Конспект урока православной культуры в 4 классе по теме: «Воеводы сил любви. Добродетели»

КОНСПЕКТ УРОКА

Работу выполнила: Коломыцева Татьяна Анатольевна.
Место работы: Белгородская область город Губкин МБОУ «СОШ № 3».
Должность: учитель истории, обществознания и православной культуры.
Предмет: православная культура.
Класс: 4.
Базовый учебник: Шевченко Л.Л. Православная культура.4 класс. Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. /Л.Л.Шевченко.- М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.-176 с.часть 2.

















Христианские добродетели.

Цели урока: организация продуктивной деятельности обучающихся, обеспечивающей
- в направлении личностного развития: формирование:
ответственного отношения к учению;
коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;
умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
умения контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- в метапредметном направлении: развитие
способности адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи;
умения строить логические рассуждения, делать выводы;
навыков и восприятия зрительной и слуховой информации;
- в предметном направлении: развитие
понимания терминов «христианские добродетели», «Вера», «»Любовь», «Надежда»,
умения правильно употреблять христианские термины и понятия в устной и письменной речи;
навыка работы с кроссвордами;
креативных способностей учащихся.
10. Тип урока: урок повторения и обобщения ранее изученного материала с элементами театрализации.
11. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, «лесенка успеха», жетоны, костюмы для сценки, дидактический материал.
13. Структура и ход урока:


Этапы урока
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Формирование универсальных учебных действий

I.Организа
ционно-мотивационный момент




Слайд 1.
Приветствие, фиксация отсутствующих.
Начнём наш урок, как обычно, улыбнувшись друг другу. Откроем свои души для того, чтобы впустить в них добро, любовь и новые знания.
На прошлых уроках мы с вами изучили очень важные темы, которые занимают главное место не только в учебном плане, но и в душе каждого православного человека - это Христианские добродетели.

Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организовать актуализацию изученных способов действий.

Готовность класса к уроку.






Запись в тетрадь: Христианские добродетели
Вопрос:
- Ребята, какие цели и учебные задачи вы ставите для себя сегодня на уроке?


Запись в тетрадь :
Роль христианских добродетелей в жизни людей.
1.Повторить значение основных христианских добродетелей;
2. Роль христианских добродетелей в жизни православных святых;
3.Христианские добродетели в современной жизни.


Регулятивные : целеполагание,
планировать пути достижения цели;
волевая саморегуляция;
Личностные: действия смыслообразования;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


II.Повторение и обобщения знаний.




Слайд 2.
Повторить значение основных христианских добродетелей;
Вопрос :
Ребята, что мы называем христианскими добродетелями?




Вопрос:
Какие добродетели вы знаете?








Вопрос:
Вы догадались, почему некоторые из добродетелей я выделила цветом?






Ответы учащихся.
- Это те добрые качества, черты человека, которые помогают ему совершенствовать свои добрые дела, даже геройские поступки.



Ответы учащихся:
Богомыслие,
Благочестие,
Благодарение,
Страх Господень,
Вера,
Надежда,
Любовь.




Ответ учащихся:
Вера, Надежда и Любовь – являются самыми главными христианскими добродетелями.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, обобщать, сравнивать, уметь слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к мнению собеседника;
Познавательные: объяснять понятия, строить логическое рассуждение;










Слайд 3.







Приложе-ние 1














Слайд 4.












Физкульт минутка



Приложе-ние 2

Слайд5













Слайд 6
Приложе-ние 3






Слайд7

Слайд 8



Офтальмологическая пауза.



Приложе-ние 4
Роль христианских добродетелей в жизни православных святых
Итак, ВЕРА.
Вопрос : Кто мне скажет, что такое вера?



Давайте обратимся к Житиям Святых и вспомним великого князя Александра Невского.
Неспокойно было на Руси во времена княжения Александра Невского. Наша Родина находилась под тяжёлым гнётом монголо-татарского ига и вынуждена была терпеть их бесчисленные набеги, платить дань хану Батыю. Проявляя христианское смирение, и веру в помощь Божью, великий князь поехал в Орду. Он стремился любой ценой сохранить мирные отношения с монголо-татарами, чтобы уберечь русские земли от разорения.












