Использование приёма организации сказочного пространства в процессе образования младших школьников. Методическая разработка

Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 имени А. А. Герасимова







ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СКАЗОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Методическая разработка








Макаренко Светланы Анатольевны
учителя начальных классов муниципального
образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 17
имени А. А. Герасимова
г. Рыбинска






















г. Рыбинск

Содержание

СТР
Введение..3 - 4

Глава 1. обоснование использования приема Организации
сказочного пространства в процессе образования
младших школьников
Роль и место игровой деятельности в младшем школьном возрасте..5 - 7
Педагогические условия организации сказочного пространства
в процессе образования младших школьников7 - 8

Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА
Организации «сказочного пространства»
в процессе образования младших школьников
2.1. Понятие «сказочного пространства»
и способы его организации на уроках литературы.8 - 12
2.2. Сказочное пространство как средство
постановки учебной проблемы.12 - 19
2.3. Сказочное пространство как средство
организации взаимодействия семьи и школы19 - 21
2.4. Некоторые эффекты использования приема
организации «сказочного пространства» 21 - 22


Заключение23

Литература..24


















Введение
Одно из основных направлений исследований и методических разработок в средней общеобразовательной школе на современном этапе – активизация учебного процесса, поиск таких форм и методов обучения, которые обеспечивают формирование творческой личности учащегося, способного ставить и решать новые социальные задачи. Активизация обучения – придание ему исследовательского характера, передача обучаемому инициативы в организации своего учебного познания.
Теория и практика обучения, результаты научных исследований показывают, что для формирования в школе творческой личности необходимо создавать условия для творчества учащихся. Вот почему во всех образовательных учреждениях неуклонно происходит переход от преимущественно «регламентируемых», «алгоритмизирующих», «контролирующих» форм и методов организации дидактического процесса к «развивающим», «активизирующим», «проблемным», обеспечивающим «порождение» познавательных мотивов, интереса к самостоятельной работе, условий для творчества.
Мною были изучены работы учителя начальных классов Ольги Соболевой о влиянии «двуполушарного» подхода к обучению на менталитет и самоощущение учителя, писателя Виктора Кротова, психолога Ольги Хухлаевой.
Обращаясь к их исследованиям, нам удалось выяснить, что одним из приемов, который способствует переходу к перечисленным выше формам и методам организации дидактического процесса является прием организации сказочного пространства в процессе образования младших школьников.
Главными персонажами сказочного пространства являются учитель и ученик, а весь материал организован в единое ассоциативно-логическое пространство. Пространство это обладает рядом свойств. Сказочность – лишь одно из этих свойств.
В сказочном пространстве вместе с ребенком «проживает» учитель, перемещаясь из одного измерения сказки в другое, получая образную и логическую информацию.
Очень часто в процессе «совместного проживания» возникают ситуации, когда не учитель обучает ребёнка, а наоборот. Это создаёт принципиально новую ситуацию в обучении.
«Существуя и двигаясь в знакомом пространстве, среди узнаваемых образов, ребёнок не испытывает напряжения. Ему легко. Обучение приобретает такое свойство, как естественность, потому что оно становится похожим на жизнь, пусть сказочную. Ребёнок воспринимает как норму извлечение удовольствия и радости из процесса учения. Это новое для учителя обстоятельство помогает ему самому извлекать из происходящего на уроке постоянную составляющую радости. Он всё меньше опирается на чувство ответственности: у него всё лучше получается преподавать, наслаждаясь самим процессом преподавания» - пишет Ольга Соболева.
Такой характер работы формирует у учителя новые внутренние установки – на сам урок, на ребёнка, а главное, на свою собственную роль в учебном процессе. Нам удалось выяснить, что регулярная работа со сказочным материалом как источником учебной информации способна создать именно для учителя то эмоционально-смысловое пространство, в котором происходит постепенная переоценка ценностей и нахождение новых приоритетов в обучении.
Для учителя важен результат, на который он выйдем, но значительно важнее то, как этот результат будет достигнут, как проживёт ребёнок то время, которое потребуется для его достижения. Нацеленность учителя на процесс способствует углублению контакта между взрослым и ребенком.
Работа со сказкой включает у детей непроизвольные процессы (внимание, запоминание, усвоение), исчезает категоричность как стиль общения с учеником, и что особенно важно, затушевывается функция контроля со стороны учителя.
«Если правильно «сконструировать» структуру сказочного пространства, в учебном процессе начинают работать (непроизвольно!) принцип максимального разнообразия, принцип абсолютной новизны (отсутствия повторяемости форм) и принцип непредсказуемости. Генерация урока в условиях реализации этих принципов ведет к минимизации репродуктивных форм обучения, почти полностью исключает так называемую отработку, требует постоянных импровизаций и совместного творчества ученика и учителя» - пишет Ольга Соболева.

Цель данной работы: разработать методические рекомендации и представить возможные варианты использования приема организации сказочного пространства на уроках в начальных классах.
Объектом исследования является учебный процесс.
Предмет исследования – возможности приема организации сказочного пространства на уроках в начальных классах.
Задачи:
Определение условий для эффективного использования приема организации сказочного пространства в процессе образования младших школьников.
Создание примерного варианта планирования учебных предметов с использование приема организации сказочного пространства
Включение приема построения сказочного пространства в организацию взаимодействия с семьей.
































Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СКАЗОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕОБРАЗОВАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Роль и место игровой деятельности в младшем школьном возрасте.
Одна из приоритетных задач образовательного процесса - формирование ведущей деятельности у младшего школьника.
Общая структура любой деятельности включает цель, средство, результат и сам процесс. Для того чтобы деятельность была успешной необходим мотив, конкретные действия и операции, оценка. Все эти структурные компоненты деятельности присутствуют и в учебной деятельности – ведущей для детей младшего школьного возраста. В условиях традиционной начальной школы упор делался на освоение предметных знаний – умений – навыков. Формирование деятельности, которой занимался ученик, оставалось вне поля зрения учителя, что приводило к негативным последствиям.
Таким образом, цель учителя и соответственно школы – направлять учебный процесс на развитие учебной деятельности школьника, а цель ученика – овладеть умениями учиться. Это требует специального содержания, дидактических методов и средств.
Является ли игра актуальной деятельностью для младшего школьника?
С приходом в школу для ребенка начинается вступление в новый возрастной этап и в новую ведущую деятельность – учебную. Игра помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Часто на уроках используется дидактическая игра.
Компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и др., уточняет знания об окружающем мире, учится их применять в других ситуациях, выполняет действия, которые использует школьник, например классификация, сравнение, анализ и др. Игры с правилами, дают результат, развивают самоконтроль и самооценку. Но ограничиваться ими в начальном обучении нельзя. Дидактическая игра – это активная, эмоциональная репродуктивная деятельность, построенная на применении ранее полученных знаний.
Для развития воображения – процесса, так важного для результативности обучения, особенно важна ролевая игра, так как она способствует развитию воображения, креативного мышления, коммуникативных умений.
В ролевой игре ребенок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнерами, развертывает сюжет игры и заканчивает ее тоже по своему решению.
Каждый учебный предмет должен располагать условиями для организации ролевой, театрализованной, сюжетной игры. Именно эти игры устанавливают преемственность между ведущими деятельностями смежных периодов возрастного развития и способствуют развитию учебной деятельности.
Педагогическое пространство игры безгранично. Возможности использовать игру для обучения и просвещения зависит только от энтузиазма педагога. То же самое можно сказать и о сказке. Кто назовёт учебником сказку Сельмы Лагерлёф про путешествие Нильса с дикими гусями? Правда, в России она известна в сокращенном виде, но в Швеции она вышла в двух томах, увлекательнейшим образом описывающих историю и географию страны.
Сказка одно из благоприятных условий для развития творчества. Она совершенно необходима дошкольникам и начинающим школьникам, потому что лучше сказки никто и ничто не умеет развивать фантазию ребенка и его способности действовать в воображении с предметами и событиями. Сказка – это ролевая игра в уме.
Сказка – это честная выдумка, честный вымысел. Она отражает те стороны жизни, на которые направлено её внимание, выступает в некотором отношении посредником между нашим внешним и внутренним миром, учит нас общим законам жизни. Наше дело, дело читателя или рассказчика, уметь почувствовать общие законы жизни за правилами сказочной игры.
Мир сказок может показаться большим маскарадом. Сказки дают нам возможность примерять на себя самые различные маски. Маски персонажей, наряды поступков, декорации ситуаций.
Примеривая сказочные маски, мы примериваем на себя символические изображения человеческих свойств. Мы закрепляем свои положительные свойства, одобряя внутренне героя-победителя.
В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном, живут Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм и множество других персонажей. Сказочная игра учит нас замечать их как сказочных и как внутренних персонажей, помогает нам освоиться среди них и управляться с ними.
Мы играем со своей наивностью в облике Пятачка, с житейской умудрённостью в облике Иа-Иа, с простодушной решимостью в облике Тигры, со всеми героями книги – и доброе обаяние Пуха помогает нам сдружиться с ними, с нелепостью мира, сказочного или житейского, и в конечном итоге с самими собой.
Сказка помогает нам выбирать свой идеал и держаться его – хотя бы внутренне. Без внутренней верности идеалу невозможно и внешнее служение ему.
Ребенку важно встречаться с добром и злом в чистом виде. В жизни это встречается слишком редко, и ему трудно ориентироваться среди наших бесчисленных оговорок и среди противоположных мнений об одном и том же. История Красной Шапочки и Серого Волка, столкновение Айболита с Бармалеем позволяют ему с самого начала жизни ощутить чистоту этических красок. Разбираться в их смешении он будет всю жизнь, но начинать-то надо с чётких понятий.
Сказка хороша торжеством правды над ложью, светлых сил над тёмными. Хороша счастливой развязкой, одухотворенным пониманием печали. Сказка становится игрой вокруг важных вещей, но не игрой важными вещами. Сказочный подвиг остается подвигом, даже если совершающий его герой выглядит смешно и нелепо, как гофмановский Щелкунчик. Игрушечных подвигов не бывает, как не бывает игрушечного горя.
Говоря о сказках, нельзя обойти вниманием сказочный фольклор. Народная сказка хороша тем, что она отшлифована волнами времени и рассказывания. Народная сказка – это испытанная временем игра, которая затеивается снова и снова на протяжении сотен лет, потому что помогает отлаживать человеку определенные навыки. Может быть, сходство «бродячих сюжетов» лучше объяснимо решением сходных педагогических задач, чем просто блужданием сказки по свету. Селятся ли разные зверушки в теремке или рукавичке, важно то, что проигрывается ситуация совместного уживания. Раннему возрасту человека (когда сходство между людьми больше и невелика еще индивидуализация личности) народная сказка соответствует больше.
Но человеку, становящемуся личностью, помогает в развитии тот, кто сам стал личностью. И здесь возможности народной сказки все больше уступают место возможностям сказки авторской.
Фантастика сделала сказку разнообразнее и мощнее. Она помогла ей осознать себя как источник игровых миров, каждый из которых по-своему работает на развитие внутреннего мира. Помогла в очередной раз укрепиться в том, что центральным нервом сказки, ядром ее является тот квант духовной работы, который можно назвать притчей.
« В наше время, в эпоху осуществления самых размашистых научных фантазий, которые еще так недавно казались безумными сказками, нам нужно во что бы то ни стало создать поколение вдохновенных творцов и мечтателей всюду, во всех областях – в науке, технике, агрономии, архитектуре, политике.
Трезвым, осторожным рутинерам принадлежит настоящее, а тем, кто фантазирует, - будущее»- писал К. И. Чуковский.
Каждая сказка таит в себе притчу. Притча была инструментом просвещения испокон веков – тогда, когда не было еще ни учебников, ни задачников. Наверное, и тогда, когда еще не было и письменности.
Притча составляет смысл той игры, которая затеяна в сказке. Притча определяет глубинную реальность сказки, ее участие в созидании реальности нашего духовного мира. В полноценной сказке всё слито вместе: притча, сказание, игра. Прислушайтесь к голосу притчи – и помогите прислушаться тому, кого вы берёте с собой в сказку.
Зачем тратить время на чтение вслух, если легче посадить ребёнка за видеомагнитофон с мультиками? Или за телевизор? Или за компьютер с интерактивной игрой на лазерном диске?..
Да, это легче. Легче и для нас, и для ребёнка.
Экранно-сказочный мир останется плоским, даже если он станет трёхмерным или четырёхмерным. Здесь нет места той тайне, которая возникает, когда читатель общается со сказочником, когда слушатель путешествует с рассказчиком. Здесь нет места работе по ориентированию, которая соединяет сказочный мир с внутренним миром.
Могущество сказки только в слове и в душе, на это слово отзывающейся.
В сказках отсутствуют нравоучения, назидания, события сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире, через образы сказки соприкасается с жизненным опытом многих поколений.
Победа добра обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходить в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев – все это позволяет слушателю активно воспринимать и улавливать информацию, содержащуюся в сказках.
Работа с младшими школьниками заставила меня глубже изучить психофизиологические особенности.
Внимание, запоминание слабое, особенно если учение не захватывает. Значит надо вводить в урок игры и игровые ситуации. Всегда легче запомнить то, что интересно.
Дети очень эмоциональны, впечатлительны, воля и сознательность развита слабо. У них повышенная утомляемость. Значит, их нельзя перегружать беседами, однообразными заданиями, чаще менять виды деятельности.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.
Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока.
Поэтому возникла необходимость использования приема организации сказочного пространства, где сказка используется как литературный жанр.
Когда о ком-то говорят, что он овладевает знаниями играючи, это похвала не только способностям человека. Это высочайшая оценка игровой деятельности как метода усвоения.

