)?”“15 января… – Мои “Двенадцать” не двигаются. Мне холодно. Неужели дело в Луначарском или, даже в Ленине? Это же – “конец исторического процесса”…”“22 января… Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем “утре России” в Тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: “изменники”. Кадеты и Мережковские злятся на меня страшно. Статья “искренняя”, но “нельзя” “простить”. Господа, вы никогда не знали России и никогда её не любили! Правда глаза колет”. “25 января… Думы, думы – и планы, столько, что мешают приняться за что-либо прочно. А своё бы писать (Иисус)”.“27 января… Пишу о “Праматери” в издательстве Сабашниковых. “Двенадцать””.“28 января… “Двенадцать””. “29 января… Сегодня я – гений!”“18 февраля… Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том “достойны ли они Его”, а страшно то, что Он с ними, и другого пока нет, а надо Другого – ? – Я как-то измучен”. Основные образы – символы поэмы: стихия (ветер, метель, «черное небо», «белый снег»; старый мир (б уржуй, «товарищ поп», «барыня в каракуле», «писатель-вития»); «маленький человек» (старушка, бродяга);Завязка поэмы – появление 12 красногвардейцев. Развитие действия – 8 глава. Уж я семячки Полущу, полущу…Уж я ножичком Полосну, полосну!..- Падение человеческое. 9 -12 гл. – появление новых образов:Буржуй на перекрёстке (перекресток – символ «распутья», на котором оказалась Россия. «паршивый пес» - старое и новое ещё неразрывны. двенадцать глав произведения, каждая из которых отличается п ритму, стилистике, содержанию, несёт самостоятельную смысловую и эмоциональную нагрузку;двенадцать – это полночь, граница , рубеж завершённости и начала, смерти старого и рождения нового;двенадцать – это символ цикличности;двенадцать – это красногвардейцы, непосредственно связанные с названием поэмы, крестоносцы, насаждающие веру в светлое будущее «огнём и мечом». 12апостолов Христа- разносчики учения Христа. III.Жанр: поэма - лиро-эпический жанр. IV.Идея: два начала в революции: разрушение старого и созидание нового. V.Проблема: 1 )ВРЕМЯ- ЧЕЛОВЕК- ИСТОРИЯ; 2 )проблема СВОБОДЫ; 3 )БУДУЩЕЕ РОССИИ II.Тема: тема революционной стихии, влияющей на судьбы людей. «Двенадцать» - эпическая поэма. Она какбудто составлена из отдельных зарисовок,картинок с натуры, быстро сменяющих однадругую. Динамичность и хаотичность сюжета,выразительность эпизодов передают неразбе-риху, которая царила и на улицах, и в умах. Композиция, отражающая стихию революции,определяет стилевое разнообразие поэмы. Полемика: «Своей поэму считали и красные и белые…» «12» «+» «-»1.Соловьев В. 1. И. Бунин «вульгарное, безобразное, больше ничего».2.Горький 2. М. Волошин «12 распяли Христа»«дневниковая запись революционных дней».3.Луначарский «Первое произведениео революции». Художественные средства: 1 глава  Черный вечер.  Белый снег.     Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.     Ветер, ветер — На всем Божьем свете!    Завивает ветер     Белый снежок. Под снежком — ледок.     Скользко, тяжко,     Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка!    От здания к зданию     Протянут канат.     На канате — плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!»     Старушка убивается — плачет,     Никак не поймет, что значит,     На что такой плакат,     Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят,     А всякий — раздет, разут... Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб.     — Ох, Матушка-Заступница!     — Ох, большевики загонят в гроб!    Ветер хлесткий!     Не отстает и мороз!     И буржуй на перекрестке     В воротник упрятал нос.    А это кто? — Длинные волосы     И говорит вполголоса:         — Предатели!         — Погибла Россия!     Должно быть, писатель —         Вития... А вон и долгополый —     Сторонкой — за сугроб...     Что нынче невеселый,     Товарищ поп?    Помнишь, как бывало     Брюхом шел вперед,     И крестом сияло     Брюхо на народ?    Вон барыня в каракуле     К другой подвернулась: — Ужь мы плакали, плакали...     Поскользнулась И — бац — растянулась!    Ай, ай!  Тяни, подымай! Ветер веселый     И зол, и рад.     Крутит подолы,     Прохожих косит,     Рвет, мнет и носит     Большой плакат: «Вся власть Учредительному Собранию»...     И слова доносит:    ... И у нас было собрание...     ... Вот в этом здании...     ... Обсудили —     Постановили: На время — десять, на ночь — двадцать пять...     ... И меньше — ни с кого не брать...         ... Пойдем спать...     Поздний вечер.     Пустеет улица.     Один бродяга     Сутулится, Да свищет ветер...    Эй, бедняга!         Подходи —     Поцелуемся...    Хлеба!     Что впереди?     Проходи!  Черное, черное небо.    Злоба, грустная злоба     Кипит в груди... Черная злоба, святая злоба...    Товарищ! Гляди         В оба! Глава 2Гуляет ветер, порхает снег.     Идут двенадцать человек.    