За свои подвиги и веру А.Невский был причислен к лику Святых. Его мощи покоятся в Александро-Невской лавре – монастыре, построенном в том месте, где святой князь со своим войском разгромил шведскую армию.
Среди вас, ребята есть человек, который тоже носит имя Александр, тезка великого князя.
Саша, Александр Невский является твоим покровителем. День его памяти мы отмечаем 12 сентября и 6 ноября.
Встали. Сложили руки на груди,
Раскрыли душу товарищам справа, слева,
Руки вверх, потянулись выше, ещё выше,
Тихо сели на место.
НАДЕЖДА.








Разгадываем кроссворд.
Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.
Слово НАДЕЖДА.
Надежда является тоже одной из важнейших добродетелей, потому что , если умирает надежда, то вместе с ней погибнет и вера.

Теперь обратимся к Житиям Святых и вспомним Преподобного Сергия Радонежского




Сергий Радонежский был основателем Троице-Сергиевой лавры, которая является главной обителью России. В этой лавре покоятся мощи Сергия Радонежского, к которым нескончаемым потоком идут люди, приехавшие с разных уголков нашей страны в надежде на помощь и исцеление.

Посмотрели вверх, вниз, вправо, влево.3 раза
Сделали круговые движения глазам. 3 раза
Повернули голову к окошку и посмотрели вдаль.

Творческая работа.
Я предлагаю вам стать настоящими поэтами и сочинить сих на тему «доброта» или «»Добродетели»
Вот что у меня получилось:
Происходят чудеса, нам открыты небеса.
В людях только доброта: загляденье, красота.
Если чистая душа – тем она и хороша,
Ты, дружочек, не греши, стать послушным поспеши.




Ответы учащихся.
Вера – это состояние душ, позволяющее нам преодолевать все препятствия и сомнения, возникающие на жизненном пути.








Групповая работа .
Каждая группа получает текст «Из Жития Александра Невского» со своими вопросами к нему.
I группа:
-В чём проявлялась вера А Невского?
-Какие христианские добродетели были присущи А.Невскому?
II группа:
-Какой духовный подвиг совершил А.Невский? -В каких поступках А.Невского проявляются христианские добродетели?
III группа:
- Почему А.Невский , который дал отпор шведам и немцам, смиренно склонил голову перед ордынским ханом?
-За что А.Невский причислен к лику Святых?












Работа в парах. Разгадай кроссворд.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Групповая работа.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы? -Почему с больным ребёнком отец отправился не к доктору, а к Сергию Радонежскому?
- Что произошло, когда отец мальчика потерял надежду?
- Какие добродетели проявлял Сергий по отношению к людям?










Из предложенных вам слов-рифм сочинить четверостишие.
Работа в парах.

Ответы учащихся.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками,инициативное, умение выражать свои мысли. договариваться о распределения функций и ролей в совместной деятельности;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение составлять логические цепи рассуждений, анализ.
Регулятивные:
умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, адекватно самостоятельно правильность оценивать своих действий.









































Познавательные: умение осознано и произвольно строить речевое высказывание;
умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
















Слайд 9
ЛЮБОВЬ.
И вот, мы подошли к самой важной добродетели православных христиан – любви.
Вопрос: Кому принадлежат эти слова: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?
Иисус Христос – самый почитаемый православными христианами Святой.. Он был Отцом своим небесны наделён всеми христианскими добродетелями и учил этому своих последователей.
Даже перед смертью на кресте, он посылал молитву Господу, прося прощения за своих обидчиков. Молитву, наполненную верой и надеждой. Вот она истинная , искренняя, чистая и святая – христианская Любовь.
Как этого достичь? Это просто, жить по заповедям и смело подниматься по Лестнице божественной любви.
Вы видите, как многогранна и богата христианская любовь.



Ответы учащихся.
Иисус Христос.








Работа со слайдом 9
Рассмотрим Лестницу Божественной Любви.
По цепочке снизу вверх читаем и объясняем


Регулятивные: волевая саморегуляция; выделение и осознание учащимися того, что усвоено что ещё подлежит усвоению.













Приложе-ние 5



Слайд 10.
Христианские добродетели в современной жизни.
- Скажите, какой самый главный православный праздник у христиан?
- Что символизирует праздник Пасхи?

Пасха наш самый любимый семейный праздник. В каждой семье есть свои традиции его празднования.
Какие пасхальные традиции присутствуют в ваших семьях?

