Использование игровых технологий на уроках русского языка и чтения в классах КРО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

ул. Молодежная, д. 9, с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365

тел./факс (34940) 2 34 09, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









Использование игровых технологий на уроках русского языка и чтения в классах КРО

Выступление опыта работы



























Низамова Л.И.,
учитель русского языка и литературы.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Сущность игровой технологии
«Учебная (дидактическая) игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности».
В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:
мотивационный;
ориентационно-целевой;
содержательно-операционный;
ценностно-волевой;
оценочный.
Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.
Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся.
Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности.
При выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную систему ориентиров (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Ориентировочная основа действий (ООД) может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы, которые, как показывает учительский опыт, легко усваиваются и используются в работе. Пример: в играх-путешествиях алгоритм действий для капитана, штурмана и др.
Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.
Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.
Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры.
Выделенные компоненты игровой технологии включают ряд структурных элементов.
Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры
Компонент игровой технологии
Структурные элементы игры

Мотивационный
Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой
Задачи игры

Содержательно-операционный
Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой
Игровое состояние

Оценочный
Результат игры

Обычно в простых играх (кроссворды, лото) все структурные элементы игры очень тесно связаны между собой, и их трудно отделить друг от друга.
Начало любой игры – это прежде всего эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша фольклорная экспедиция оказалась в Архангельской области».
Установочный элемент игры позволяет ввести ребят в игровую ситуацию. Нередко учителю стоит произнести «Представьте, что», как они начинают входить в игру. Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.
Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников. Игровая задача заинтересовывает школьников (Реши кроссворд, найди ошибку), но если игровой задачи нет, то игра превращается в обычное задание или упражнение.
Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия.
Какие игровые правила следует выработать в процессе подготовки к игре? Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации: ты – «филолог», ты – «учитель», ты – «поэт». Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Действия «специалиста» должны усложняться по мере изучения тем и разделов курса русского языка.
Наряду с правилами действия в воображаемой ситуации необходимо разработать правила
межличностных отношений. Без введения этих правил игра будет неуправляемой, а учебные цели
не удастся реализовать. Правила взаимоотношений играющих друг с другом выполняют
воспитательную роль, направляют игру по заданному руслу. Примеры правил: закончил свою
работу – помоги товарищу; будь доброжелательным; внимательно выслушивай мнение
товарища и т.д. В играх-состязаниях для регулирования поведения часто вводятся штрафные очки.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.
Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом) и отсроченным (создал свой вариант игры спустя какое-то время).
Различают результат для учителя (игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения) и результат для учеников (игра пробудила интерес к проблеме, принесла моральное удовлетворение).
Важна коллективная оценка игры, которая стимулирует учащихся. При этом можно вносить коррективы в игру, отметить положительные моменты, подчеркнуть успехи слабых учеников, закончить игру на эмоциональном подъеме.
Значение игровой технологии состоит в том, что она создает особый тип взаимоотношений между учителем и учеником – партнерские.
Суть педагогики сотрудничества
Самая ближняя цель учения успех, сегодняшний успех, поддержка внутреннего достоинства. Учение может стать для ребенка ценным как работа, как образ жизни, как сегодняшнее его дело.
Суть педагогики сотрудничества: это такая педагогика, которая дает даже слабым ученикам возможность чего-то достичь и пережить свое достижение как успех. Педагогика сотрудничества дает ребенку сегодняшнее, а не завтрашнее чувство равенства и собственного достоинства вот самый сильный из мотивов учений, возможных в нынешних трудных обстоятельствах.
Какова же роль игр на уроках?
Я считаю, что творческим направлением деятельности учителя в классах 8 вида является широкое использование на уроке отдельных игр и игровых форм организации учебной деятельности. Кроме позитивного влияния игры на развитие ребенка с отклонениями в физическом и психическом развитии, подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей предпосылкой отказа от авторитарных методов обучения.
В связи с особенностями развития, дети классов КРО нуждаются в специальной организационной работе, целью которой является помочь им в овладении произвольным вниманием в силу их индивидуальных возможностей. Под специально организованной работой предполагаются развивающие игры.
Каковы цели использования дидактических игр на уроках:
Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности;
Вырабатывать привычку мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу;
Чему способствует использование на уроках дидактических игр?
Созданию у учащихся эмоционального настроя;
Вызывает положительное отношение к выполняемой работе;
Улучшает общую работоспособность;
Дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Цели дидактических игр:
Обучающая, которую преследует взрослый (учитель);
Игровая, ради которой действует ребенок (ученик).
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение
программного материала.
Что такое игра?
Игра – организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть?
Желание решить эту задачу обостряет мыслительную деятельность играющих.
Для ребенка игра – это прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она по силам даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь имеют порой более важное значение, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания – всё это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
Игра в слова
«Загадка – это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях».
Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогри'фы, омо'графы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».
Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель», «мышь+як» и т.д.
Три части слова находи подряд:
Когда ликуешь, говоришь «я рад»,
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово «ус».
Бывает он у старика, есть у кота,
Его ты обнаружишь у кита.
А целое должно на ум прийти,
Когда окружность циркулем
Захочешь провести.
(радиус)
Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное от перестановки слогов и букв (например: липа – пила, актер – терка), а также при чтении справа налево (например: колесо – оселок, кот – ток), в результате чего составляется другое слово.
Они в конструкциях встречаются
Мостов и каменных ворот.
В продукт питанья превращаются
При чтении наоборот. (арки – икра)
Голова моя высоко
Поднялася над землей.
Если буквы переставишь,
Я для зверя – дом родной.
(крона – норка)
Метаграмма – это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа, заменив п на с, получаем другое слово – лиса, сазан – фазан, цапля – капля, карта – парта и т.п.).
С буквой «З» – оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» – гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
(золото – болото)
С «Г» – ее на винт накрутят,
С «Л» – конечно, лает,
С «М» – одежда, но не греет,
С «З» – от волка убегает.
(гайка – лайка – майка – зайка)
Логогри'ф – загадка, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новое слово путем прибавления или убавления одной буквы или слога, например: пест – перст, мир – мираж, Вера – Венера.
Его откроешь – и вода
Из него польется.
Добавишь «Э» – и тогда
В кинотеатре он найдется.
(кран – экран)
Несет с трудом меня старик.
Но если «Ю» прибавишь – вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(ноша – юноша)
Омо'граф – слово, совпадающее с другим по написанию, но разное по значению. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: проволо'чка – про'волочка, и'рис – ири'с.
Взгляни на это слово:
В нем всего два слога.
Ударный слог последний –
Инструмент волшебный
В церкви стоит,
Музыка летит
Под самый потолок.
Ударный первый слог –
Это почка, селезенка,
Сердце, легкое, печенка.
(орга'н – о'рган)
Мы для пильщика – подставка,
Мы для кучера – сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье, –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.
(ко'злы – козлы')
Деловая игра «Корректор»
Такую игру можно провести, например, после изучения темы «Местоимение» в 6-м классе. Рассмотрим некоторые задания.
Учащимся объясняется значение слова корректор и предлагается «поработать» корректором классной газеты.
Задание 1. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта И.Босева) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила девочка.
Жалоба
Дядя прашу тебя, памаги
Твоей племяннице оле,
А то не будет ее ноги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже не смок прачитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.
1. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.
2. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.
3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.
Задание 2. Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов: ф_ст_валь, пара_ели, д_фицит, д_тектив, р_клама, ко_ерческий.
Задание 3. Орфографическая дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой (в парах).
В наше время сплошной телефонизации отходит в прошлое жанр письма.
Письмо – это полузабытое искусство, очень интересная форма творческой работы. На литературном материале я практикую письма – обращения к какому-нибудь персонажу, письма - признания таланта какого-то человека, воображаемые письма одного героя другому.
Активизация мышления на уроках русского языка
Современная психология определяет мышление как психологический процесс отражения действительности, высшую форму активности человека. Выполняя мыслительные операции, анализ и синтез, сравнение и обобщение, человек познает окружающий мир, устанавливает связи между предметами и явлениями.
Активизировать мышление учащегося – это значит сформировать полноценный процесс мышления, когда каждый акт мыслительной деятельности обеспечивает рост определенных знаний и умений, ведет к возникновению новых образов, стимулирует нестандартный подход к возникающим проблемам.
К сожалению, для большей части учащихся классов КРО учение является бременем, наказанием.
Как вызвать у них желание познавать, какими способами активизировать их мышление на уроках русского языка?

