Урок развития речи по литературе. Анализ стихотворения И.С. Никитина Утро


Анализ художественного текста на уроках литературы в средних классах общеобразовательной школы
План-конспект урока литературы в 7 классе
Тема: Развитие речи. Анализ стихотворения И. С. Никитина « Утро»
Цель: учить анализировать лирическое произведение.
Задачи:
1)образовательные – выявление художественной идеи стихотворения; обучение анализу лирического произведения;
2)развивающие – развивать навык выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями и терминами, музыкальными произведениями, созданными по произведениям классической литературы;
развивать умение находить изобразительные средства языка и
объяснять их роль в тексте;
прививать интерес к жизни и творчеству поэта;
развивать речь
3)воспитательные - воспитывать любовь к родному краю;
формировать нравственно-эстетические представления учащихся.
Оборудование и материалы: магнитно-меловая доска; выставка книг И. С. Никитина, портрет И. С. Никитина, выставка рисунков, презентация
« И. С. Никитин – народный поэт», музыка Грига « Утро», « Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, репродукции картин Шишкина И. И. « Туманное утро» и Горбика А. Н. « Утро туманное», текст стихотворения « Утро» у каждого ученика.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания (чтение стихотворения А.Фета « Вечер» наизусть)
3. Работа над темой урока.
1. Вступительное слово учителя. На сегодняшнем уроке мы откроем еще одну страничку в поэзии 19 века, которая представлена удивительным стихотворением И.С. Никитина – нашего земляка, воронежского поэта. Как вы думаете, чём нужно знать до начала чтения стихотворения, чтобы лучше понять его? (Я думаю, как жил поэт, о чём он писал) Давайте послушаем рассказ о жизни И.С. Никитина.
2. Рассказ подготовленного ученика с опорой на презентацию.
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже в обеспеченной мещанской семье. Его отец был заметным в Воронеже человеком, предприимчивым торговцем, владельцем свечного завода и лавки. Никитин учился в Воронежском духовном училище и семинарии, но не окончил её. Он мечтал об университете, увлекался Пушкиным, Жуковским, Лермонтовым, Гоголем. Вскоре торговые дела отца ухудшаются, и Никитин уходит из семинарии, становится владельцем свечной лавки и торговцем вразнос по праздничным дням. Умирает мать Никитина, убитый горем и неудачами отец начинает пить, свалив на сына всю тяжесть хозяйственных забот.
Никитин продаёт свечной завод и становится содержателем постоялого двора. Более десятка лет он встречает извозчиков, ямщиков, странников, купцов и крестьян.
Отзывчивая на чужую боль душа Никитина получает ежедневно слишком много тяжёлых жизненных впечатлений. В 1853 г. Никитин отдаёт свои стихи в редакцию. Опубликованное стихотворение «Русь» положило начало литературной известности.
Литературная деятельность И. С. Никитина занимает период немногим более 10 лет. За это время им написано 220 стихотворений,3 поэмы и 1 повесть.
3.Слово учителя. Почти в каждом произведении И.С. Никитина мы находим зримые картины воронежской природы, богатой лесами, озёрами, прудами и бесконечными степными далями. В природе поэта много света, тепла, мягкости, ласкающей взор человека.
Никитин показал ночные и дневные пейзажи различных времён года, но более всего он любил весеннее утро, когда всходит солнце и всё пробуждается в природе. Лучше познать нам помогут живопись и музыка.
4. Работа с репродукциями картин Шишкина И. И. « Туманное утро» и Горбика А. Н. « Утро туманное».
- Какое время суток изображено на картинах?
- Это утро.
- Почему вы так подумали?
- Спокойная река, туман над водой, солнца нет, но чувствуешь, что еще минута – и природа преобразится, потеряет свою прелесть.
- Какие краски преобладают на картине?
- Яркие цвета: голубой, зеленый, лазоревый, синий.
- Ребята, какие чувства вызывают у вас картины И. И. Шишкина и А. Н. Горбика?
- Когда смотришь на картины, представляешь себя ранним утром на берегу реки, дышишь свежим речным воздухом, видишь, как первые лучи солнца рассеивают туман, слышишь пробуждение природы. Охватывает чувство восхищения, умиротворения, радости, что ты живешь на свете и видишь эту красоту.
- Ребята, рассматривая репродукции картин, мы смогли пережить различные чувства. А кто помог нам испытать эти чувства?
- Художники.
- С помощью чего художникам удалось это сделать?
- С помощью красок и образов.
