Статья «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ»


«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ»
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Слайд 2. Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, признается использование средств информационно-коммуникационных технологий. После того как Крым вошел в состав России, в нашей школе вводится Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Особое значение при этом придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.
В целом, изучение особенностей состояния формирования познавательного интереса у младших школьников позволило выявить ряд противоречий:
- между пониманием принципиальной значимости начального образования в развитии познавательного интереса учащихся и ограниченными возможностями реальной педагогической практики в становлении этого интегративного качества личности, способствующего ее саморазвитию и самосовершенствованию;
— между необходимостью активизации познавательной деятельности учащихся, содействующей развитию их творческих познавательных возможностей, стремлению непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания, и ориентацией процесса обучения преимущественно на усвоение учащимися большого объема учебного материала на репродуктивном уровне;
— между стремительной информатизацией образования, создающей огромные потенциальные возможности в развитии личностных качеств учащихся, включая их познавательный интерес, и неразработанностью форм, методов и условий применения средств информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников, а также недостаточной подготовленностью большинства учителей начальных классов к использованию компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе.Все это определило актуальность выбранной темы и позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия использования информационно - коммуникационных технологий в начальной школе как средства развития познавательного интереса учащихся.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и большая практическая значимость определили тему исследования: «Формирование познавательных интересов младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий».
Слайд 3. Целью нашего исследования стала проверка сформированности познавательного интереса младших школьников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Мы предположили, что оптимальное использование средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, способствует повышению уровня познавательного интереса младших школьников.
Чтобы это проверить был определен ряд задач:
1.  Изучить состояние проблемы формирования и развития познавательного интереса младших школьников в теории и практике обучения.
2. Выявить значение ИКТ в формировании познавательного интереса младших школьников.
3. Разработать методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников.
Практической базой исследования выбрали МОУ лицей «МОК №2» города Джанкой республики Крым.
Слайд 4. Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы различные теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ научных работ в области проблем познавательного интереса, принципов деятельностного подхода в обучении, развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения.
Рассмотрев методы развития познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе, такие как наблюдение, игра, иллюстрация, демонстрация, можно сказать, что сильный познавательный интерес у учащихся вызывает создание ситуаций включения в творческую деятельность.
Опыт работы педагогов нашей школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.
Экспериментальный 2 «В» класс обучается по УМК «Перспектива», дидактической основой которой является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой.
УМК «Перспектива» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой, системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
Слайд 5. Деятельность по применению информативно-коммуникативных технологий разделили на четыре этапа:
I этап. Овладеть современными операционными системами и текстовым редактором, - учиться использовать действующие учебные компьютерные программы.
Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе, – традиционные задачи всеобуча.
II этап. «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.
III этап. «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.
IV этап. Этот этап за рубежом чаще всего называют этапом трансформации школы. Его главная задача – введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания.
Анализируя опыт по использованию ИКТ в учебном процессе, можно сказать, что I этап освоен. Основные используемые методы – это прохождение курсов по информационным технологиям, обмен опытом с коллегами и метод «проб и ошибок».
Важной составляющей информатизации образовательного процесса на II этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состояла в том, чтобы информационно-коммуникативные технологии органично вплетались в деятельность учителя, чтобы они стали неотъемлемой органичной частью любого урока.
Начальная школа - это образовательная область, где ИКТ можно и нужно использовать практически на каждом уроке и на каждом этапе, не забывая о санитарно-гигиенических требованиях и об отрицательных сторонах применения презентаций.
Во-первых, презентации создают четкую последовательность действий на уроке, а урок – это творчество (урок должен рождаться на уроке);
Во-вторых, презентации могут превратить урок в развлечение (излишнее увлечение анимационными картинками, нагромождение демонстрационных картинок)
В-третьих, необдуманное использование интерактивных программ, которые не дают право на ошибку, противоречит закону, что на ошибках учатся.
Поэтому, прежде чем на уроке использовать ту или иную компьютерную программу, в том числе для интерактивной доски, спросите себя: «Что я хочу от урока? Как данная программа поможет мне добиться моей цели? Чему ребенок учится, работая с этой программой? Какие умственные умения стимулируются?» Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, то, возможно, эта программа и не нужна.