«Разберись в корнях: однокоренные ли они?» (игра используется при изучении темы «Состав слова»)
Слонялся долго в джунглях слон,
Ломая зарослей заслон.
Бедняжка утомился
И к пальме прислонился.
Какие слова похожи в произношении?
(Слон, заслон, прислонился, слонялся)
Можно ли их назвать однокоренными? Давайте в этом разберемся, объяснив каждое слово.
(Слон- это животное. Слоняться – бродить без дела.
Заслон – перегородка. Прислониться – опереться, прижаться.)
Дети делают вывод: все эти слова совершенно разные по смыслу, то есть они не родственные; значит, их нельзя назвать однокоренными.
- Это корни-омонимы.

Тест «Сила ума»
(демонстрирует вашу способность запоминать, концентрировать внимание, быстроту мышления) Перед вами 4 колонки из 10 нарицательных имен существительных, стоящих в единственном числе и именительном падеже. Прочерки обозначают пропущенные буквы.
Итоги.
Игра при словарно-орфографической работе
Сегодня мы познакомимся со словом, которое зашифровано с помощью чисел
3 1 5 13 4 7 10 9 8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
а г к о р у ф ь л е п с т
Какое слово здесь зашифровано?

Игра «Четвёртый лишний» В каждом ряду слов узнай лишнее существительное по одному из грамматических признаков.
1. Столяр, садовник, грузовик, крановщик;
подушка, подружка, кружка, ватрушка.
2. Кузнец, кузнечик, Кузнецов, кузница.
Россия, Франция, Индия, страна.
3. Лиса, лисица, лисонька, лисёнок;
подоконник, окно, окошко, оконце.
4. Ножницы, пяльцы, нитки, иголка.
напильник, клещи, молоток, рубанок.
5. Под крыльцом, у крыльца, за крыльцом, над крыльцом;
о душе, на душе, в душе, по душе.

Развитие критического мышления.
Синквейны на тему «Отец и сын» (По рассказу Р.П.Погодина «Время говорит - пора»)
Володя.
Одинокий, маленький, беззащитный.
Учится, старается, голодает.
Очень хочет стать Человеком.
Рабочий. Яр Катя.
Отец.
Бездумный, пьяный, безответственный.
Работает, пьет, спит.
Потеряет сына.
Мертвец. Марьик Паша.



К слову учить в словаре русских синонимов приводится 80 синонимов.
Бить, брать на буксир, вдалбливать, вколачивать, внушать, водить, воспитывать, вправлять мозги, вразумлять, втемяшивать, втолковывать, выводить из заблуждения, выдерживать, выезжать, вытверживать, выучивать, вычитывать, гвоздить (в голову), готовить, давать совет, делать (внушение), долбить, дрессировать, жучить, заниматься, запоминать, заучивать, знакомить, зубрить, изучать, карать, (компостировать, промывать) мозги, манежить, муштровать, надоумливать, наказывать, (направлять, наставлять) (на (путь истины, ум)), натаскивать, научать, нравоучать, образовывать, образумливать, обучать, овладевать, осваивать, открывать глаза, перелопачивать, подавать совет, подготавливать, подготовлять, подковывать, поднатаскивать, подтягивать, подучивать, показывать, постигать, поучать, поучивать, преподавать, приготовлять, приучать, прорабатывать, просвещать, проучивать, проходить, разучивать, советовать, твердить, умудрять, усваивать, учить уму-разуму, читать (мораль, наставления, нотации, нравоучения, поучения, урок), школить, штудировать.

Человек должен учиться потому, что он человек. В.А. Сухомлинский.
Итак, если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения - тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование - лицо разума. Унсур Аль-маали (Кей Кабус)















13PAGE 15


13PAGE 14215




15