Исходя из темы нашего урока и ваших размышлений, выскажите ваши предположения: о чем мы узнаем на сегодняшнем уроке? (Учащимися формулируются цели урока).
Послушайте стихотворение И. С. Никитина «Утро» и постарайтесь увидеть, какую картину нарисовал поэт с помощью слов. Представьте себе, что вы вместе с автором очутились на берегу озера в предрассветную пору.
4.Слушание стихотворения «Утро» на фоне музыки Грига « Утро».
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг…
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит – рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися.
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.
А восток все горит – разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет – песню поет;
По плечу молодцу все веселое…
Не боли ты, душа, отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
5.Анализ стихотворения.
-Представьте себе, что в один из майских дней вы вместе с поэтом вы очутились на берегу озера в предрассветную пору. Что же открывается вашему взору? Какую картину вы увидели?
1).Словесное рисование.
-Я представил небо, усеянное звёздами, которые постепенно гаснут, облака, озеро, луга, покрытые туманом.
-Я представил озеро, заросшее камышом, летящих уток.
-Я нарисовал шалаш, рыбаков, которые несут к озеру сети.
-Я нарисовал, как рождается солнце, как оно поднимается из-за пашен и озаряет всё своими лучами.
Я представил себе пахаря, который едет на лошади и поёт песню.
-Я вижу на переднем плане прямо передо мной неподвижное озеро. А над головой чуть серое небо с едва заметными следами звёзд. На востоке - лёгкие перистые облака. Они в красноватых отблесках. А озеро, как зеркало, отражает их. Появляются полосы алого цвета. Даже тростник, который виден слева на берегу озера, краснеет от загорающейся зари. А за озером виднеются заливные луга, поднимается лёгкой пеленой туман. Он не густой, белый, как пар. Пройдёт ещё немного времени, и туман исчезнет, испарится.
-Как вы нарисуете « чуткий камыш?» Как вы понимаете это выражение? Бывают чуткие люди, а может ли быть чутким камыш?
-Камыш очень тонкий и качается.
-Он даже от самого маленького ветра шевелится, чувствует его.
-Наверное, его назвали чутким от слова «чуть». Чуть подует ветерок, а он уже колышется.
-Как же нарисовать «дремлет чуткий камыш»?
-Надо на переднем плане оставить немного озера, а слева показать целые заросли тростника. Он стоит прямо, и только самые дальние тростинки чуть наклонились. Так видно будет, что чуткий. А вот дремлет - никак не нарисуешь. Может быть, сверху тростника нарисовать белый туман. Как будто сон, такой туман опустился на верхушки. Вот и получится, что дремлет.
6.Выразительное чтение стихотворения учащимися.
7. Работа над интонацией.
Сейчас мы поучимся читать это стихотворение выразительно. Как вы думаете, с одинаковой ли интонацией надо читать это стихотворение?
-Нет, интонация разная.
-Почему?
-В этом стихотворении мы видим несколько картин, каждая требует своего прочтения.
1 картина: Звёзды меркнут и гаснут… роса серебристая. ( Читаем спокойно, медленно, задумчиво, мечтательно.)
2 картина: Потянул ветерок … и стоит себе лес улыбается. (Природа пробуждается, интонация убыстряется.)
3 картина: Вот и солнце встаёт… золотыми потоками хлынуло. ( Читаем торжественно)
4 картина: Едет пахарь…( читаем весело, громко)
3. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. Кто лучше прочитает?
8. Работа над изобразительно – выразительными средствами языка.
- При помощи каких изобразительно – выразительных средств языка Никитину удалось передать красоту утра?
- Поэт использует олицетворение. Он придал камышу человеческие свойства, наделил его « чутким характером», сделал живым.
- Приведите еще примеры олицетворения.
- « Ветер морщит воду», « лес улыбается», « Солнце встает, за морями ночлег свой покинуло».
- Поэт использует метафоры: по зеркальной воде, по кудрям лозняка, лучи – золотые потоки, облака – в огне.
- Как вы понимаете выражение « по зеркальной воде?»
- Вода, как зеркало. В ней отражаются деревья, звезды…Создается такое впечатление, что вся природа смотрится в зеркало. Вода спокойная, поверхность гладкая.
- Как вы понимаете выражение « по кудрям лозняка»?
- Поэт находит сходство между пышными волосами человека и листвой деревьев.
- Найдите эпитеты в стихотворении
- Утро веселое, роса серебристая, тропинка росистая.
- Почему роса серебристая?