1.2. Педагогические условия организации сказочного пространства в процессе образования младших школьников
Организовать сказочное пространство можно при определенных условиях.
Первое условие - отбор сказочных произведений с учетом рациональности различных ситуаций, в которые могут быть включены сказочные образы.
При подборе сказочных произведений учитываются:
возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия со сказочными объектами;
имеющийся у детей литературный опыт;
тематические предпочтения детей в процессе знакомства, обсуждения и видоизменения сказок;
художественная ценность сказочных произведений;
систематизация сказочных произведений;
взаимосвязь разных видов детской деятельности на одной основе (аппликации, рисования, игр-драматизаций, конструирования, движений и т.п.).
Второе условие - осознанное усвоение знаний о специфике и структуре народной и авторской сказки.
Третье - использование возможностей в структуре урока строить сказочное пространство.

Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНия приема Организации «сказочного пространства» в процессе образования
младших школьников

2.1. Понятие «сказочного пространства» и способы его организации на уроках литературы
«Сказочное пространство» – составление сценариев «совместного проживания» образного материала, внутреннее пространство роста и становления, подчиненное закону жанра.
Основу организации сказочного пространства в процессе образования младших школьников, по моему мнению, составляет побуждение детей к творческому видоизменению сказки путем взаимодействия:
с учебными реальными объектами, с которыми дети впоследствии встретятся в сказке;
со сказочными образами;
друг с другом;
с взрослыми.
Основным условием, способствующим пониманию детьми содержания сказки, является непосредственный эмоциональный опыт общения детей со сказочными героями.
Организации сказочного пространства способствуют следующие принципы:
накопление чувственных представлений об объектах;
использование имеющегося у детей опыта путем включения его в процесс понимания содержания сказочного произведения;
создание представлений о многообразии сказочных образов;
создание условий для понимания детьми содержания сказки в процессе знакомства с ней, использование всех видов деятельности, свойственных младшим школьникам;
формирование у детей умения применять имеющийся опыт непосредственного общения со сказочными объектами в процессе создания новой сказки на основе известных сюжетов;
включение в процесс обсуждения сказки с различных позиций коллективного и индивидуального творчества, а также сотворчества взрослого и детей.

Организацию сказочного пространства можно представить в виде четырех этапов.
На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с учебными объектами посредством их включения в кратковременные наблюдения, с которыми дети затем встречаются в сказке.
На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;
на третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;
на четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.
В соответствии с вышеизложенными этапами организации сказочного пространства были определены дифференцированные задачи и нами разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.
I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.
Задачи:
развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней.
побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
II этап. Освоение содержания сказочного произведения.
Задачи:
подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, приобретенный в процессе наблюдения за учебными объектами, с которыми дети встречаются в сказке;
развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.
Читая сказку, педагог использует эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). Беседа по содержанию сказочного произведения включает в себя вопросы учебного содержания, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы учитель постоянно обращается к личному опыту детей, поощряет высказывания.