Слайд 6. Сегодня уже никого не удивишь демонстрационными презентациями, с анимационными эффектами, звуком, тренажёрами, анимационными физминутками и т.д. В своей педагогической деятельности можно использовать готовые презентации, самостоятельно подготовленные презентации, презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета), детские презентации, элементы программы Mimio к интерактивной доске, анимированные карты, тренажёры. Считаем возможным использование презентаций на всех этапах урока: сообщение темы урока, минутки чистописания, задания для умников и умниц, устный счёт, орфографическая разминка, сообщение новых знаний, контроль знаний, обобщение, рефлексия, физ.минутки. Примером таких заданий могут быть: «Учимся писать буквы (цифры)», «Кроссворды анимированные» (помогают за короткое время проверить знания детей и познакомить с новыми фактами), тренажёры (и на этапе закрепления, и при контроле знаний), анимированные карты, физ.минутки .
В результате наблюдения за учащимися 2 «В» класса были составлены монографические характеристики трех учащихся, которые находились на различных уровнях развития познавательного интереса. При этом сам интерес занимал различное место в структуре их мотивации учения.
При определении уровней развития познавательного интереса учащихся я опиралась на следующие показатели: уровень познавательной активности, волевые и эмоциональные проявления учащихся в процессе учебной деятельности и за ее пределами. Обнаружено 3 уровня развития познавательного интереса — элементарный, средний, высокий.
Так, Егор Ч. по результатам диагностики отнесенный к высокому уровню, обладает сильным, глубоким и устойчивым познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Егора привлекают гуманитарные предметы, и он всегда готовится отвечать на уроке по дополнительным источникам литературы. Ему свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Как мотив учебной деятельности познавательный интерес занимает высшую степень в структуре мотивации учения, далее идут такие мотивы как профессиональная направленность, долг перед родителями, избегание неприятностей или потеря авторитета в классе.
Елена В. обладает средним уровнем развития познавательного интереса. Проявляет избирательное отношение к определенным предметам, активность при побуждающих действиях учителя, предпочитает не творческий, а поисковый, реже репродуктивный вид учебной деятельности. Учится на “четыре” и “три”. Познавательный интерес как мотив учения занимает серединное место в структуре мотивации учения. Он находится следом за мотивом ответственности перед своей будущей семьей. Далее стоит мотив долга перед родителями, учителями (“...они ведь в меня верят, я не должна их расстраивать своими оценками, поэтому мне надо учиться на “четыре” и “пять”...”), значительное место в системе мотивации учения занимает мотив избегания плохих оценок, недовольных оценок со стороны учителей и родителей.
Анна М. — девочка со слабым неглубоким, неустойчивым познавательным интересом, соответствующим низкому уровню развития. Характеризуется аморфностью и изменчивостью. Девочка никогда самостоятельно не включается в процесс урока, никогда не отвечает по собственному желанию. Несистематическое выполнение домашних заданий снижает объем и качество приобретаемых знаний. Волевые качества не развиты: часто отвлекается, невнимательна при объяснении нового материала, предпочтение отдает репродуктивному виду учебной деятельности. Установлено, что в структуре мотивации учения познавательный интерес стоит на последней ступени, а первые занимают такие мотивы как: общение с другими, внеклассные мероприятия, аттестат, долг перед родителями (“...учеба — это мое бремя, тяжелая работа...”). Т.е. познавательный интерес как мотив учения еще не осознан.
Такие результаты диагностического эксперимента позволяют сделать первоначальный вывод о том, что познавательный интерес, развиваясь, занимает в структуре мотивации учения младших школьников все более значимое место.
Экспериментальная часть исследования проводилась с учащимися 2-го «В» класса, обучающимися по УМК «Перспектива» и учащимися 2-го «А» класса, обучающимися по системе Л. В. Занкова. Этот возраст характеризуется в специальной литературе как “младший трудный период”. Учащиеся данной возрастной группы резко отличаются друг от друга по отношению к учению, по интересам и увлечениям.
С января по май 2015 года мы практически изучали познавательный интерес младших школьников на уроках русского языка (по программе Л. Ф. Климановой УМК «Перспектива» и А. В. Поляковой система Л. В. Занкова.) Экспериментальная база исследования: МОУ лицей «МОК № 2» г. Джанкой республики Крым, учащиеся 2 «А» и 2 «В» класса.