-Роса блестит на солнце и переливается, как серебро.
9. « Озвучивание» стихотворения.
- Ребята, представьте себе, что вы находитесь на берегу озера. Какие звуки вы услышите в нарисованной вами картине?
- Свист утиных крыльев, шелест камыша, звон колокольчиков (стадо выгнали), топот лошадиных копыт, пение птиц, песню пахаря.
10. Слушание « Рассвет на Москве-реке» Мусоргского.
Многие композиторы передали в музыке удивительное пробуждение природы. Прослушайте сейчас музыкальную запись и обратите внимание, как в музыке композитор передал разнообразие голосов и звуков, заметьте удивительные краски раннего утра. (Учащиеся слушают и делятся своими впечатлениями).
11. Вывод. Действительно, просыпаясь рано утром, когда солнышко рассыпает свои золотые лучи, где бы ты ни находился – в городе, в деревне – везде можешь любоваться зарождением нового дня, убеждаясь в том, что утро своими чудесами может научить радоваться и открывать новые секреты природы.
12. Наблюдение над поэтическим словом.
- Ребята, как вы думаете, какой человек видит все описанное, в каких отношениях он с природой, с окружающим миром?
- Может быть, автор ловил в это утро рыбу и увидел, как постепенно рассвело.
- Я думаю, автор охотился за утками.
- Можно ли узнать из стихотворения, легко ли ему жилось?
- Нет, трудно жилось. Он пишет: « Не боли ты, душа, отдохни от забот». Что-то было у него в жизни тяжелое, видно, что он страдал.
- Ребята, не случайно в начале урока мы вспомнили биографию Никитина и говорили о его тяжелой доле. Судьба распорядилась, чтобы он стал великим поэтом России, а он должен был вести хозяйственные дела, толковать о ценах на овес и сено. Умер он 28 октября 1861 года, 37 лет от роду. А посмотрите, какую красоту увидел и какое светлое стихотворение написал! Обратите внимание, какими словами оно заканчивается ?– « Здравствуй, солнце да утро веселое!»
- По-другому можно сказать: « Здравствуй, жизнь!»
- Подумайте, почему он заканчивает свое стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому?
13. Обобщение. Мы сидели вместе с поэтом на берегу озера. Скажите, как менялась природа от первых предрассветных минут до полного восхода солнца?
- Она делалась все радостнее, наряднее, веселее, а главное – живее! Оживление, радость жизни не может не действовать на поэта. Он сам наблюдал пробуждение природы, и душа его откликнулась на красоту. Смотрите, как ласково он говорит о природе: « солнышко», «птички», « ветерок», « тропинка». Таково извечное свойство природы – возвращать уставшему человеку радость жизни. Поэтому так много стихотворений о природе. В его трудной жизни природа помогла сохранить ему живую душу, приносила утешение. Он тяжело болел (физические страдания длились порой до полугода!) и после выздоровления искал спасение в лесу, в поле, на реке. Здесь он появлялся как свой человек. Ему был понятен язык шелестящих листьев, шепот колосьев, журчание родника, он общался с ними, как с живыми существами. Не отсюда ли дружески-доверительное: « Здравствуй, солнце да утро веселое!», « Здравствуй, гостья зима!», « Полно, степь моя, спать беспробудно!». Пейзаж у Никитина - необходимый спутник труда и быта простого человека. Хороший день, свежее погожее утро, первые лучи солнца поднимают настроение у крестьянина – пахаря, отвлекают его хоть на какое-то время от мыслей о тяжелой беспросветной жизни, от повседневных однообразных забот.
Труд человека, его забота о земле, о природе – вот смысл жизни, радость.
14. Рефлексия
- Как ты оцениваешь свое участие на уроке?
- Что удалось тебе на уроке, что не удалось?
- Что было интересно на уроке? Что не понравилось?
15.Итог урока.
- Какое утро изобразил И. Никитин?
- Мягкое, спокойное, радостное.
- Какова тема стихотворения?
- Природа нашего края красивая, праздничная.
- Какова главная мысль стихотворения?
- Природа - целительница человека, она определяет его настроение.
16. Домашнее задание.
Дифференцированное задание: 1) используя собранный материал на уроке, напишите небольшое рассуждение на тему: « Над чем размышляет И. С. Никитин в стихотворении « Утро»?» или
2)выучить стихотворение « Утро» наизусть.
Приложение к уроку

Шишкин И. И. « Туманное утро»
Горбик А. Н. «Утро туманное»