При анализе народных сказок используется схема Кудиной Г. Н. и Новлянской З. Н.

Схема анализа народных сказок.
1. Для чего сочинили? (задача жанра)
2. Картина жизни.
3. Построение картины жизни.


Схема сюжетной линии.



преддействие завязка кульминация развязка эпилог
приказ напряженное место, награда
просьба закончено действие, но наказание
проблема не знаем чем
4. Предложение.
5. Слово.
6. Звуковой рисунок.
7. Ритмический рисунок.
8. Рифма.
При анализе авторской сказки используется схема Матвеевой Е. И.


СОДЕРЖАНИЕ Случай из жизни.
Характеры и поступки персонажей.

сказка Замысел автора.
авторская Авторские приемы
(жанр сказки, речь персонажей).
ПОСТРОЕНИЕ Особенности композиции
(основные части сказки).
Использование этих схем вызвано требованиями к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу. Дети должны знать жанры произведений, схему сюжетной линии, уметь определять тему, основную мысль произведения, давать характеристику героям, находить средства художественной выразительности в тексте.
При работе над сказкой в стихах С. Маршака «Старуха дверь закрой!» детям рекомендуется сравнить ее с русской народной сказкой «Кому горшок мыть», описывающей подробную ситуацию. Задание на сравнение народного и авторского, прозаического и стихотворного произведения похожей тематики эффективно для литературного образования младших школьников.
Использование данных схем способствует развитию у детей умения излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения. Эти умения позволяют создавать собственные сказки.
III этап. Овладение средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами.
Задачи:
побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников);
воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.
Детям предлагается сочинить продолжение сказки, поставив сказочного героя в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении учебной проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. Учитель может использовать различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки.
Рассмотрим варианты заданий.
Урок литературного чтения в 3 классе. Х. К. Андерсен «Ель». Учащимся предлагается дома нарядить рождественскую елку согласно описанию в тексте (рисунок) и пересказать отрывок из сказки от лица елки.
Урок литературного чтения в 3 классе. Девочка-Птичка (адыгейская сказка).
Учитель: Над чем заставила вас задуматься эта сказка? Можно ли, прочитав эту сказку, определить, что ценит в человеке адыгейский народ? Дома предлагается придумать и записать счастливый конец для этой сказки.
Урок литературного чтения в 4 классе. Василиса Прекрасная (русская народная сказка).
На первом урока учащиеся читают только первую часть произведения.
Учитель: Какой представляется тебе чудесная куколка? «Нарисуй» ее словами, потом – карандашами или красками (дома). Расскажи прочитанную часть сказки по картинному плану. Как ты думаешь, будет ли и дальше жизнь Василисы благополучна или ей предстоят испытания? Придумайте продолжение сказки.
Урок литературного чтения в 4 классе. Д. Родари. «Эти бедные приведения».
Учитель: Какой конец сказки тебе понравился больше всего? Почему? (в тексте четыре варианта конца сказки). Не хочешь ли ты узнать, какой конец сказки больше нравится самому писателю? Прочитай. Перечитай третий конец и придумай продолжение.
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки.
Учитель привлекает детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при описании учебных объектов.
Это способствует развитию умения высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников), доброжелательному отношению к сочинениям товарищей, развитию умения внимательно выслушивать их и давать оценку.
Придуманные детьми сказки должны включаться в различные виды деятельности: игровую, изобразительную, театрализованную и др.
IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок учебного содержания.
Предыдущие этапы готовили детей к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным учебным предметам;
развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность, ценность с учебных позиций);
побуждать к творческому рассказыванию сказок учебного содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.
Используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок учебного содержания; предлагаются детям разнообразные сюжеты и интересные темы.
Урок литературного чтения в 3 классе. Е. Клюев «Сказки простого карандаша».
Учитель: Почему Карандаш постоянно грустил? Какими были отношения Карандаша с цветными карандашами? Какой поступок совершил Карандаш в последний день своей жизни? Как вы думаете, почему раньше он писал о принцессах, а в последний день написал сказку о Вечной жизни? Какова главная мысль сказки? Затем детям предлагается дома нарисовать портрет Простого Карандаша и сделать книжечку со сказкой от имени главного героя.
Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе по теме «Русские народные сказки».
Учитель: Сочини свою волшебную сказку, в которой будут обычный и волшебный миры. Герой, чтобы добиться цели, посещает волшебный мир, где встречает и помощников, и врагов. Благодаря своим достоинствам и помощи волшебных сил он благополучно возвращается в свой мир и становится счастливее, чем был раньше.
Необходимо побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным учебным предметам. Можно предложить им такие вопросы:
Как растут слова?
Падежи. Почему они имеют разные названия? С чем это связано?
Почему предлоги пишутся отдельно?
Вот он, посмотрите на него – 0. Его называют нулем или нолем и обозначают им «ничто». Так ли это?
В приложении представлены варианты детских работ.

