Викторина по литературному чтению: В стране литературных героев.


В стране литературных героев
Цели:
прививать любовь к чтению;
обогащать опыт общения детей в коллективе;
учить организовывать досуг;
помочь детям увидеть свои достижения, успехи и осознать необходимость новых знаний;
расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: картинки сказочных героев, жетоны, призы.
Звучит музыка. “Приходите в гости к нам поскорее…”
Учитель: Ребята, наша сегодняшняя викторина будет состоять из нескольких этапов. Первый этап – разминка. Назови сказочных героев, которые пришли к нам в гости.
РАЗМИНКА “ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ СКАЗКИ?”1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С.Маршака у новогоднего костра? (12)2. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный.)3. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого “Три медведя”? (Михаила Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.)4. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф.)5. Что приговаривала царица, глядя в волшебное зеркальце?
(Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?)6. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)7. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)8. Сколько раз старик бросал в море невод? (3.)9. Скольких разбойников перехитрил Али-Баба? (40)10. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)
1 тур. “ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ?”1.“Лежит, потягивается с боку на бок переваливается. Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать…” (Ленивица)2. Кто эта героиня и из какой сказки?
Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого, И жених сыскался ей – Королевич Елисей.
(Царевна из сказки “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”) 3. В какой сказке вы прочли про эту красавицу?
Месяц под косой блестит, И во лбу звезда горитА сама-то величава, Выступает, будто пава.
(А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане”.)4. “Она слегка прикоснулась к ее платью волшебной палочкой, и старое платье превратилось в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи, весь усыпанный драгоценными камнями”.Кто и в какой сказке превратил старенькое платье в бальное? (Фея, “Золушка”.)5. Угадайте, кто это?“Перед ней сидит старик седой-седой; сидит на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой — от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар”. (Мороз Иванович.)6. “Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела”. Про какую девочку здесь говорится?(Про девочку Женю из сказки В. Катаева “Цветик-Семицветик”.)2 тур. Задания капитанамУченикам дается предмет, по которому они должны назвать имя героя сказки, которому принадлежит этот предмет. Горошина(“Принцесса на горошине”) Скорлупа грецкого ореха(“Дюймовочка”) Синий воздушный шарик(“Вини Пух и его друзья”) Золотой ключик (“Буратино”) Корзинка с пирожками (“Красная Шапочка”) Санки (Кай “Снежная королева”) Бумажный кораблик (“Стойкий оловянный солдатик”) Утиное яйцо(“Гадкий Утенок”)
3 тур. Русские народные сказки1. Кто с кем такой дележ устраивал: “Твои вершки, а мои корешки”. (Мужик с медведем в сказке “Мужик и медведь”.)2. Скажите, какого героя провели на пирожках? (Медведь из сказки “Маша и медведь”.)3. Какими словами начинаются русские сказки? (“Жили-были...”, “В некотором царстве, в некотором государстве...”)4.Чем кормила лиса журавля? (Кашей.)5. Из какой сказки эти строчки?
Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножко: Не послушался Кота,Выглянул в окошко...
(“Петушок — золотой гребешок”.)6. Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка.)4тур. “Отгадай меня”Сказка 1“Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился... Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул...”Сказка 2“Ну и хвост у этой Мышки! Не сравнится он ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались. Лежала бы я на самом видном месте...”Сказка 3“Мне приятно быть на голове у этой Девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности...”Сказка 4“Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь...”Сказка 5“Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать...”Сказка 6“Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать СЕБЯ. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, сжигаю, растапливаю... Зачем было через меня прыгать?..”Сказка 7“Я, конечно, готова была выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но, в конце концов, я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта...”Подведение итогов. Награждение победителей.

Открытое внеклассное мероприятие по чтению
«В стране литературных героев»
во 2 «Б» классе
Учитель Корунова В.Н.
17.10.2012









«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев Начальная школа – это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Я думаю, что лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека. Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Я считаю, наиболее благоприятными для развития творческого потенциала ребёнка являются уроки литературного чтения. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чтение включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении. Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие. Развитие детского творчества, по моему мнению, в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
1) замечать любые творческие проявления учеников;
2) создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе. С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения, русского языка и окружающего мира необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:
познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;
творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим.
система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.
Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д. Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д. В своей работе я использую игры- драматизации. Ученикам предлагаю представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире. Сначала использую готовые сценарии, затем пишем их совместно с учащимися. Разработка характеров и речи героев позволяет мне лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения. Назову возможные формы драматизаций: 1)кукольный театр; 2)костюмированные представления по известным сказкам и рассказам; 3)музыкальные инсценировки сказок и рассказов; 4)спектакли по собственным сценариям; 5)драматизация сказок. Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы. Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные игры. На уроках чтения, русского языка и окружающего мира и во внеклассное время ученикам предлагаю разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность, - головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки. Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале. Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили мне сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации. Они с большим удовольствием сочиняют рассказы, стихи, потешные сказки, сказки. К урокам окружающего мира делают интересные рефераты на разные темы. С увлечением работают над созданием книжек-самоделок. Я считаю, что наилучшим стимулом для детского творчества является свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям. Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников.Литература:
Алешаева Н.П.. Тупарева Н.В. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения. // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ.2004. №11.
Никонович Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. // Начальная школа. 2005. № 6.
Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990.
Романова Л. И. Развивать у детей творчество. // Начальная школа. 1985. №10.
Интернет – проект «Фестиваль – открытый урок» «Развитие творческой активности младших школьников».
Сухов И. Г. Занимательные материалы: ВАКО, Москва. 2005.

МАОУ «СОШ №45»
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Корунова В.Н.
Октябрь 2012г.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел. Многоугольник»
1 вариант.
Вычисли: 18 – 6 30 + 30 35 – 0
7 + 8 70 – 40 0 + 89
9 – 9 34 – 3 41 + 9
Реши задачу. Второклассник Витя Иванов метнул мяч на 15 м, а третьеклассник Максим Петров – на 20 м. На сколько дальше метнул мяч Максим , чем Витя?
Выполни действия, записывая числа столбиком.
28 + 35 61 – 34
43 + 47 84 – 19
59 + 38 75 – 36
Реши задачу. Утром в киоске было 48 газет и 25 журналов. За день продали 60 газет и журналов. Сколько всего газет и журналов осталось в киоске к концу дня?
Построй многоугольник с вершинами в точках А, В, и С. Заполни пропуски:
В многоугольнике АВС ___ вершины, ___ стороны, ___ угла. Многоугольник АВС – это _________________.
. В
А. .С
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел. Многоугольник»
2 вариант.
Вычисли: 19 – 7 20 + 50 18 – 0
6 + 7 90 – 30 0 + 42
8 – 8 57 – 5 51 + 9
Реши задачу. Красная Шапочка несла бабушке гостинцы: 16 пирожков с повидлом и 20 с капустой. На сколько меньше было пирожков с повидлом, чем с капустой?
Выполни действия, записывая числа столбиком.
35 + 55 72 – 18
27 + 49 94 – 57
43 + 38 81 – 43
Реши задачу. В магазин поступило 57 кукол и 36 машин. За неделю продали 80 этих игрушек. Сколько всего кукол и машин осталось продать?
Построй многоугольник с вершинами в точках М, Е, и К. Заполни пропуски:
В многоугольнике МЕК ___ вершины, ___ стороны, ___ угла. Многоугольник МЕК – это _________________.
. Е
М. .к