Особенности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи, имеющих нарушение зрительного анализатора


Особенности лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи, имеющих нарушение зрительного анализатора
Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка, поэтому проблема формирования лексической стороны речи занимает важнейшее место в современной логопедии. Вопросом изучения речи в условиях ее нормального и нарушенного развития занимались ведущие отечественные специалисты в области логопедии, психологии и физиологии: Л.С. Выготский, Г.И. Жаренкова, Н.С.Жукова, А.В. Запорожец, Г.А.Каше, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.В. Серебрякова, Т.Б.Филичева, С.Н. Шаховская, М.Е. Хватцев, Г.В.Чиркина и многие др. Интерес к этой теме обусловлен тем, что недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы, при отсутствии специальных коррекционных мероприятий, приводит к недостаткам в лексической стороне речи детей, что, в свою очередь, может привести к трудностям общения, нарушению социальных связей с окружающим миром, чувству отверженности и одиночества. Наличие зрительного дефекта у ребенка дошкольного возраста, имеющего значительный речевой дефект является одним из наиболее сложных и тяжелых по своим последствиям фактором, негативно влияющим на развитие лексической стороны речи такого ребенка, так как зрение обеспечивает основные процессы деятельности ребенка, начиная с первых месяцев его рождения. Нарушение зрительного анализатора затрудняет получение и понимание детьми информации об окружающей его действительности, вследствие чего у дошкольника обнаруживается значительный дефицит словарного запаса. Выделяют три уровня чувственного познания зрительной системы, которые являются фундаментом построения всей коммуникативной деятельности. Это ощущения (сенсорный уровень), восприятие (перцептивный уровень) и представления (апперцептивный уровень). То есть, полиморфие ощущений отображает качественное разнообразие окружающей действительности. Особенности межанализаторных связей, вызванные наличием зрительного нарушения, влечет за собой искажение и значительные недостатки системы сенсорных эталонов. Поскольку любое действие, любой предмет, любое явление обладает рядом свойств раздражителей, то его образ формируется на основе ощущений разных модальностей, в том числе зрительных. В результате чего зрительный анализатор, имеющий какое-либо нарушение, включает в общую систему перцептивного образа неверный сигнал, нарушающий целостность взаимодействия всех анализаторных систем. Что отразится и на представлениях об окружающем мире, что в свою очередь не может не оказать негативного влияния на формирование всей лексической стороны речи ребенка. Вследствие чего делается вывод о наличии у ребенка системного недоразвития речи, осложненным наличием нарушенного зрительного анализатора. Поэтому необходимо всестороннее изучение детей с системным недоразвитием речи для эффективной коррекции недостатков лексической стороны речи таких детей, что будет способствовать адаптации в детском коллективе и дальнейшей социализации. Оречевление перцептивного опыта позволяет ребенку с нарушенным зрением находить наиболее эффективный путь развития познавательной и коммуникативной деятельности. Оба фактора, деятельность и речь, конвергируются, создавая базу чувственного прогресса детей. У детей с нарушением зрения более продуктивное развитие и овладение речью, в сравнении с развитием других психических процессов, дает возможность активно общаться со взрослыми и сверстниками, социализируясь, давая положительную динамику развитию практической деятельности и ориентировеу в пространстве. Однако, понимание некоторых слов не однозначно, ассоциативные связи не сформированы, что является причиной оскудненности зрительного восприятия, а так же нарушенной системы межанализаторных связей. Ребенок оречевляет предметную деятельность, включает ее в мыслительный процесс и процесс продумывания своей деятельности, обслуживания ее практических задач. Речь у детей с нарушением зрения сформировывается на тех же основах, что и речь детей с нормальным зрением. При зрительной неполноценности развивается и усваивается речь в процессе коммуникативной деятельности, однако имеет некоторые особенности - снижается темп развития, нарушается семантическое значение слова, появляется "вербализм", из-за малого количества зрительных впечатлений в речи мало используются развернутые предложения. Причинами возникновения системного недоразвития речи являются отсутствие нужного количества образов восприятия вследствие наличия у ребенка зрительного нарушения, а также трудности общения детей в микросоциальной среде. Дошкольник, имеющий дефект зрения, в сравнении с нормально видящими сверстниками, в значительно меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Такие дети в меньшей степени используют в своем общении жесты, мимику, выразительные движения, с трудом могут улавливать изменение настроения другого человека. Если нормально видящий ребенок воспринимает и отражает окружающую его действительность на основе комплекса перцептивных ощущений, то нарушение зрительного анализатора вызывает рассогласование "цифровых и аналоговых сигналов". Что, часто, являющееся наиболее характерным для детей с нарушением зрения, вызывает ложную интерпретацию окружающей информации, исходящей от взрослых и детей, и, в свою очередь, значительно затрудняет понимание окружающими людьми причин поведения детей, имеющих зрительную патологию. Таким образом, общение детей со зрительным дефектом опирается на его речевые возможности, В этой связи характерны нарушения в системе установления коммуникативных связей с окружающими взрослыми и сверстниками. В итоге, можно сделать вывод, что речь служит наиболее важным средством общения, так как невербальные проявления черт ребенка, его настроение, эмоциональное состояние с трудом воспринимаются дошкольниками, имеющих нарушения зрительного анализатора. В среднем и старшем дошкольном возрасте наиболее важным средством компенсации нарушенного зрительного анализатора является речь. Зрение и речь - представляют собой механизм овладения коммуникативной сторой речи ребенка, так как их взаимодействие необходимо для визуализации перцептивного опыта ребенка. Социальный и эмоциональный, а так же вербальный и невербальный компоненты речевой системы тесно переплетаются с познавательной деятельностью. Но значительное снижение возможностей познавательных способностей ребенка вследствие наличия зрительного дефекта, определяет ограничение объема перцептивных представлений об окружающей действительности, и отрицательно сказывается на механизме и положительной динамике владениями его образами в мыслительном плане. Дошкольные учреждения, направленные на решение основных проблем коррекции и адаптации в социум детей, имеющих нарушение зрения, владеют обширным опытом владения специальных методик, направленных на коррекцию средств общения и всей коммуникативной сферы деятельности таких детей. Однако, особенности зрительного нарушения, часто возникающие вторичные отклонения в развитии, индивидуальные особенности психологического уклада ребенка, особенности среды воспитания и обучения, образуют коррективы в существующие методики и создают необходимость поиска новых форм работы в работе с такими детьми.