СТАТЬЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Чтение – это базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако в мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения, сокращение времени, уделяемого чтению и, как итог, ухудшение навыков чтения. Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала глубокий резонанс и реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения», реализуемая с 2007 до 2020 года.
В соответствии с ФГОС НОО 2 поколения важное значение имеет развитие таких личностных качеств у обучающегося как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать. Читательская компетентность определяется: владением техникой чтения, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Для эффективного и рационального способов обучения чтению используются литературоведческие (различные виды пересказов текста, чтение с пометами, подбор синонимов с целью оправдания авторского выбора) и творческие (сочинение загадок, сказок, рассказов, стихов по аналогии, составление диафильма, создание книжек-малышек, словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, драматизация, подготовка к выразительному чтению, составление рассказа о герое) приемы работы. Но читательская компетентность формируется не только на уроках литературного чтения, большую роль играет система внеурочной работы по данному направлению. Она должна быть направлена на организацию активной читательской деятельности младших школьников, формирование положительного эмоционально-окрашенного отношения к чтению; развитие читательских и речевых умений, стимулирование творчества детей. В основе подготовки и проведения такой работы должны быть взаимный интерес педагога и учащихся.
Так как детям близки и интересны такие работы, которые приближены к их жизни, без которых современный ребёнок не может накапливать новый речевой опыт и развиваться творчески. В 1 классе на каждом уроке чтения детям можно выделять по 5 минут на книжную минутку, на которой бы они могут поделиться знаниями о прочитанных книгах. Это способствует формированию информационной культуры, повышению познавательной активности учащихся, развитию коммуникативных навыков. Во 2 классе книжная минутка приобретает форму рекламы с созданием маленькой обменной библиотеки класса. Т.е. детям нужно заинтересовать одноклассников своей книгой, чтобы им захотелось ее прочитать. Чтобы данная форма работы не проходила стихийно, в начале месяца объявляется тема рекламируемых книг. Для проверки понимания прочитанного рекламодатели совместно с учителем разрабатывают систему вопросов, которые задают по возвращении книги. В 3 и 4 классах в основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк по заданным словам, отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий произведений по серии вопросов, воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
Так как на основании положения «Национальной образовательной программы» «…библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение доступности информации» [1, с. 23]: школам необходимо тесно сотрудничать с детскими библиотеками, активно разрабатывать и реализовывать совместные мероприятия различной направленности. Регулярно проводить литературные праздники, игры, викторины, посвященные творчеству детских писателей и т.д.
Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия родителей. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Воспитать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: “Роль чтения в жизни ребенка”, “Правильное чтение – залог успешного обучения учащегося”, праздник “Папа, мама, я – читающая семья”, и информационные уголки, где помещена “Памятка для родителей по воспитанию интереса к книге”.
Формирование читательской деятельности не заканчивается в начальной школе. Оно продолжается и в среднем, и в старшем звене. Но то, что заложено в младшем школьном возрасте является основой для дальнейшей успешной учебной деятельности детей.
Литература
Национальная программа поддержки и развития чтения //  Школьная библиотека. 2006. - N 9-10. С. 23