Разработка математической игры Ключи от Форта Боярд

МКОУ КРИНИЧАНСКАЯ СОШ




Математическая игра
«Ключи от Форта Боярд»
5-6 класс

Разработала:
учитель математики
высшей категории
Глущенко Т.И.




Январь 2017 г.
Математическая игра «Ключи от Форта Боярд»
Цели:
Познакомить учащихся с историей «Форта Боярд».
Развитие логического мышления, математических способностей, сообразительности, любознательности учащихся;
Повышение познавательного интереса к предмету математика, творческой активности учащихся;
Воспитание стойкости, стремления к победе, находчивости, умения работать в команде, культуры диалогового общения.

Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
файл с презентацией, демонстрирующий тексты вопросов.


Правила игры:

Игра проводится среди учащихся 5-6 классов. Соревнуются две команды по 6 человек, остальные учащиеся и преподаватели – хозяева форта.
Задача каждой команды набрать как можно больше ключей спрятанных в разных местах. Для того чтобы получить ключ, необходимо решить задачу или выполнить другое задание.
На каждом этапе выполнять задание имеет право только один участник команды.
Время на каждом этапе отводится для решения задания и для поиска ключа – 5 минут.
Побеждает та команда, у которой набрано большее число ключей и разгадано слово.
Ход игры:
Игра начинается в фойе школы, где сообщаются правила игры, каждая команда получает маршрутный лист.
Ведущий: Сегодня мы поиграем с вами в игру «Ключи от форта Боярд». В нашей игре участвуют две команды: «Знатоки» и «Умники». Команды пройдут ряд испытаний, в которых надо проявить все свои знания по математике. За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключи. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в словах, записанных на доске в кабинете математики, и отгадать само слово.
Помочь провести игру мы пригласили жюри – учащихся 11 класса. Мы попросили жюри быть очень внимательными, чтобы сразу увидеть, какая из команд быстрее и правильнее справится с данным ей заданием.
А сейчас немного истории:
Форт Боярд находится в Атлантическом океане в Бискайском заливе недалеко от города Ла-Рошель. Это не бутафория, а настоящее оборонительное фортификационное сооружение, построенное в XVIII веке по приказу Наполеона на маленьком островке для прикрытия морских подступов к портовым городам Рошфор и Ла-Рошель. В стратегических целях крепость ни разу не применялась, зато долгое время служила местом содержания под стражей политических заключенных. Когда тюрьму перенесли в Новую Каледонию, форт стал одним из памятников французской истории регионального масштаба.
Форт Боярд ворота открывает только тем,
Кто смех задорный, острый ум и настроенье,
прихватил с собой!
И сегодня он вам назначает равный, беспощадный, смелый бой!

Первый этап (кабинет математики): 5 мин.
Та команда, которая ответит правильно на большее количество вопросов, получает ключ и проходит математический лабиринт (задачи-шутки).

Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики? (Номер поезда).
Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень).
Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби).
В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется?
Ответ: Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью.
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: Да, если трактористы - женщины, либо речь о разных Сергеях.
Какое колесо не крутится при правом повороте?
Ответ: Запасное.
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
Ответ: Нет, - через 72 часа будет снова полночь.
Мальчик упал с 4 ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если упадет с 40 ступенек?
Ответ: Всего одну, т.к. вторая у него уже сломана, либо не больше ни одной, если повезёт.
Электропоезд едет с востока на запад. Его скорость равна 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч.
В какую сторону относит дым поезда?
Ответ: Ни в какую. Электропоезд не дает дыма.
Лиса купила у пчёл 10 кг мёда за 2000 рублей, а на рынке стала продавать его по 220 рублей за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мёд?


Ведущий:
Оглянись вокруг, дружок!
Обязательно найдешь,
то, что ищешь ты давно-
здесь в шкафу лежит оно!

Ключ находится в шкафу под моделью стереометрического тела, сооружение которого было построено в древности в Египте.
(ключ под моделью пирамиды в шкафу)

Второй этап (кабинет географии): 5 мин.

Ведущий:
У некоторых народов семь почиталось, как отголосок того времени, когда числовые понятия ещё не были развиты дальше семи. На веру в то, что число семь предвещает или причиняет зло, повлиял культ Луны. В течение лунного месяца Луна пребывает и убывает, проходя при этом четыре фазы. Фазы Луны сменяются каждые семь дней, это привело к созданию лунного календаря, основанного на семидневной неделе. В древнем Вавилоне почитали семь богов – планет, семь духов ветров. В библии семь упоминается больше ста раз. В христианской церкви – семь таинств, семь смертных грехов, семь добродетелей. Древние греки насчитывали семь чудес света. Марина Цветаева озаглавила одну из своих миниатюр:
“7 = 3+4”
3--божественное совершенство,
4--мировой порядок.
7--олицетворение общения и их соединение – число
7 – в основе лиры, между богом и его творением человеком
7 – в основе мира.
Задание 1
Каждой команде зачитывает начало пословицы, а другая команда заканчивает её..
Один с сошкой (семеро с ложкой).
Семеро (одного не ждут).
Одним махом (семерых убиваем).
Семь раз отмерь (один раз отрежь).
Семь бед (один ответ).
Семь пятниц (на неделе).
У семи нянек (дитя без глазу).
Чеснок и лук (от семи недуг).
Сам не дерусь (семерых не боюсь).
Семь верст до небес (и все через лес).