Винтовок черные ремни, Кругом — огни, огни, огни...    В зубах — цыгарка, примят картуз,     На спину б надо бубновый туз!    Свобода, свобода,     Эх, эх, без креста!        Тра-та-та!Холодно, товарищи, холодно! — А Ванька с Катькой — в кабаке... — У ей керенки есть в чулке!— Ванюшка сам теперь богат... — Был Ванька наш, а стал солдат!— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй, Мою, попробуй, поцелуй!Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!     Катька с Ванькой занята —     Чем, чем занята?...Тра-та-та! Кругом — огни, огни, огни... Оплечь — ружейные ремни...Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь —     В кондовую,     В избяную,     В толстозадую!Эх, эх, без креста!  Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить —     Буйну голову сложить!    Эх ты, горе-горькое,     Сладкое житье!     Рваное пальтишко,     Австрийское ружье!    Мы на горе всем буржуям     Мировой пожар раздуем,     Мировой пожар в крови —     Господи, благослови! Снег крутит, лихач кричит, Ванька с Катькою летит — Елекстрический фонарик     На оглобельках...     Ах, ах, пади!..Он в шинелишке солдатской С физиономией дурацкой Крутит, крутит черный ус,     Да покручивает,     Да пошучивает...Вот так Ванька — он плечист! Вот так Ванька — он речист!     Катьку-дуру обнимает,     Заговаривает...Запрокинулась лицом, Зубки блещут жемчугом... Ах ты, Катя, моя Катя,     Толстоморденькая... У тебя на шее, Катя,     Шрам не зажил от ножа.     У тебя под грудью, Катя,     Та царапина свежа!    Эх, эх, попляши!     Больно ножки хороши!    В кружевном белье ходила —     Походи-ка, походи!     С офицерами блудила —     Поблуди-ка, поблуди!    Эх, эх, поблуди! Эх, эх, поблуди!     Сердце екнуло в груди!  Помнишь, Катя, офицера —      Не ушел он от ножа...     Аль не вспомнила, холера?     Али память не свежа?    Эх, эх, освежи,     Спать с собою положи!    Гетры серые носила,     Шоколад Миньон жрала,     С юнкерьем гулять ходила —     С солдатьем теперь пошла?    Эх, эх, согреши!     Будет легче для души! ... Опять навстречу несется вскачь. Летит, вопит, орет лихач...Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!..Трах, тарарах-тах-тах-тах-тах! Вскрутился к небу снежный прах!..Лихач — и с Ванькой — наутек... Еще разок! Взводи курок!..Трах-тарарах! Ты будешь знать, ........................................................................Как с девочкой чужой гулять!..Утек, подлец! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой!А Катька где? — Мертва, мертва!         Простреленная голова!Что Катька, рада? — Ни гу-гу... Лежи ты, падаль, на снегу!Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! И опять идут двенадцать,     За плечами — ружьеца.     Лишь у бедного убийцы     Не видать совсем лица...    Все быстрее и быстрее     Уторапливает шаг.     Замотал платок на шее —     Не оправиться никак...— Что, товарищ, ты не весел? — Что, дружок, оторопел? — Что, Петруха, нос повесил,     Или Катьку пожалел?— Ох, товарищи, родные,     Эту девку я любил...     Ночки черные, хмельные     С этой девкой проводил... — Из-за удали бедовой     В огневых ее очах, Из-за родинки пунцовой     Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча... ах!— Ишь, стервец, завел шарманку,     Что ты, Петька, баба что ль? — Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! — Поддержи свою осанку! — Над собой держи контроль!— Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой!     Потяжеле будет бремя     Нам, товарищ дорогой! И Петруха замедляет     Торопливые шаги...    Он головку вскидавает,     Он опять повеселел...        Эх, Эх!     Позабавиться не грех!    Запирайте етажи,     Нынче будут грабежи!    Отмыкайте погреба —     Гуляет нынче голытьба!Ох ты, горе-горькое!     Скука скучная,         Смертная!     Ужь я времячко     Проведу, проведу...    Ужь я темячко     Почешу, почешу...    Ужь я семячки     Полущу, полущу...    Ужь я ножичком     Полосну, полосну!..    Ты лети, буржуй, воробышком!     Выпью кровушку     За зазнобушку,     Чернобровушку...Упокой, Господи, душу рабы Твоея... Скучно! Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, И больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина!Стоит буржуй на перекрестке И в воротник упрятал нос. А рядом жмется шерстью жесткой Поджавший хвост паршивый пес.Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. . Разыгралась чтой-то вьюга, Ой, вьюга́, ой, вьюга́! Не видать совсем друг друга За четыре за шага!Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся...— Ох, пурга какая, Спасе! — Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? Бессознательный ты, право, Рассуди, подумай здраво — Али руки не в крови Из-за Катькиной любви? — Шаг держи революцьонный! Близок враг неугомонный!Вперед, вперед, вперед,     Рабочий народ! .. И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль.     