Стихотворение Б.Л.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (8 класс)


Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики МордовияДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕСтихотворение Б.Л.Пастернака«Во всём мне хочется дойти до самой сути» Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всём, что написал. Ещё труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом. Борис Пастернак любил музыку А.Н.Скрябина и шесть лет серьёзно занимался композицией. Но всё же поэт в его душе одержал победу над музыкантом. Так появился один из лучших представителей поэзии «Серебряного века». Б.Л.Пастернак В начале прошлого столетия, особенно в послереволюционный период, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь к партии, а Пастернак писал о лесе, траве, петухах, о любви, поэзии и чуде человеческого существования. Б.Л.Пастернак
Б.Л.ПастернакЭстетика и поэтика Пастернака создавались как представления о слитности чувственного, окружающего поэта мира, где невозможно отделить человека от природы, а поэзию от жизни. Б.Л.Пастернак Поэт стремился не просто воспроизвести жизнь в её узнаваемости и конкретности, — он хотел донести свои впечатления о ней до читателей будущих времён, стремился отразить не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность. Б.Л.Пастернак В 1956 году Борис Пастернак написал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», которое по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом произведении он изложил свои взгляды на то, какой должна быть поэзия, и почему лично себя он не считает талантливым литератором, хотя и стремится к совершенству. Во всём мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.Всё время схватывая нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья.О, если бы я только могХотя отчасти,Я написал бы восемь строкО свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах,Бегах, погонях,Нечаянностях впопыхах,Локтях, ладонях.Я вывел бы её закон,Её начало,И повторял её именИнициалы.Я б разбивал стихи, как сад.Всей дрожью жилокЦвели бы липы в них подряд,Гуськом, в затылок.В стихи б я внёс дыханье роз,Дыханье мяты,Луга, осоку, сенокос,Грозы раскаты.Так некогда Шопен вложилЖивое чудоФольварков, парков, рощ, могилВ свои этюды.Достигнутого торжестваИгра и мука —Натянутая тетиваТугого лука.Во всём мне хочется дойти до самой сути…Б.Л.Пастернак Б.Л.Пастернак С первой строчки стихотворения становится ясно, что через творчество Пастернак учится познавать суть вещей, используя слова для того, чтобы максимально точно и полно выразить свои мысли. Поэт признается, что его произведения строятся на глубинном анализе явлений и поступков, так как он ставит перед собой задачу жить, «все время схватывая нить судеб, событий». Б.Л.ПастернакОднако если понять простые вещи автору удаётся без труда, то в вопросах человеческих чувств он ощущает себя дилетантом. Не потому, что не умеет их правильно трактовать, а из-за того, что не может выразить их простыми и доступными для общего понимания словами. Б.Л.ПастернакПоэт пишет о том, что его заветная мечта – написать «восемь строк о свойствах страсти». Но так, чтобы каждый, кто их прочтёт, смог не только понять, но и прочувствовать, то, что ранее пережил автор. Пастернак сетует на то, что ему это неподвластно. Он не даёт ответа на вопрос, почему, однако отмечает, что с радостью бы «разбивал стихи, как сад», в котором бы росли душистые липы. Кроме этого, поэт бы внес в свои стихи «дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты». Б.Л.ПастернакТаким образом, Пастернак убеждён, что быть настоящим поэтом – это, в первую очередь, чувствовать себя часть природы, которая для всех без исключения творческих людей является источником вдохновения. По мнению автора, лишь через познание окружающего мира можно достичь внутренней гармонии, и тогда заветные слова, требуемые для того, чтобы выразить свои чувства, найдутся сами собой. Б.Л.ПастернакПастернак никогда не считал себя непревзойдённым пейзажным лириком. Тем не менее, стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» свидетельствует о том, что, что автор не прочь воспевать в своих произведениях такую переменчивую, непредсказуемую и полную неразгаданных тайн природу. Автор отмечает, что ему хотелось бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах « живое чудо фольварков, парков, рощ, могил». Но при этом он прекрасно понимает, что таким бесценным даром обладают лишь избранные, кто наделен способностью жить в гармонии с окружающим миром, и создавать по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи. Б.Л.ПастернакАвтору не понаслышке знакомы муки творчества, когда за рифмованными фразами, приятными для слуха скрывается пустота. Чтобы наполнить стихи смыслом, необходимо докопаться до сути вещей, пропустить полученные знания через собственную душу и, в прямом смысле слова, выстрадать свое произведение, отточив в нем каждое слово. Поэтому свои стихи он сравнивает с натянутой тетивой тугого лука, которая может оборваться в любой момент на полуслове только потому, что не хватит сил и умения ее удержать. НЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОв 1953 г.в 1951 г.НЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОпоэмабалладаПРАВИЛЬНОстихотворениеЖанр произведения:Произведение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» написано:ПРАВИЛЬНОв 1956 г.НЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОпоэмабалладаПРАВИЛЬНОМарселя ПрустаЭпиграфом взяты слова поэта:











НЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОравнодушен к жизнимечтает о славеНЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОвраждуютпротивопоставляютсяПРАВИЛЬНОпереплетаютсяМир поэзии и мир природы: Лирический герой стихотворения:НЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОШтраусаМоцартаПРАВИЛЬНОШопенаПастернак, профессионально занимающийся музыкой, упоминает композитора:ПРАВИЛЬНОв постоянном поиске











НЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОметафорасравнениеИзобразительно-выразительные средстваПРАВИЛЬНОэпитет«В работе, в поисках пути,В сердечной смуте…»:НЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОсравнениеэпитетПРАВИЛЬНОметафора«В стихи б я внёс дыханье роз…»:НЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОметафораэпитет«Я б разбивал стихи, как сад…»:ПРАВИЛЬНОсравнение











НЕПРАВИЛЬНОНЕПРАВИЛЬНОДа, герой сумел постичь загадку жизни, хочется дошёл до самой сути формулы жизненного успеха Герой отказался разгадывать загадку жизни, потому что это бессмысленно, он решил разводить липовые садыРазгадал ли лирический герой загадку жизни, вывел ли он её тайную формулу?ПРАВИЛЬНОНет, герой ещё не познал тайны бытия, так как единственный способ сделать это – продолжать «жить, думать, чувствовать, любить»…

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!Было много ошибок: нужно быть внимательнееМОЛОДЦЫ!Знания прочные: Как вы оцениваете свою работу на уроке:ВЫХОД