Сказочное пространство как средство постановки учебной проблемы
При конструировании проблемного урока мы опираемся на разработки Мельниковой Е. Л., которая соотносит этапы урока с этапами научной творческой деятельности.
Если структурными этапами считать следующие четыре этапа, то организовать сказочное пространство можно на первом и третьем этапах.
1. Постановка проблемы.
2. Поиск решения.
3. Выражение решения.
4. Реализация продукта.
Рассмотрим варианты использования «сказочного пространства» на первом этапе.
Учебную проблему можно поставить следующими приемами:
побуждающий от проблемной ситуации диалог.
сообщение темы с мотивирующим приемом.
Проблемную ситуацию надо еще придумать. А если не придумывается? Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но связанный с темой урока.
Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся.
Иногда эти приемы сплетаются воедино.
Урок математики в 1 классе по теме «Числовой отрезок».
Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые паровозик будет проезжать. «Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры. Ребята, а кто из вас может выступить в роли Умного Паровоза и пронумеровать станции?
Рассмотрим следующий прием - побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Дорожные знаки».
Цели урока: Повторить ранее изученные дорожные знаки, познакомить с новыми знаками и выделить их в группы; вспомнить правила безопасного поведения на дорогах.
Учитель: Наш урок мне хочется начать со сказки:
Задумал Иван- богатырь объехать земли русские. Оседлал коня доброго, собрался в путь дорогу. Долго ли, коротко ли ехал – видит, стоит камень – указатель дорожный. Написано на том камне: прямо пойдёшь – богатство найдёшь, направо пойдёшь беду накличешь, налево пойдёшь – в будущее попадёшь.
Пошёл Илья – богатырь – налево, не успел и шага ступить, как земля под ним завертелась, закружилась. Закрыл богатырь глаза, а когда открыл – видит, земля незнакомая. Кругом железных коней много, людей на дорогах видимо невидимо, но никто ни с кем не сталкивается, никто никому не мешает. Смотрит Иван- богатырь, а понять ничего не может.
- А вы догадались, что помогает движению?
(светофор, дорожные знаки)
- Как светофор и дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов?
( Регулируют движение на дорогах)
В целях безопасности дорожные знаки необходимо знать каждому.
- Определите тему урока.
- Тема урока «Дорожные знаки»

- Рассмотрите знаки.
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются?
- Все знаки по своему предназначению делятся на группы.
Рассмотрим их признаки и назначение по учебнику на странице 14-ой (работа в группах).
1 группа будет изучать – предупреждающие знаки
2 – запрещающие
3 – предписывающие
4 – информационно-указательные
Внимательно рассмотрите план работы.
- У кого есть вопросы?
План
1.Форма знака.
2. Цвет
3. Назначение
4. Из предложенных знаков выберите знаки своей группы.
В приложении представлен конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Дорожные знаки».
Рассмотрим варианты организации сказочного пространства на третьем этапе.
Как организовать творческое воспроизведение?
В соответствии с формами выражения мысли выделяют следующие типы продуктивных заданий:
составление опорного сигнала;
создание художественного образа.
Выполняя любое из перечисленных заданий, ученик создает и реализует собственный творческий продукт.
Первый тип продуктивных заданий - составление опорного сигнала. Опора – это зрительный образ, выражающий знание в предельно абстрактном, концентрированном виде. Разновидностей опорного сигнала много: символ, схема, таблица, опорные слова.
Урок математики в 1 классе по теме «Знаки <, > и =. Сравнение чисел».
Учитель: В городке чисел жил-был петушок. Каждое утро он будил своим пением числа. Каждый житель городка непременно хотел дружить с петушком. Но петушок решил, что будет дружить только с тем числом, которое больше, сильнее. Например, идет он с числом 3, на пути ему встречается число 2 или 1, он обязательно их клюнет. Но стоит только ему встретить число, которое больше 3, он тут же перебегает к нему, а тройку клюёт. И так постоянно. Как вы думаете, ребята, с каким числом, уже изученным вами, он любит дружить? (Дети отвечают, что он любит дружить с числом 10 потому, что тогда он может обижать все остальные числа до 10). Обиделись числа на петуха и выгнали его из своего городка. Но с тех пор знаки сравнения стали очень похожи на петушиный клюв. Он направлен своим острым концом всегда на меньшее число, как будто хочет его клюнуть. (На доске записаны пары чисел, дети ставят нужный знак 3 < 6, 7 > 2, 9 > 4.)
А как вы думаете, что сделал бы петух в этом случае? (5 * 5) Он бегал бы от одного числа к другому и никак не мог решить, какое из чисел больше. Придумайте знак, который можно поставить между этими числами. Теперь, ребята, вы никогда не ошибётесь в сравнении чисел.
Второй тип продуктивных заданий - создание художественного образа.
Художественные задания даются на дом, потому что на уроке времени на их выполнение просто нет. А еще в отличие от остальных продуктивных заданий, они не являются обязательными для каждого ученика и предлагаются по выбору.
Предлагая задание на создание художественного образа, всегда полезно привести ребятам пример его выполнения.
Урок литературного чтения в 3 классе. Эстонская сказка «Каждый свое получил», латышская сказка «Два брата».
Учитель: Почему эти сказки находятся в учебнике рядом? Почему у эстонского и латышского народов появились сказки с одинаковым сюжетом и моралью?
Детям предлагается сочинить свою сказку по данному сюжету.
Два брата.
Смирнов Михаил 3Б класс.
Жили- были два брата. Один бедный, другой богатый. Шёл однажды мимо их домов нищий старик. Негде было ему ночевать, и решил он зайти в большой, красивый дом. Постучался старик в этот дом. Вышел богатый брат и говорит: «Сейчас собак с цепи спущу!» Пошёл старик дальше. Видит маленький дом. Постучался он в этот дом. Вышел бедный брат и говорит: «Заходи, старик! Чем богаты - тем и с тобой поделимся!» Остался старик у него на ночлег. Бедный брат накормил старика, уложил спать, проводил с утра до калитки. На прощанье старик и говорит: «Нечем мне тебя одарить, отблагодарю я тебя добрым словом. Что начнёшь с утра, будешь до вечера делать». Не понял этих слов бедный брат и закрыл за ним дверь. Затем пошёл в кладовку, чтобы из остатков муки пирог испечь. Замесил он тесто и месил до вечера. Много из него получилось пирогов. Пошёл бедный брат на рынок, продал пироги и заработал много денег. Решил он богатого брата в гости позвать. Пришёл брат и от зависти чуть не умер. Рассказал ему бедный брат, как всё было. Приказал богатый слугам найти старика. Слуги нашли его и привели. Богатый брат его в дом привёл, накормил, спать уложил. С утра говорит старик: « Нечем мне тебя одарить, отблагодарю я тебя добрым словом. Что начнёшь с утра, будешь до вечера делать». Полез богатый брат в погреб за мукой, да споткнулся на лестнице. Так и спотыкался он до вечера. И винить некого, сам во всём виноват.
Далее организуется оценивание ученического творческого продукта.
Этап воспроизведения знаний, не является строго-обязательным, тем не менее весьма желателен, поскольку развивает активную речь и углубляет понимание нового материала.
Вариант включения сказочного пространства в традиционный урок дает возможность о сложных явлениях, понятиях рассказать доступно.
Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами».
На уроке учитель читает сказку «Средь дремучих лесов», которая позволяет доступно объяснить детям принцип работы гидроэлектростанции.
В приложении представлен конспект урока теме «Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами».
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание парных согласных».
Учитель: Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.
В приложении представлен конспект урока по теме: «Правописание парных согласных».
Изложенные уроки достаточно традиционны по структуре. Но их содержание, средства его предоставления необычны.
Вариант включения сказочного пространства в урок зависит от специфики материала, особенностей учителя, возможностей детей.
Рассмотрим развернутый вариант включения сказочного пространства в тематическое планирование.