Ко всему готовы,   Ничего не жаль...    Их винтовочки стальные На незримого врага...     В переулочки глухие, Где одна пылит пурга... Да в сугробы пуховые —  Не утянешь сапога...    В очи бьется  Красный флаг.    Раздается     Мерный шаг.    Вот — проснется     Лютый враг...И вьюга́ пылит им в очи     Дни и ночи     Напролет...    Вперед, вперед,     Рабочий народ! ... Вдаль идут державным шагом...     — Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди...Впереди — сугроб холодный,     — Кто в сугробе — выходи!.. Только нищий пес голодный     Ковыляет позади... — Отвяжись ты, шелудивый,     Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый,     Провались — поколочу! ... Скалит зубы — волк голодный —     Хвост поджал — не отстает — Пес холодный — пес безродный ...     — Эй, откликнись, кто идет?— Кто там машет красным флагом? — Приглядись-ка, эка тьма! — Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома?    — Все равно, тебя добуду, Лучше сдайся мне живьем!     — Эй, товарищ, будет худо,     Выходи, стрелять начнем! Трах-тах-тах! — И только эхо     Откликается в домах... Только вьюга долгим смехом     Заливается в снегах...    Трах-тах-тах!     Трах-тах-тах...... Так идут державным шагом —     Позади — голодный пес,     Впереди — с кровавым флагом,     И за вьюгой невидим,     И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной,     В белом венчике из роз —     Впереди — Исус Христос. “Христос в поэме – антитеза “псу” как воплощению зла, центральному “знаку” старого мира. Это самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости”, – так сказал об этом образе-символе критик Долгополов. А другой исследователь утверждал, что “Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не “благословлял” революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!” Поэма «Двенадцать» как венец «трилогии вочеловечения» 1.Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства. 2.Блок широко использует приём контраста. Резкое противопоставление двух миров – «чёрного» и «белого», старого и нового – выявляется в первых двух главах поэмы. В одной – сатирические зарисовки обломков старого мира (буржуа», писателя- «витии», «товарища- попа», «барыни в каракуле»). В другой – коллективный образ двенадцати красногвардейцев, представителей и защитников «новой жизни». 4. С одной стороны ,это люди, сознающие свой высокий революционный долг («Революцьонный держите шаг!// Неугомонный не дремлет враг!»). С другой - в их психологии ещё живы и отчётливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы»(«Запирайте етажи,//Нынче будут грабежи!). 5. Блок видел в революции не только величие, но и её «гримасы». Но главным для него было показать «октябрьское величие» бури революции. Это утверждает автор в финальной главе поэмы, где впереди красногвардейцев – «апостолов» новой жизни возникает образ Иисуса Христа. 6. Поэт сумел отобразить «музыку» тех дней: марш, городской романс, частушку, народную, революционную песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, сниженную, «уличную» лексику. (По А. В. Терновскому) Блок увидел Христа в вихре снега, вьюги, бури, символизирующим стихию жизни, стихию революции.Христос является воплощением того нравственного, духовного идеала, чистоты и света, к которому должны прийти в итоге двенадцать – апостолы новой веры. Поэма «Двенадцать» как изображение гибельного пути России 1. В поэме отображён не романтический подъём, а глубоко переживаемая поэтом духовная пустота, осознание нецелостности мира, невозможности достижения гармонии. 2. Разрушителей старого ведёт дух некой истины во имя каких-то высоких целей. Но объективно Блок с гениальной прозорливостью показал, что никаких высоких общечеловеческих целей у двенадцати красногвардейцев нет. Они оказываются обыкновенными хулиганами, неизвестно во имя чего совершающими лишь одно действие – убивают Катьку. 3. Все абстрактные цели во имя чего-то нового сродни гибельному ветру, крутящему Россию. Что будет за метелью, за гибельным ветром, поэт не знает. Не знают и красногвардейцы, ради чего и куда они идут.4. Иисус Христос в поэме как бы раздвоен: он в «белом венчике из роз», но «с кровавым флагом».5. Революция оказывается ложной Незнакомкой, отсюда – мрачность, двусмысленность поэмы. (По С. В. Ломтеву) Викторов. Александр Блок. «Двенадцать». “Он умер сейчас же после написания “Двенадцати” и “Скифов”, потому что именно тогда с ним случилось такое, что, в сущности, равносильно смерти. Он онемел и оглох, То есть он слышал и говорил, как обыкновенные люди, но тот изумительный слух, которым он умел вслушиваться в музыку эпох, как никто, покинул его навсегда. “Музыка ушла”, – написал он в своём дневнике уже в 1918 году. Всё для него стало беззвучно, как в могиле. “И поэт умирает, потому что дышать ему нечем”… К.И.Чуковский