Конспект урока в коррекционной школе на тему Употребление предлогов в устной и письменной речи

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема: Употребление предлогов в устной и письменной речи.
Цель: Развивать умение выделять предлог в тексте и на слух, подбирать по смыслу нужный предлог, изменять форму слова в зависимости от предлога.
Развивать мышление, зрительное восприятие, речевую активность, память.
Воспитывать мотивацию к учению, усидчивость, настойчивость.


Ход урока.

I. Орг.момент.
Здравствуйте , ребята!
У нас урок русского языка.

II. Общекоррекционный момент.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к Робинзону Крузо. Робинзон Крузо – это великий путешественник. Путешествие нам предстоит далекое, интересное, но опасное, поэтому с собой мы берем самых смелых, дружных, сообразительных. А есть ли среди вас такие, мы узнаем, когда выполним следующее задание:
«Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на буквы. Какая из четырех букв не подходит к остальным и почему?
А У П Е (П- согласная, глухая, остальные – гласные)
Ш Щ И Ч (И- гласная, остальные шипящие)
Итог: Молодцы, с заданием справились и мы смело можем отправляться в путешествие. Вы готовы к путешествию? ( Да). Итак, в путь! Чтобы потом не отвлекаться, давайте запишем сегодняшнее число.

III. Основной этап.
- Проверим осанку. Спины прямые, ноги прямо перед собой.
1.Запись числа.
2. Минутка чистописания.
Мы приближаемся к острову. А какой это остров, вы узнаете , отгадав загадку:
Бивни- клыки,
Толсты, велики.
Хобот силён,
Кто это? (Слон).
Верно, мы приближаемся к Острову Слонов и должны выполнить несколько заданий.
1-е задание:
- Назовите букву. Какая это буква? (Буква Д – согласная, звонкая.)
- Красивее, чем у меня пропишите эту букву в тетрадь.
Итог: молодцы!
2-е задание:
-Проверим, как вы знаете словарные слова.
У каждого из вас на столе карточки. Запишите фломастером пропущенные буквы.
-Проверим по таблице.( вывешивается таблица).
Итог: молодцы! С заданием справились.

3. Сообщение темы и цели урока.
1) Мы можем смело двигаться к следующему острову. Название острова узнаете, когда прочитаете предложения:

В марте кончается зима.
Мама работает на фабрике.
У дома растёт берёза.

Сколько слов в предложении? ( читает 1-е предложение).
-Какое самое маленькое слово в предложении?
- Как называются маленькие слова? (предлоги).
Предлоги- маленькие слова, которые помогают соединять слова в предложении по смыслу.

- Тема нашего урока – предлоги. На уроке мы закрепим знания о предлогах.
Ваша задача – быть активными, внимательными и справляться с заданиями, которые встретятся на нашем пути.
Итак, мы на Острове Попугаев. ( перевернуть картинку)

Вас встречает попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы выполнить его задание:
- Нужно помочь предлогам соединить слова по смыслу: ( устно)

· Проверим по таблице:
из Собака, крыльцом. Собака под крыльцом.
от Дым, труба. Дым из трубы.
под Колесо, машина. Колесо от машины.

Итог: Молодцы, с заданием справились, плывем дальше.

2). - Перед нами – Остров Обезьян. Хозяйка острова приготовила для путешественников следующее задание:
- Придумайте предложения к данным картинкам, применяя следующие предлоги: по, с, на.
(Вывешиваются картинки ( по очереди) : Кот спит на диване. Кот идет по дивану. Кот спрыгнул с дивана.
Работу будем выполнять на доске и в тетрадях.
Проверка- подставляются таблички к каждой картинке.
-Запишите эти предложения в тетрадь и подчеркните предлоги.
Итог: Молодцы, с заданием справились.

в) Физминутка.
Чунга- чанга,в школу мы идем,
Чунга-чанга, весело живём.
Чунга-чанга, нас звонок зовет,
Чунга-чанга, песенки поёт.
Припев:
Чудо остров, чудо остров,
Жить на нём легко и просто,
Наше счастье постоянно,
Жуй кокосы, ешь бананы,
Жуй кокосы, ешь бананы,
Чунга-чанга.

3) Продолжаем наше путешествие. Мы подплыли к Острову Тигров.
Тигр считает себя самым ловким. Он составил предложения. Давайте проверим, так ли это? (Устно).

Часы висят (под ) столом. ( над)
Собака выбежала (за) конуры . (из) ( Вывешиваются картинки.)
Жук сидит (с ) ветке. ( на)
( таблички – над, из, на прикрепляются к тексту, т.е. ошибки исправляются)
Итог: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились!

4) Что это? Необитаемый остров. Чтобы попасть на него, нам нужно выполнить следующее задание. Перед вами карточки. Задания будем выполнять самостоятельно по группам.

2 группа:
Спишите предложения, изменяя слова по смыслу и подчеркните предлоги.
Миша был в ( школа).
Всё замирает перед (гроза).
Около (река) шумит тёмный лес.

3 группа :
Подобрать правильные предлоги.
Собака сидела (у, в ) конуре.
Птенец улетел ( на, из) гнезда.
Проверка: ( читает ученик 2 группы, затем учение 3 группы)
Итог: молодцы, ребята. С заданием вы справились.

IV. Заключительный этап.
Наше путешествие подошло к концу. Вы хорошо поработали и справились со всеми заданиями. Но все звери и птицы хотят, чтобы вы прочитали и узнали о великом путешественнике Робинзоне Крузо, а также составили и записали 2 предложения с предлогами. Это и будет ваше домашнее задание.


Оценки за урок:
5 – полные ответы;
4 – незначительные ошибки;
3- грубые ошибки.

Очень жаль, что путь недолог,
Возвращаться нам пора,
Но на следующем уроке
Вновь продолжится игра.

- Всем спасибо. Урок окончен.

Релаксация ( звучит музыка).













15