Школа молодого учителя. Семинар-тренинг Профессиональное самосознание педагога


Семинар-тренинг № 3 по программе «Школа молодого специалиста»
Подготовил и провел психолог УВК СЭЛ г. Симферополя Кальникова О.Я.
Профессиональное самосознание педагога
Собраться вместе — это начало.
Остаться вместе — это прогресс.
Работать вместе — это успех.
Генри Форд
Правила работы в группе
Упражнение «Знакомство»
Начать словами: Тот, кто меня хорошо знает, может сказать, что я…..
Тот, кто меня не знает, может подумать, что я….
Упражнение Беседа-обсуждение «6 правил»
Правила, помогающие молодому педагогу развить социальное мышление (направленное на сотрудничество). Каждое правило обсуждается с участниками (приложение).
Упражнение «Мои сильные стороны»
Психолог. У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании сильных сторон можете также отметить те положительные качества, которые вам не свойственны, но вы бы хотели выработать их в себе. На составление списка вам дается пять минут.
По окончании работы сядем в круг и озвучим записи. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но», «если», «может быть», «я не совсем уверен». На выступление дается 2 минуты.
Упражнение «Четыре мотива»
Ведущий. Американский педагог Рудольф Дрейкурс выделил 4 мотива нарушения правил учениками. Возможно, те же мотивы характерны для учителей. Группа делится на подгруппы, каждая получает одно и то же задание, но разные мотивы нарушения правил.Придумайте ситуации, когда в основе типичных нарушений: опоздания, невыполнения распоряжения учителя — лежит мотив ……Ситуацию опишите максимально красочно. В вашем примере должны присутствовать факты, наглядно иллюстрирующие наличие именно заданного мотива.
Привлечение вниманияАктивная форма: делает все, чтобы  оказаться в центре внимания.  Пассивная форма: демонстрирует поведение «в час по чайной ложке». ВластьАктивная форма: вспышки негодования, конфронтация. Пассивная форма: обещание сделать,но в реальности — тихое непослушание.
МестьАктивная форма: прямые физические и непрямые психологические акты насилия.Пассивная форма: полное игнорирование попыток контакта. Избегание неудачи Активная форма: эмоциональный взрыв, отчаяние, слезы.Пассивная форма: откладывание на потом, недоведение до конца, медицинский диагноз.
Упражнение: «Стаканчик»
Участники садятся в круг. Тренер дает первому игроку пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтобы способ передачи его от игрока к игроку ни разу не повторился.
Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры.
Можно использовать другой предмет, например мячик или игрушку.
Упражнение «Мой документ»
Работа в группах. Поменять местами участников. Какие из этих принципов вы принимаете, а какие — нет? Озаглавьте данные документы. Что вы о них думаете? Охарактеризуйте людей, придерживающихся в общении данных принципов. Найдите положительные и отрицательные стороны в каждом списке.
Второй список представляет собой блестящую пародию известного психолога Сергея Степанова на первый список как «безыскусную проповедь индивидуализма» (приложение)
Упражнение «Я сейчас и в будущем».
Цель. Учить рефлексии, видеть и планировать на перспективу, повышать чувство уверенности в себе и своих профессиональных силах.
Участникам семинара раздаются листы бумаги, которые им нужно согнуть пополам. На сложенном листе написать свое имя, и нарисовать себя как учителя сейчас и через 10 лет. Участники прорисовывают и рассказывают «Я -.... Сейчас я себя чувствую .... Через 10 лет я буду ....»
Упражнение Шеринг Что вы чувствовали во время работы? Ваше мнение о работе? Ваши пожелания на будущее?
«6 правил, помогающих учителю создать позитивную атмосферу в ученическом коллективе»
1 правило.
Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Часто при анализе оказывается, что причиной неправильного поведения ученика послужило недоразумение в общении.
2 правило.
Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
3 правило.
Школьники склонны охотнее выполнять распоряжение учителей при опосредованном способе воздействия. Выбирать не давление на учащихся, а повышение интереса, потребности и мотивов. Использовать примеры из жизни популярных личностей.
4 правило.
Отношения школьников к учителю можно формировать или изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки их личности:
положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;
неприемлемой является глобальная положительная или отрицательная оценки;
глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего самосовершенствования;
глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе, учителю.
Наиболее целесообразны:
парциальная положительная оценка, так что в итоге ученик гордится своими достижениями в конкретном деле и понимает, что успех не дает основания для самоуспокоения во всех других отношениях;
парциальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить, так как для этого он имеет достаточно сил и возможностей;
Прямая (с называнием фамилии) и косвенная (без указания имени) оценки эффективны, если:
ученик добился больших успехов в социально ценной деятельности благодаря личной инициативе, способностям, усилиям и творчеству. Можно объявить об этом на общешкольной линейке, по школьному радио и т. д.
ученик допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий, то надо указывать сам факт нарушения, не называя фамилии школьника
И в первом и во втором случаях ученики будут благодарны вам за справедливую оценку.
5 правило.
Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована). Это может быть задание; которое потребует объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности. При этом нужно соблюдать следующие условия:
сама учебная задача должна быть серьезной, возбуждать интерес всего коллектива и входящих в него микрогрупп;
нужен специальный дидактический и учебный материал, с которым школьники могли бы работать самостоятельно.
6 правило.
Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении. Более эффективным является способ воздействия на ученика через возбуждение интересов, потребностей и мотивов.