Окружающий мир 3 класс (тематическое планирование).


Тема урока
Этап урока
Содержание этапа


Как устроен мир (7 ч.)



2.
Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Практическая работа. Посадка кустарников вокруг школы.

3. Выражение решения.

Задание на составление опорного сигнала. Работа ведется по опорной схеме. Заполнение схемы идет постепенно.
Природа – источник.

познания
Учитель читает отрывок из сказки Б. Зубкова «Что подсказала летучая мышь», где говорится о том, что человек находит ответы на свои вопросы, изучая природу.
Учитель: Почему ветру трудно сорвать лист, свернутый трубочкой? С чем человек сравнил мост? Какой вывод можно сделать?


4.
Общество. Семья, народ, государство – часть общества. Человек – часть общества. Человечество.

3. Выражение решения.

Задание на создание художественного образа.
Учитель рассказывает детям легенду североамериканских индейцев, в которой говорится о том, как возникли негры и европейцы. Ученикам дома предлагается придумать сказку на тему « Почему люди говорят на разных языках».

6.
Воздействие человека на природу (отрицательное и положительное). Природа в опасности. Меры по охране природы.







3. Выражение решения.

Задание на создание художественного образа.
Учитель: По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. А что можете сделать для охраны природы вы, дети?
Ученикам дома предлагается придумать сказку на тему
«О чем думает Ёлочка зимой».


Эта удивительная природа
(19 ч.)



12
Круговорот воды в природе.


1 Постановка проблемы.











3. Выражение решения.

Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Учитель читает сказку «Путешествие капли-Капитошки», в которой описывается круговорот воды в природе. Сказка заканчивается словами: «Можно сказать, что вода вращается по кругу».
Как называется этот процесс в природе? Что такое круговорот воды?
Задание на составление опорного сигнала.
Ученикам на уроке предлагается нарисовать кадры диафильма «Путешествие капли-Капитошки».

13
Значение воды для живых организмов. Охрана воды от загрязнений.
Практическая работа. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра. Экономия воды в быту.
3. Выражение решения.
Задание на создание художественного образа.
Учитель: Бурное развитие промышленности в начале ХХ века привело к значительному загрязнению водоемов. А какая нам нужна вода?
Ученикам дома предлагается псочинить сказку на тему
«Жила была речка», в которой рассказывается о том, к чему может привести загрязнение водоемов.

24
Роль животных в природе и в жизни человека. Охрана животных. Животные из Красной книги.
1. Постановка проблемы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Учитель читает сказку «Жалобы животных», в которой говорится о роли животных в природе и жизни человека, о том, как уничтожаются некоторые виды животных. Ученики определяют, кто написал эти жалобы.
Учитель: Какова роль животных в природе и в жизни человека?

26
Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.
Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа».

1. Постановка проблемы.

Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Учитель читает отрывок из сказки «Король Лев», который заканчивается словами: «Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!».
Учитель: Что такое круговорот жизни?


Мы и наше здоровье (8ч.)



30
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц.
3. Выражение решения.

Задание на художественный образ.
Учитель: Какое значение для человека имеют мышцы? Что может произойти с вами, если вы не будете развивать свои мышцы?
Ученикам предлагается дома сочинить сказку на теме
«Молодой старичок».


31
Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины.
Практическая работа. Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по этикеткам).

1. Постановка проблемы.








3. Выражение решения.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Учитель читает сказку «Приятного аппетита!» Иржины Стрменьовой, в которой говорится о том, как питалась принцесса.
Учитель: Почему заболела принцесса?

Задание на опорный сигнал.
Ученикам дома предлагается разработать меню для принцессы.


Наша безопасность (9 ч.)






37
Дорожные знаки, их роль в безопасном движении. Основные группы знаков (предупреждение, запрещение, предписывающие, информационно-указывающие, знаки сервиса).

