Урок математики в 1 классе. Тема:Слагаемое.Сумма. (урок составлен с учётом того ,что в классе слабовидящий ребёнок)


Урок математики в 1 классе.
(Урок составлен с учётом того, что в классе обучается слабовидящий ребёнок.)
Тема: СЛАГАЕМЫЕ. СУММА
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с названием чисел при сложении; закрепления умений прибавлять и вычитать число 2; проведения подготовительной работы к изучению темы «Задача»; развития мышления; привития аккуратности.
Планируемые результаты (предметные): уметь прибавлять и вычитать число 2; знать название чисел при сложении.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные: организовывают исследовательское пространство.
Здоровьесберегающие: создание благоприятного психологического климата; поддержание высокой работоспособности; формирование положительного эмоционального состояния учащихся.
Коррекционные цели: развитие мелкой моторики, формирование навыков анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы, расширение кругозора, формирование навыков адекватной самооценки детей с ОВЗ.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте  удачи, хорошего настроения
Учитель: Какой у нас урок?Ученик: Математика.А вы знаете, что  математику называют царицей наук. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
 Учитель:  Нет такой профессии, где бы ни применялись знания  по математике.
Учитель: Сегодня на уроке  проверим ваши знания по математике: знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать и решать задачи. Познакомимся с новыми математическими  терминами.
Устный счет
1. Игра «Где мое место?»
(К доске вызываются 10 учащихся, каждый из которых получает карточку с числами от 1 до 10 (Дети  строятся  по порядку номеров у доски). Слабовидящий ребёнок тоже получает карточку с любым из чисел и участвует в игре.
Учитель: Правильно ли построились ребята?Дети: Правильно.Учитель: Назовите соседей числа 3.Дети: 2, 4.Учитель: Назовите предыдущее число по отношению к числу 7.Дети: 6.Учитель: Назовите следующее число числа 8.Дети: ДевятьУчитель: А теперь постройтесь, начиная с самого большого.(Дети построились)Учитель: Кто стоит перед Машей? Кто находится между Сашей и Мари?  Кто за Сережей?Кто стоит последним?2) "Потерялось" число. Найдите его место в ряду чисел:
1 2 3 4 5 7 8 9 10
- Что вы можете сказать о числе 6?
- Как получить число 6?
- Придумайте разные варианты.
3) Минутка чистописания: 6
Дети прописывают цифру в воздухе, а затем – в тетрадях.
Слабовидящий ребёнок проводит пальцем по табличке с числом вырезанному из бархатной бумаги (вспоминает написание) и записывает цифру в тетради с крупной клеткой.(учитель помогает по надобности)
4) Задачи в стихах.
1 ученик записывает выражения у доски, остальные – в тетрадях.
Слабовидящий ребёнок слушает задачу и выкладывает выражение у себя на парте из карточек с цифрами.
1) Дружно муравьи живутИ без дела не снуют.5 несут травинку,2 несут иголки. Сколько их под ёлкой? (7)2) Ну-ка, сколько всех ребятНа горе катается?Трое в саночках сидят,Двое дожидаются. (5)
3) У котёнка 6 игрушек,Две хозяйка принесла.Вы игрушечки все этиСосчитайте скорей, дети. (8)На доске:  5+2=7,  3+2=5,  6+2=8.Учитель: Проверьте выражения. Прочитайте их по-разному.(учитель или сосед по парте проверяет выражение у ребёнка с овз.)
- Эту запись ещё можно прочитать, используя  математические термины. Прочитайте (ответа нет).
- Почему не получается? (Не хватает знаний)
- Значит, какая цель урока? (Познакомиться с новыми математическими  терминами, узнать, как  по-новому прочитать числовое равенство.)
- Верно, будучи внимательными на уроке в конце – вы сможете обязательно прочесть это числовое равенство.
Изучение нового материала.
Работа с интерактивной доской.
– Сколько красных  кубиков у девочки?Дети: Три.Учитель: Сколько синих кубиков у мальчика?Дети: Два.Учитель: Сколько всего?Дети: Пять.Учитель: Как получили число 5?Дети: К 3 + 2 = 5.Учитель: Какие 2 числа мы прибавили? Дети: 3 и 2.Учитель: Они тоже имеют свои имена. Числа, которые складывали, называются слагаемыми. Назовите первое слагаемое.Дети: 3.Учитель: Назовите второе слагаемое.Дети: 2.Учитель: В результате сложения мы получили сумму. Сумма сложения равна 5. Слева тоже записана сумма. Это сумма – выражение. А справа сумма – результат. Сумма чисел 3 и 2 равна 5.
Числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения называется суммой.
(Вывешиваю таблицу)
Название чисел при сложении
Физкультминутка
(Физминутку дети с овз выполняют в сопровождении учителя.)
Чтение равенств с использованием новых терминов.
(Работа с интерактивной доской используя диск по математике.)
Упражнения  в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма».
Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7.
Отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел» проводится по заданию 1 (с. 86 учебника, часть 1).
III. Формирование навыков счёта.
Ученики выполняют с комментированием задание 2 (с. 86 учебника).
 Дети  при комментировании читают  выражения по-разному. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре». И т. д. 
Учитель: Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.)
Физкультминутка
Пропедевтика темы «Задача».
Учитель: Пока вы делали зарядку, намело большой сугроб. Что это за обозначения на нем?
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ. Это задача.
Учитель:  Что такое условие? Вопрос?
Один из учащихся читает задачу 3 (с. 87 учебника).
– О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно? (Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.)
– Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.)
– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос?(Сложение.) Почему так считаете? (Потому что книг у Васи стало больше.)
Далее ученики записывают с комментированием решение задачи: 6 + 2 = 8 (кн.).
(ребёнок с овз записывает решение задачи на индивидуальной доске с помощью учителя)
Аналогично разбирается задача 4 (с. 87 учебника).
Закрепление нового материала.(задания с диска)
Белочке  отдаём выражения, у которых сумма равна 7. Зайчику отдаем выражения, у которых слагаемое равно 2, а ёжику отдаём остальные выражения.
Выполняют задание на интерактивной доске.
(ребёнок с овз также привлекается к работе у доски)
VI. Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Как называется пропущенное число: сумма или слагаемое?
Сумма
7 + … = 9                                                
7 + 5 = …                                                
… + 2 = 9  
Слагаемое
6 + 3 = …                                              
Фронтальная проверка.
VII. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали на уроке? Назовите новые термины, которые узнали на уроке. Что обозначают эти термины?
Ⅷ.Рефлексия.
На доске дерево «знаний». Приклейте листочек .(если на уроке вы всё поняли -на макушку дерева, если не совсем понятно на середину, если совсем не поняли материал -на ствол дерева)