Мастер-класс по созданию электронного учебника.


Мастер-класс по созданию электронного учебника.
Тема «На перекрестке физики, химии, биологии» (Создание электронного учебника)
Цель: создать в электронном учебнике страницы по физике, химии, биологии на тему «На перекрестке физики, химии, биологии. Глава 2. Ученые, внесшие вклад в развитие наук», который можно использовать на уроках, а также для самостоятельного изучения. 
Задачи:
1.Изучить и провести анализ литературы по теме работы.
2. Структурировать информацию по разделам;3. Создать страницы в электронном учебнике.
Ход урока:
Учитель биологии и химии. Двадцатый век — всего лишь отрезок линии прогресса, уходящей в бесконечность. Это столетие принесло значительнейшие открытия в областях химической физики и физической химии, молекулярной биологии и биологической химии, теоретической биологии и теоретической физики.
Учитель физики. Взаимопроникновение наук будет продолжаться. На стыках дисциплин станут появляться все новые и новые направления исследований. Уже сегодня готовят специалистов-физиков, призванных управлять сложнейшей аппаратурой во время хирургических операций. Специальность «физик-хирург» — чем не иллюстрация нашего положения о всеобщей связи знаний?Учитель биологии и химии. Биологи близки к полной расшифровке генетической карты человека. Генетики готовы клонировать все и вся. В объединенном институте ядерных исследований в Дубне 19 июля 2000 года синтезировали в недрах циклотрона 116 элемент. Это открытие подтверждает гипотезу, что таблица Менделеева не заканчивается трансурановыми элементами. Физики-теоретики обсуждают свойства атома с порядковым номером 400!      Наступивший 21 век уже называют столетием биологии. Похоже, представители этой науки, как в XX веке — физики, в ближайшем будущем преподнесут собратьям по разуму множество открытий.
В одном мы уверены: лет через сто кто-нибудь составит и издаст книгу «Сто великих ученых XXI века». Вот только как будет выглядеть эта книга? Может быть, ее представит людям правнук Интернета, а может, она просто явится во сне каждому жителю Земли на следующем рубеже столетий.
  Учитель физики.    На сегодняшний день разработано множество электронных учебников на совершенно разные темы, начиная от простеньких небольших программок, заканчивая сложными и серьезными проектами, которые создавались годами.
Причина такого большого количества электронных учебников - во всеобщей компьютеризации общества. Наряду с традиционными учебными пособиями стали использоваться, так называемые, электронные учебники, удобные и для домашнего обучения, и для использования в образовательных учреждениях.
Электронные учебники существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее, а, как известно, чем интереснее представлен материал, тем интереснее его изучать. Поэтому возможности электронных учебников не ограничиваются только изложением и демонстрацией материала, они призваны заинтересовать ученика в этом, и состоит актуальность данной темы. .   А, мы сегодня решили продолжить создавать страницы в электронном учебнике по физике, химии и биологии.  
Мы разделили вас на группы и предложили найти ученых, которые внесли вклад в смежные науки. (Ответы учащихся)
1 группа Аристотель, Демокрит
lefttopДемокрит (460 – 371 г. до н.э.) –первый ввёл в науку понятие атомов, неделимых частиц материи. Атомы беспрерывно движутся в пустоте. Они неизменны, неделимы, но отличаются по форме, размерам и положению относительно друг друга. Однородные атомы притягиваются друг к другу, образуя различные предметы окружающего нас мира, в том числе и людей. Атомы огня, например, очень малы и шарообразны: они вечно движутся и, попадая в промежутки между другими атомами, приводят их в движение. Земля, воздух и вода - смесь различных атомов. При увеличении промежутков между однородными! атомами твердая материя становится жидкой, а дальнейшее разрежение превратит её в газ.
Учитель биологии и химии. Также он собирал остатки скелетов, посещая кладбища, с целью проведения опытов, т.к. другого биоматериала в те времена не было.
Учитель физики.   В  20 веке в его честь назван один из кратеров на Луне.
1524075565Аристотель (384-322 гг. до н. э.)- крупный ученый Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, создатель огромного труда "История животных". Из его 400 работ, посвященных различным отраслям знаний, 4 больших и 11 малых трактатов содержали систематические данные того времени по зоологии и ботанике. В труде "Лестница природы" Аристотелем предпринята попытка сопоставить различных животных и установить не только их различия, но и сходство. Им был сделан важный материалистический вывод, что всякое животное происходит от животного.
 Учитель биологии и химии. В труде "Лестница природы" Аристотелем предпринята попытка сопоставить различных животных и установить не только их различия, но и сходство. Им был сделан важный материалистический вывод, что всякое животное происходит от животного.
Учитель физики.   Аристотель считается одним из самых умных людей, когда либо живших на нашей планете.
2 группа М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев
1524052070 Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг.)
До 1748 г Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 1748—1757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии.
Ломоносов создал в России многие химические производства —неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрел фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия», которые были высоко оценены Российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.
Учитель биологии и химии. Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел». Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично.