1. Постановка проблемы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Учитель рассказывает сказку, в которой говорится о том, как
задумал Иван- богатырь объехать земли русские и оказался в настоящем времени.
Учитель: Кругом железных коней много, людей на дорогах видимо невидимо, но никто ни с кем не сталкивается, никто никому не мешает. Смотрит Иван- богатырь, а понять ничего не может. А вы догадались, что помогает движению?
(светофор, дорожные знаки)
Как светофор и дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов?

38
Экскурсия. Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

3. Выражение решения.

Задание на художественный образ.
Учитель: Каждый водитель и пешеход видит уже издалека яркий дорожный знак. Но яркие цвета дорожных знаков – приманка для нарушителей.
Ученикам предлагается сичинить сказку на тему «О чем мне рассказал дорожный знак».


Чему учит экономика (12 ч.)



44
Для чего нужна экономика. Что такое товары и услуги.
1. Постановка проблемы.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Учитель читает сказку «Потребление», в которой Лошадь и Корова рассуждают о смысле жизни и правах домашних животных.
Учитель: Что нужно для жизни животным? Что нужно для жизни людям? Что такое потребности? Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей?
Что такое экономика?

52
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.


1. Постановка учебной проблемы.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Учитель читает сказку «О том, как Муха и ее семья считали денежки». В сказке используются понятия: доходы, расходы, баланс, накопления, экономия.
- Что такое семейный бюджет?

68
Проверочная работа по курсу.



Такое тематическое планирование может быть составлено по другим предметам.

2.3. «Сказочное пространство» как средство организации взаимодействия семьи и школы
В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Однако некоторое обновление все-таки необходимо, и оно выражается прежде всего в расширении тем. Необходимо уходить от констатации фактов, связанных с учебой и поведением детей, с результатами их успеваемости.
Родители высказывают пожелания больше знать о взаимоотношениях с детьми, о том, как они, родители, могут помочь детям в адаптации к новым условиям обучения, личностном самоопределении. В связи с этим мы решили выпускать «Родительскую газету», главной задачей которой является просвещение родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка.
Проблема, с которой сталкиваются и учителя, и родители, - это дефицит «живого общения».
Цивилизация неутомимо производит новые и новые соблазны. Зачем тратить время на чтение вслух, если легче посадить ребёнка за видеомагнитофон с мультиками? Или за телевизор? Или за компьютер с интерактивной игрой на лазерном диске?..
Этой проблеме был посвящен выпуск «Дети и телевизор: лучше меньше, но лучше?», в котором рассматриваются плюсы и минусы телевизионных передач, даются практические советы, говорится о роли сказки в воспитании детей.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос уверенным в себе, в своих силах и возможностях. Ведь уверенность – это основа успешного обучения, профессионального развития, радостного отношения к жизни.
Однако многие дети, даже у внимательных и заботливых родителей, живут с глубоким чувством неуверенности, которая проявляется по-разному. Неуверенность может надевать маску стеснительности, когда ребенку трудно подружиться, найти свое место в классе. Он может бояться некоторых взрослых, сильно волноваться перед контрольными работами, переживать из-за ошибок.
Этой проблеме был посвящен выпуск «Неуверенность в себе». Причины неуверенности раскрываются через сказку К. Ступницкой «Маленькая волна». Сказка заставляет задуматься над тем, что нередко родители от огромной любви к своему ребенку, желая оградить его от опасностей внешнего мира, дать ему как можно больше всего- всего, лишают ребенка самостоятельных действий, решений, ошибок, то есть опыта самостоятельного преодоления трудностей.
В газете предлагаются практические советы, в которых описывается, как помочь ребенку стать уверенным.
Материал родительских газет может быть использован при индивидуальной работе с родителями. Мы считаем, что иногда некорректно давать родителям советы, направленные на разрешение проблемы, а лучше предоставить материал для размышления через «Родительскую газету».
В приложении представлены выпуски на тему «Неуверенность в себе», «Дети и телевизор: лучше меньше, но лучше?».
Рассмотрим активные формы групповой работы с родителями.
Главная их задача – не столько информирование родителей, сколько побуждение к размышлению о закономерностях развития ребенка, к поиску других, непривычных способов воздействия.
Родительское собрание по теме «Позитивная переориентация поведения детей».
Перед родительским собранием родителям выдается объявление.
Объявление.
Представим себе семью, в которой царит взаимопонимание, где каждый прислушивается друг к другу. А если случаются конфликты, то разрешаются они без обид и каждый получает в них то, что хочет.
Уважаемые родители!
Если вам близок образ такой семьи, и вы остро переживаете ситуации, когда ребенок капризничает и не слушается, а вам жалко наказывать его, и в то же время вы сомневаетесь в выборе правильных форм реагирования на те или иные поступки ребенка, мы приглашаем вас на родительское собрание по теме: «Позитивная переориентация поведения детей», которое состоится
Собрание проводится в форме лекции – диалога, то есть сообщения определенного предметного содержания и задавания по ходу его изложения вопросов с целью организации дискуссии среди родителей.
Учитель: Представим себе, что ваш ребенок вас не слушается. Например, не хочет вставать, хотя давно пора собираться в школу, или совершает какой – то поступок, который кажется вам недопустимым, например, начинает громко кричать при гостях. Может быть, он совершает что-либо другое – то, что мы называем плохим поведением. Как мы обычно поступаем? Наверное, сначала делаем замечание. Расскажите в какой форме? А, потом, наверное, наказываем. Как мы это делаем?
Эффективно ли наше воздействие?
Но если наказание неэффективно, тогда как следует реагировать на так называемое «плохое» поведение ребенка?
Основная идея - необходимо воспринять плохое поведение как информацию, как послание, которое отправляет нам ребенок. «Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением?» - вот первая реакция эффективного родителя на любой негативный поступок ребенка.
Обычно послания детей можно отнести к одной из четырех групп.
1. Привлечение внимания.
В этом случае ребенок считает, что если взрослые заняты им – значит, они его любят. Но позитивное внимание ему получать слишком трудно. Поэтому привычным становится привлечение внимания через негативные поступки. Получается, что суть послания, которое содержится в «плохом» поведении, - «заметьте меня, покажите, что любите».
Как обычно реагируют родители на такое привлечение внимания? Замечаниями, собственными сильными эмоциональными реакциями, на самом деле закрепляющими плохое поведение ребенка.
Давайте послушаем сказку, которая рисует перспективы развития ребенка – привлекателя внимания.
Учитель читает «Сказку про мячик, который забыл, что он волшебный».
О чем предупреждает нас сказка? (Длительное игнорирование дает не намного лучший результат, поскольку ребенок может начать вести себя еще хуже.)
Главная задача для родителя – дать почувствовать ребенку, что его любят (погладить его по спине или голове, улыбнуться).
Затем рассматриваются следующие три группы посланий.
2. Борьба за власть, или Кто у нас главный?
3. Месть, или Я хочу тебя наказать
4. Слабость, или Я буду контролировать тебя собственной слабостью.
Итак, если мы уже «прочитали» послание ребенка, которое содержится в его плохом поведении, можно начинать действовать. Как? По одному из вариантов, которые мы с вами обсудили.
В приложение представлен подробный сценарий родительского собрания по теме «Позитивная переориентация поведения детей».
«Сказочное пространство» как средство организации взаимодействия семьи и школы
побуждает родителей к размышлению о закономерностях развития ребенка, к поиску других, непривычных способов воздействия.

