Воспитательное мероприятие «Азбука правовой культуры» (путешествие по сказкам). (для возраста 12-14 лет)

Воспитательное мероприятие
«Азбука правовой культуры» (путешествие по сказкам).
(для возраста 12-14 лет)

Цель: знакомство воспитанников с правами ребенка.

Задачи:

Образовательная:
- формировать правовые навыки у воспитанников;
- обобщить и закрепить знания воспитанников по правам ребенка;
Воспитательная:
- практическая подготовка воспитанников к жизни в социуме;
Коррекционно – развивающая:
- развивать умения самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения и развивать связную речь воспитанников.

Оборудование: презентация.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент:
Воспитатель: Добрый день, друзья! Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о правах детей, т. е. о ваших правах. (Текст воспитателя представляется для воспитанников в виде презентации с картинками.)
Вступительное слово воспитателя:
- Кто из вас знает, что такое право?
Право - это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Право - это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством.
Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим:
«Я имею право», забывая «Я обязан».
Говоря «Я имею право», «Вы нарушаете мои права», вы чаще всего поступаете плохо, нарушая свои обязанности.
- Может кто - нибудь из вас скажет, кто заботится о ребенке? (выслушать высказывание воспитанников)
Вы знаете, что о детях заботятся не только в семье, а существует много организаций в государстве, главная задача которых - защищать детей.
В США, в городе Нью-Йорке высится 39-этажное здание, в нём находится штаб-квартира ООН (Организации Объединённых Наций), главной целью которой является защитить детей и избавить грядущее поколение от бедствий. Каждый год собираются члены всех государств, а их сейчас более 180 человек. Цель Организации Объединенных Наций – борьба за мир и сотрудничество между государствами. Существует документ международного значения – «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные и экономические права, принадлежащие каждому ребенку. ( Документ принят 10 декабря 1948 г. Организацией Объединённых Наций). Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств. Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры Организации Объединённых Наций «Права человека. Изложение фактов №10»: 120 миллионов детей возраста от 6 до11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно около 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
Желание защитить детей возникло в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 году Организации Объединённых Наций приняла Декларацию прав ребёнка. А через 30 лет 20 ноября 1989года была принята Конвенция о правах ребёнка, в которой говорится, что все дети пользуются одинаковыми правами.
- Ребята, может кто-нибудь знает или слышал что такое ДЕКЛАРАЦИЯ? (выслушать высказывание воспитанников)
(Декларация - это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.)
- А, что же такое КОНВЕНЦИЯ? (выслушать высказывание воспитанников)
(Конвенция - международное соглашение по специальным вопросам, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к ней присоединились (подписали)).
Ребята, я хочу познакомить вас с правами детей, которые записаны в конвенции:
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на гражданство
- Право на защиту жизни, чести и достоинства
- Право свободно выражать свое мнение
- Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия
Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие по сказкам, которые вам знакомы, чтобы выяснить хорошо ли вы знаете свои права.
1. «Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок
Ну, а если вдруг у Оли, или Пети
Заболит живот иль ухо,
Или голова болит
Приходите, приходите
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор »
а) Скажите, ребята, как называется эта сказка? (Айболит)
б) Кто её написал? (Корней Иванович Чуковский)
в) Прослушав короткий отрывок из сказки, «Айболит» скажите, какое же право имеют все взрослые и дети? (сначала необходимо выслушать высказывание воспитанников)
право на медицинский уход.
2. – А теперь ребята посмотрите на этот слайд и скажите, как называется эта сказка? (Слайд с героями сказки)
- Правильно, Снежная королева!
-Кто написал эту сказку? Ганс Христиан Анерсен
- Сейчас посмотрите на этот слайд и назовите героев этой сказки? (Кай, Герда, Снежная королева)
- Теперь подумайте и ответьте, что сделала Снежная королева с Каем, что он забыл своих родных и остался жить у неё? (выслушать высказывание воспитанников)
- Какое право Кая нарушила Снежная королева? (выслушать высказывание воспитанников)
(право на свободу передвижения, право жить со своими близкими людьми)
3. «Папа Карло дал Буратино новую «Азбуку» и отправил учиться» (слайд)
- Как называется эта сказка? « Золотой ключик или Приключения Буратино»
- А кто же автор этой замечательной сказки? Алексей Николаевич Толстой
- Кто является главным героем сказки?
- Каким правом мог воспользоваться Буратино? (правом на образование)
4. «Мачеха позвала старика и сказала:
Вези её дед на трескучий мороз в лес.
Старик заплакал и повёз свою дочь» Слайд
- Как называется эта сказка? «Морозко.»
- Кто же автор этой сказки?
Правильно! Это русская народная сказка
- Кто является главным героем сказки? (Падчерица)
- Ребята, какое же право нарушила мачеха, заставив старика везти падчерицу в лес?
(право на жизнь, право на заботу и воспитание родителями)
Воспитатель:
- Ребята, давайте же вспомним, о чем сегодня мы с вами говорили? (выслушать высказывание воспитанников)
-Правильно! мы говорили о ваших правах, о правах ребенка.
- А о чем кроме прав еще нужно помнить вам?
- Да! нужно помнить и о своих обязанностях, т. к. вы учитесь в школе.
- А сейчас давайте все вместе вспомним права ребенка записанные в конвенции: (слайд)
Право на жизнь;
Право на имя при рождении
Право на гражданство
Право на труд; соблюдать устав школы
Право на защиту жизни, чести и достоинства
Право свободно выражать свое мнение
Право на медицинскую помощь, охрану здоровья добросовестно обучаться
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право на свободное перемещение бережное отношение к имуществу школы
Право на заботу и воспитание родителями
Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия, соблюдение правил поведения обучающихся
Воспитатель:
Права ребёнка надо знать,
А обязанности выполнять.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Вы сегодня много узнали о правах ребенка, о Конвенции прав ребенка, о декларации прав ребенка и надеюсь, что вы полученными знаниями сможете воспользоваться в будущем.
Литература: 
 
1.     «Современный урок». г. Москва, № 23-24/2007.
2.     Правоведение. М., 2001.
3.     Игры, обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1994.

15