В качестве критериев познавательного интереса были взяты:
1. Уровень активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в контрольном и экспериментальном классах.
2. Уровень усвоения пройденного материала.
При выявлении уровней развития познавательного интереса учащихся основным стал метод наблюдения, данные которого дополнялись и конкретизировались с помощью индивидуальных бесед с учащимися, с учителями, работающими в данном классе, изучением детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела.
Слайд 7. В таблице 1 представлены данные, полученные в начале второго полугодия (январь 2015года) по контрольному и экспериментальному классам.
Таблица 1.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Уроки русского языка с частым использованием ИКТ 2 «В» класс Л. Ф. Климанова УМК «Перспектива» 15% 45% 40%
Уроки русского языка с редким использованием ИКТ 2 «А» класс А. В. Поляковой система Л. В. Занкова10% 35% 55%
В целом полученные результаты наглядно представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1

Слайд 8. В конце учебного года проводилось повторное наблюдение за уровнем развития познавательного интереса. (Таблица 2).
Таблица 2.
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Уроки русского языка с частым использованием ИКТ 2 «В» класс Л. Ф. Климанова УМК «Перспектива» 18% 45% 37%
Уроки русского языка с редким использованием ИКТ 2 «А» класс А. В. Поляковой система Л. В. Занкова8% 37% 55%
Полученные результаты развития познавательного интереса в конце учебного года отражены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.

Слайд 9. Мы рассмотрели развитие познавательного интереса не только не только с помощью наблюдения, но и проверили уровень усвоения знаний.
Вот результаты в начале эксперимента – это январь 2015 года.
Таблица 3.
Усвоили на "5" Усвоили на "4" Усвоили на "3"
Русский язык 2 «В» 4 учащихся 11 учащихся 5 учащихся
Русский язык 2 «А» 2 учащихся 10 учащихся 8 учащихся
Данные результаты можно представить в виде диаграммы 3.
15240438150Диаграмма 3.
Проведя анализ в конце учебного года, и выявив уровень усвоения пройденного материала, были получены данные (Таблица 4, Диаграмма 4):
Таблица 4.
Усвоили на "5" Усвоили на "4" Усвоили на "3"
Русский язык 3 «Б» 4 учащихся 11 учащихся 5 учащихся
Русский язык 3 «А» 5 учащихся 12 учащихся 9 учащихся
15240310515Диаграмма 4.
Практика показала, что уроки с использованием презентаций позволили ученикам с интересом и быстро усвоить большой объём учебного материала, материал темы долго находится в памяти ребёнка.
При выявлении уровня активизации познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в контрольном и экспериментальном классах, проводился эксперимент по методикам, аналогичным первому констатирующему эксперименту, результаты оценивались по тем же критериям.Слайд 10. Анализ результатов анкетирования Фридмана показал, что выбранные в исследовательской работе методики эффективны. А именно, на вопрос «Что больше всего привлекает в школе?» 16 % — детей привлекает в школе получение отметок, 45 % — общение с товарищами, 12 % — самостоятельная работа, 21 % — узнавание нового, 6 % — общественная работа.
Слайд 11. На предложение назвать самый трудный предмет:
57 % - математика, 39 % — русский язык, 4 % — труд.
Наиболее интересным предметом для школьников является: Русский язык (33%), окружающий мир (19%), математика (24%), труд и изобразительное искусство (по 12%).
Я не буду дальше продолжать. Если Вам интересно, можно посмотреть эти данные в моей дипломной работе.
Слайд 12. В заключение можно сказать, что проблема развития интересов младших школьников актуальна. Чтобы данный процесс проходил легче и эффективнее мы пробовали решить задачу с помощью информационно – коммуникационных технологий.
Цель, поставленная в начале работы, по нашему мнению достигнута. Мы выявили уровень развития познавательных интересов младших школьников, провели анализ программ, раскрыли сущность понятия информационно – коммуникационных технологий.
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из задач воспитания младших школьников является развитие познавательных интересов через использование информационно – коммуникационных технологий.
Все выше сказанное дает нам право сделать вывод том, что медиообразование учащихся позволяет не только использовать новые технологии в учебном процессе, но и систематизировать, синтезировать знания и умения, формировать медиакультуру учащихся.
Спасибо за внимание.