2.4. Некоторые эффекты использования приема организации «сказочного пространства»
Очень сложно отследить результативность использования приема организации «сказочного пространства».
Критериями отслеживания можно считать следующее:
Позитивная школьная мотивация.
Познавательная активность.
По этим критериям психологом школы было проведено анкетирование детей во втором и третьем классах. Результат, представленный в таблице, показывает не только позитивную динамику, но и стабильный общий показатель.


2 класс
(25 человек)
3 класс
(25 человек)

Высокая школьная мотивация, учебная активность.


8

10

Нормальная школьная мотивация.


8

10

Низкая школьная мотивация.


4

1

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной.


4

4

Негативное отношение к школе.

1

-


В школе разработаны карты личных достижений учащихся. В картах представлен материал, отражающий рейтинг учащихся в параллели, рейтинг учащихся класса, личные достижения учащихся.
Средний балл по параллели – 6,3
Средний балл в моем классе -6,4
Рассмотрим карту личных достижений Липунова Михаила. Средний балл по успеваемости за год – 3,8, а участие в городских спортивных, интеллектуальных, творческих конкурсах позволяет повысить рейтинг до 6,8.











































Заключение
Представленная методическая разработка является обобщением опыта работы по теме «Использование приема организации сказочного пространства в процессе образования младших школьников».
В работе определены условия эффективного использования приема организации сказочного пространства в процессе образования младших школьников:
1. Отбор сказочных произведений с учетом рациональности различных ситуаций, в которые могут быть включены сказочные образы.
2. Осознанное усвоение знаний о специфике и структуре народной и авторской сказки.
3. Использование возможностей в структуре урока строить сказочное пространство.
Создан примерный вариант планирования учебного предмета с использованием приема организации сказочного пространства.
В методической разработке описан вариант включения приема построения сказочного пространства в организацию взаимодействия с семьей, который побуждает родителей к размышлению о закономерностях развития ребенка, к поиску других, непривычных способов воздействия, способствует просвещению родителей, повышению их компетентности и активности в формировании личности ребенка.
Использование приема организации сказочного пространства в процессе образования младших школьников предполагает развитие самостоятельности мышления, умение перерабатывать информацию (анализ, синтез, обобщение), прогнозировать, принимать нестандартные решения.
Использование приема организации сказочного пространства в процессе образования является личностно – ориентированным, т.к., при организации деятельности учащихся необходимо учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности и возможности учащихся.
Практика показала, что использование приема организации сказочного пространства в процессе образования младших школьников способствует развитию познавательной активности учащихся.






















Литература

Аникин В. Н. Русская народная сказка. Пособие для учителей. – М., «Просвещение», 1977.
Алексеева Н. А. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
Безымянная О.О. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001.
Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
Виноградова Н. В. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХ I века». – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Гринин Л. Е., Перепелкина А. В. Система открытых мероприятий в школе: классные часы, внеклассные мероприятия, открытые уроки. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кротов В. В. Сказка и притча. Мир сказки как педагогическое пространство. Методическая газета для педагогов – психологов «Школьный психолог». 2006. №19.2.
Лаврентьева Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» 2004 №4.
Левин В. А. Уроки для родителей. – М.: ООО «Издательство АТС»; Харьков: «Фолио», 2001.
Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
Матвеева Е. И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся
(1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Павинская Е. Е. Легкие уроки. Методическая газета для педагогов – психологов «Школьный психолог». 2006 № 19.
Сергеева В. П. классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Соболева О. О. Сказки всё это. Методическая газета для педагогов – психологов «Школьный психолог». 2006. №17.
Сергеева Л. В. Сказка «Знаки <, > и = » Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 1997. № 7.
Чуковский К. И. Сочинение в двух томах Том 1.-М.: Издательство «Правда»,1990, с 85.












13PAGE 15


13PAGE 142415
















Заголовок 215