Учитель физики.   Ломоносов владел в совершенстве 12-ю языками, а на 19-ти разговаривал
6286554610 Менделеев Дмитрий Иванович (1834— 1907) – великий ученый в 1869 г. совершил одно из величайших открытий в истории химии — вывел периодический закон химических элементов. В 1871 г. вышел его классический труд «Основы химии», где обобщались представления о любимой науке. Дмитрий Иванович отдавал много сил преподавательской деятельности — был профессором Петербургского университета, вёл курсы в других учебных заведениях
Учитель биологии и химии. На склоне лет он отмечал: «Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность».
Учитель физики.   Д.И.Менделеев выдвинул идею аэростата для изучения атмосферы, но из-за отсутствия денег не смог её осуществить. Только через 50 лет немцы сконструировали первый аэростат.
3 группа Дж. Дальтон 152401270
Дж. Дальтон (6 сентября 1766 — 27 июля 1844) — английский провинциальный учитель-самоучка, химик, метеоролог и естествоиспытатель. Один из самых знаменитых и уважаемых учёных своего времени. За время своей научной деятельности Дальтон сделал множество фундаментальных открытий: закон равномерного расширения газов при нагревании (1802 г.), закон кратных отношений (1803 г.), явление полимерии (на примере этилена и бутилена). Он развивал атомную теорию и составлял таблицы атомных весов, выпустив в 1808 г. «Новую систему химической философии
Учитель биологии и химии .В этом труде Дальтон подчёркивает два положения: все химические реакции — результат соединения или деления атомов, все атомы разных элементов имеют разный вес. Описанный учёным эффект цветовой слепоты получил в наши дни название «дальтонизм». Дальтону при жизни поставили памятник.
Учитель физики.   Закон Дальтона аквалангисты используют для расчета потребления воздуха при спуске на глубины морей и океанов.
4 группа Роберт Бойль
4724404445 Бойль Роберт (1627—1691), английский химик и физик. Научная деятельность Бойля посвящена обоснованию экспериментального метода в физике и химии и развитию атомистической теории. Исследования в области физики привели Бойля к открытию в 1660 г. закона изменения объёма воздуха при изменении давления (независимо от Бойля закон открыл также французский учёный Эдм Мариотт). В результате своих экспериментальных работ по количественному изучению процессов обжига металлов, горения, сухой перегонки древесины, превращения солей, кислот и щелочей Бойль ввёл в химию понятие анализа состава тел. В 1663 г. Бойль впервые применил индикаторы для определения кислот и щелочей. Значительное внимание Бойль уделял практической химии. Для развития горного дела и металлургии большое значение имели введённые Бойлем методы анализа руды мокрым путём, а также обоснованная им замена древесного угля каменным.
Учитель биологии и химии. Теоретические и экспериментальные работы Бойля оказали решающее влияние на развитие химии. Бойль наглядно показал, что химики должны решать принципиальные проблемы своей науки на основании экспериментальных данных, положив своими работами начало становлению химии как науки.
Учитель физики.   Почетный доктор физики Оксфордского Университета, Бойля неоднократно избирали Президентом Королевского общества, но он от должности отказался.
-514352901955 группа М.и П. Кюри
Мария Кюри (1867-1934) и Пьер Кюри (1859—1906)
Мария Кюри - знаменитый физик и химик - вместе со своим мужем Пьером Кюри – французским учёным-физиком положила начало новой эре в истории человечества - эре изучения и использования атомной энергии. Пьер и Мария Кюри положили начало исследованиям элементов, излучающих энергию, которая называется радиацией. Они открыли два химических элемента радий и полоний.
Учитель биологии и химии. Мария стала первым — и на сегодняшний день, единственной в мире женщиной — дважды лауреатом Нобелевской премии. В честь Пьера и Марии Кюри назван химический элемент — кюрий.
Учитель физики.   Ученые доказали, что раковые клетки под воздействием радиации разрушаются быстрее, чем здоровые.
6 группа Н.И. и С.И. Вавиловы
1524049530Н.И. Вавилов (1887—1943) - российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер. Коллекция культурных растений, собранная Вавиловым и хранящаяся в ВИРе, насчитывает более 300 тыс. образцов. Особое значение для теоретической генетики приобрёл открытый им в 1920 г. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости у близких видов, родов и даже семейств, согласно которому у родственных групп возникают сходные наследственные изменения.Учитель биологии и химии. За научно-исследовательские работы в области иммунитета, происхождения культурных растений и открытие закона гомологических рядов Вавилов получил премию имени В. И. Ленина (1926 г.).
72390186055С.И.Вавилов ( 1891-1951) советский физик, основатель научной школы физической оптики в СССР. Основным направлением в науке для С. И. Вавилова были исследования в области физической оптики, в частности явления люминесценции.
Учитель физики. Итак, вы ознакомились с учеными, которые внесли свой вклад в смежные науки естественно -научного цикла , а теперь приступаем к работе над созданием электронного учебника.
Самостоятельная работа в группах по созданию страниц электронного учебника.
Итог: просмотр страниц созданных учащимися.