Классный час «Что такое толерантность?» (для учащихся 7-8 классов)


Классный час «Что такое толерантность?» (для учащихся 7-8 классов)
Цель: Познакомить уч-ся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Форма проведения: «Круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход классного часа
-Ребята, я хочу рассказать вам сказку. (Рассказывается сказка)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:
-Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
-Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.
-Вот выбирай,- сказал волшебник. - Одну зовут Радость, другую- Удача, третью- Красота, четвертую- Печаль, Пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник,- они все хороши. В жизни ты еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…
- Ребята, а кого бы выбрали вы? Почему? (Выслушиваются ответы уч-ся )Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Выслушиваются ответы уч-ся )Сегодня наш разговор посвящен толерантности.16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способности к установлению и поддержанию общения с людьми.
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара ( Уч-ся предлагается прочитать определения на листках ):
-в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-то или кого-то);
- в арабском – прощение, снисходительность , милосердие, сострадание;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;- в китайском – быть по отношению к другим великодушным;- в английском – готовность быть терпимым, снисходительность
Какое из определений вам импонирует более всего?
Что же такое толерантность? (Выслушиваются ответы уч-ся)
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особенно затрагивают молодежь. В подростковой молодежной среде наблюдается рост всевозможных форм асоциального поведения. Увеличивается подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
Группа ребят подготовила инсценировки, которые отображают конфликтные ситуации , возникающие в нашей повседневной жизни:
- проезд в час «пик» в городском транспорте;
- скромно (бедно) одетая девочка среди насмехающихся одноклассников;
- фанаты двух футбольных команд «сводят счеты»;
- заикающийся ученик среди насмехающихся одноклассников;
- ситуация в школьной столовой во время перерыва;
- спор на этнической почве и т.д.
Что общее и что различное в приведенных ситуациях?
Чего недостает людям во всех проиллюстрированных случаях?
Проанализировав ответы, можно прийти к выводу, что во многих жизненных ситуациях людям не хватает терпимости друг к другу, другими словами – толерантности.
Предлагается коллективная творческая работа «Дерево толерантности» :Ученики на разноцветных листках бумаги в форме листьев какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «пространством толерантности». Листочки прижимаются магнитиками на нарисованный на доске силуэт дерева без листьев.
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь. Хотелось бы, чтобы и в нашей школьной, классной семье царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни конфликтов.