А сейчас вы узнаете, откуда пришла традиция – красить пасхальные яйца в красный цвет


Сегодня также очень много людей, которым не чужды христианские добродетели. Православные верующие с великой любовью относятся к людям, живут с надеждой и верой в жизнь вечную.
Поэтому во все времена Надежда, вера си любовь были и остаются главными добродетелями.
Ребята, помните, что наша душа , как прозрачная ёмкость, чем она будет заполнена – это зависит от ваших поступков, ваших мыслей, ваших дел. Берегите свои чистые души от черных песчинок – злых помыслов и чувств. Пусть в них отныне и навсегда поселятся вечные добродетели – НАДЕЖДА, ВЕРА и ЛЮБОВЬ.

Ответы учащихся.
Пасха.
Ответы учащихся.
Этот праздник символизирует вечную жизнь простых христиан по примеру Иисуса, который «смертью смерть попрал»
Ответы учащихся. Идут в храм на всенощную службу. Пекут куличи и освещают их в храме. Красят яйца в красный цвет.


Сценка «Первое пасхальное яйцо»











Записали Домашнее задание
Подобрать синонимы и антонимы к терминам: надежда, вера, любовь.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; творческие способности.


V. Этап рефлексии
Итак, настало время подвести итоги.







Учитель оценивает учащихся и предлагает прикрепить жетоны на «лесенке успеха»

- Ребята, какие учебные задачи мы поставили в начале урока?
- Смогли мы их решить в ходе урока?
- Назовите главные христианские добродетели.
- Как нужно жить всем людям планеты?

Закрепляем жетоны на «Лестнице успеха»
Нижняя ступень – на уроке я испытывал затруднения, мне необходима помощь учителя.
Вторая ступень – сначала я испытывал затруднения, но в конце урока все стало понятно.
Верхняя ступень – мне все было понятно, я не испытывал затруднений.
Познавательные : оценка процесса и результата деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли;
Регулятивные: волевая саморегуляция



Приложение 1.

Отрывок из «Жития Александра Невского»
« В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана. Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября погребено о в Рождественском монастыре во Владимире. 30 августа 1724 г.мощи Александра Невского, вывезенные в Петербург Петром I, были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины.

Приложение 2.



Приложение 3.

Отрывок из «Жития Сергия Радонежского»
«..У одного человека сильно занемог сын. Состояние больного было критическим. Отец, взяв мальчика на руки, направился к преподобному старцу как к последней своей надежде, но, дойдя до обители святого, обнаружил, что сын уже без признаков жизни. В страшном горе, уже будучи в келий старца, человек тот пошел готовить гроб, оставив мертвого (как он считал) сына у преп. Сергия. Каково же было его удивление и радость, когда вернувшись, он застал сына здоровым. Можно понять состояние счастливого отца, его поклоны, благодарность святому, слезы. В ответ на это, однако, был получен странный ответ: “Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Когда ты нес сюда больного отрока, он изнемог от сильной стужи и впал в обморок, а тебе показалось, что он умер. Видишь, он вот согрелся у меня в теплой келий, а тебе показалось, что он воскрес”.



Приложение 4
Сочини стихотворение, придумай его название:

________________________________________чудеса
________________________________________небеса
________________________________________доброта
________________________________________красота
_________________________________________душа
_________________________________________хороша
_________________________________________не греши
_________________________________________поспеши



Приложение 5

Сценка «Первое пасхальное яйцо»

Автор: Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию.
На троне сидит император Тиберий. Входит Мария Магдалина.
Мария Магдалина: (кланяясь)
О, великий император Тиберий. Я принесла тебе радостную весть. Христос Воскрес!
Автор: К великому императору Тиберию было принято приходить с подарками. Мария Магдалина была бедна и у неё было только куриное яйцо. Она его принесла императору Тиберию.
Тиберий берёт яйцо и держит в руке.
Тиберий: Я не верю тебе. Это невозможно, как то, если бы это яйцо сейчас стало бы красным.
Включить прожектор, незаметно поменять яйцо на красное.
Мария Магдалина: Смотрите все. Это чудо! Яйцо стало красным.
Тиберий: Яйцо покраснело. Это действительно чудо! Теперь я верю, что Иисус Воскрес!!!









Коломыцева Татьяна Анатольевна, учитель истории, обществознания и православной культуры
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №3» г. Губкина Белгородской области

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Root Entry