Ведущий объясняет, что ключ спрятан в правом шкафу на нижней полке под книгой с порядковым номером 7, если считать слева направо.

Третий этап (кабинет биологии):
Разгадать ребусы.
Ведущий: Вы попали в комнату с насекомыми и пресмыкающимися. Выбрав на экране понравившегося вам представителя, вы получите задание.

1. Ответ: Дробь







2. Ответ: Вершина.


3.Ответ: Ромб
4.Ответ: Угол




5. Ответ: число



6. Ответ: Задача



7. Ответ: Задача



8. Ответ: Диаметр.
Команда, разгадавшая ребусы первой и верно, получает ключ.

Ключ находится в учебнике биологии 11 класса.

Четвертый этап (кабинет физики): 5 мин.
«Чёрный ящик»
В чёрном ящике находится какой-либо предмет, связанный с математикой. Командам даются подсказки. Ключ получает только та команда, которая использовала не более 4 подсказок.
Вопросы - подсказки:
1. Историк 20 века Роуз сказал: «Эта задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, Древний Восток и Европа»
2. Когда в каждой семье можно будет найти эту игру, появится надежда на то, что со временем исчезнет скудность истинных государственных умов.
3. Родина- Индия, возраст 15 столетий, имя изобретателя неизвестно. Древнее старинное название -Чатуранга.
4. Это постоянный спор двух «К».
5. Это дворцовая жизнь в миниатюре.
6. Эта игра связана с населённым пунктом.
7. На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)
Ведущий:
Известен интересный исторический факт: 16 декабря 1776 года произошло крупное сражение при Тринстоне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими североамериканских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, т.к. был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в шахматы!
Многие известные люди обожали играть в шахматы. Это Лев Толстой, Илья Репин, Тургенев.
Шахматы - символ мудрости и справедливости. Все до сих пор спорят, что такое шахматы - искусство, спорт или игра? Однако очевидно, что для игры в шахматы нужны воля, упорство, хорошая память, логическое мышление и талант.

Вопросы - подсказки:
1. Год рождения игры 1974.
2. Изобретатель – архитектор, преподаватель ВУЗа.
3. Используя определённую систему, можно достичь цели за 23 сек.
4. Внешний вид - правильный многогранник.
5. Это игра – наглядное пособие по алгебре, комбинаторике, программированию.
6. Игру называют игрой столетия, она полезный спутник в дальней дороге.
7. Состоит из 27 одинаковых разноцветных кубиков шести цветов.
(Кубик-Рубик)
Ведущий:
Преподаватель архитектуры из Будапешта Эрне Рубик придумал эту игру для развития пространственного воображения студентов. Одно время увлечения кубиком было всеобщим. В 1982 г. проходил чемпионат мира по собиранию кубика Рубика . Теоретически собрать кубик из любого положения можно не более, чем за 223 хода. Изобретатель этой игры прославился на весь мир.

Вопросы-подсказки:
1. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу, и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, т.к. завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
2. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
3. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
4. За многие годы конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько была совершенна.
5. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью-признаком высокого положения в обществе и большого ума.
6. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
7. Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
(Циркуль)

Ключ спрятан окрестности компьютера под номером 8.

Пятый этап (кабинет математики) :
Ведущий (ученик-старшеклассник) объясняет, что преподаватель математики спрятал ключ где-то в кабинете. Он отдаст его только тому, кто за 2 минуты составит как можно больше математических терминов, слов, связанных с математикой, в единственном числе, именительном падеже.

(Ключ находится в кабинете математики, под плошкой с цветком «Каны»)

Финал
Если команды набрали одинаковое количество ключей, то по одному участнику от каждой команды отправляются к мудрецу, который предлагает им отгадать загадки.

Загадки Мудреца
Чтоб одеть тепло сыночков,
Не хватает двух носочков.
Сколько же в семье сынков,
Если в доме шесть носков?
Ответ: четверо
2. Какая мера длины определяется двумя нотами?

Ответ: Миля
3. Какой получится струнный инструмент, если на участке в 100 кв.м. звучит одна и та же нота?
Ответ: Арфа
4. Какое число делится на все числа без остатка?
Ответ: Ноль
Все собранные ключи команды используют, что бы угадать, кому из великих учёных принадлежат следующие высказывания? Они могут открыть ключом любую букву слова. Владеть Фортом будет та команда, у которой получится угадать слова.
1. "Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".

К
О
В
А
Л
Е
В
С
К
А
Я


"Математику - уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".

Л
О
М
О
Н
О
С
О
В


Заключение. Итог игры.
Учитель:
Ребята, сегодня вы хорошо потрудились и узнали много нового и интересного для себя. И я, надеюсь, что знания, полученные в ходе игры, вам пригодятся и, может быть, кто-то из вас станет в будущем известным математиком.
И преграды нас не остановят!
Новые миры к себе манят,
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!

Победители получают почетные грамоты .













Ребусы по математикеРисунок 3Ребусы по математикеРисунок 715