Разработка модели ученического самоуправления


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1»
Модель
ученического самоуправления
МБОУ «Ивнянская средняя общеобразовательная школа № 1»
Ивня 2014г.
«Школа составляет громадную силу,
определяющую быт и судьбу народов и государства,
смотря по основным предметам и по принципам,
вложенным в систему школьного образования».
Дмитрия Ивановича Менделеев
Пояснительная записка
Все мы в повседневной жизни пользуемся термином «самоуправление». Более того, многие из нас активно в нем участвуют, являясь, например, членом какого-либо комитета и комиссии местного самоуправления, другие о нем только слышали.
В социальной сфере современной России происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений человека и общества, включая местное самоуправление. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими обширных знаний и профессиональных компетенций, силы воли и конкурентоспособности всех людей, включая даже школьников, которым приходится бороться за призовые места на олимпиадах, дающих право на поступление в вуз. С другой стороны, они открывают всем широкие возможности для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем, а также для самостоятельного решения проблем местного сообщества.
Все эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности современной школы, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами, без участия самих школьников. Необходимы серьезные изменения не только в содержании образования, но и в самой структуре отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива, между педагогами и родителями, между школой и ее социальными партнерами. Именно социальное партнерство должно стать основой сотрудничества всех, кто в той или иной мере имеет отношение к воспитанию детей. Нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащейся молодежью, использование современных источников ее информирования, способов коммуникации, включение школьников в ученическое самоуправление, наделенное реальными полномочиями.
Цель этой деятельности - создание условий для формирования самостоятельной и жизнеспособной личности, для развития у молодежи чувства ответственности за судьбу Родины, готовности к выполнению гражданского долга через разнообразные виды деятельности в малых группах, коллективах, социальных общностях.
Коллектив школьников образовательной организации должен приобщаться и получать навыки и компетенции в анализе возникающих в коллективе проблем, вопросов. Школьники должны получать навыки в постановке задач, направленных на решение своих социально значимых потребностей, находить пути решения и реализовывать поставленные задачи, а также анализировать результаты своей деятельности.
Сегодня многие выпускники входят во взрослую жизнь, не пройдя «школу самоуправления», поэтому вынуждены восполнять данный пробел опытным путем. Но этот опыт многим из них и всему обществу очень дорого обходится.
Значимость самоуправления возросла настолько, что дальнейшее игнорирование работы в этом направлении просто недопустимо. При этом речь не идет о вытеснении ученическим самоуправлением других видов педагогической деятельности. Оно органично сочетается и с учебой, и воспитанием, и дополнительными занятиями по интересам и т.д.
Восстановление значимости ученического самоуправления, определения его прав проходит непросто. К сожалению, многие педагоги превратились в преподавателей-предметников, забыв о воспитательной функции школы, которая в условиях модернизации российской государственности, экономики, духовности приобретает особое значение.
Важный аспект - «Формирование положительной «Я» — позиции». Суть самоуправления заключается в том, что это эффективный способ формирования и укрепления положительной «Я» — позиции. Каждый подросток имеет возможность укрепиться в позитивном отношении к своему «Я», то есть осознать свои сильные стороны и получить одобрение окружающих.
Прежде всего, это происходит через уважительное отношение к мнению каждого члена малой группы. Любой из ребят может высказаться по любому вопросу. И что самое важное, он будет услышан, его мнение будет учтено. Кроме того, каждый школьник может найти способ утверждения своего «Я» в реальном деле, проверив себя в одном из социальных проектов, взяв на себя долю ответственности за общее большое и интересное дело.
Второй аспект можно назвать «Познание себя через дело», который «ориентирует каждого школьника на постоянное самообразование, саморазвитие, самосовершенствование, прежде всего, с помощью конкретного дела, социального проекта или какой-то другой практической деятельности». Это не означает, что ребятам не нужны теоретические знания. Разумеется, в основе любого планируемого дела должны лежать определенные знания. Только осваивая какую-либо науку, школьник должен постоянно помнить о том, что все, что он узнает, может быть использовано на благо окружающих людей.
Другая сторона этого психологического аспекта — возможность максимально адекватного познания себя именно в процессе реализации конкретного плана, намеченного советом обучающихся. Все виды деятельности, связанные с планированием, организацией и реализацией конкретного дела, дают прекрасную возможность попробовать себя, понять свои возможности, «открыть» способности и т.д. Выполнение конкретных действий, исполнение различных социальных ролей, чувство ответственности, которое является лучшим стимулом саморазвития — все это помогает школьнику осознать себя, внести определенные коррективы в программу самовоспитания.
Положение
об ученическом самоуправлении в МКОУ «СОШ № 10».
1. Общие положения
Деятельность ученического самоуправления осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о защите прав ребёнка, Положением об образовательном учреждении, соответствующими локальными актами учреждения и настоящим Положением.
2. Идея
Школьник должен являться реальным действующим лицом в построении гражданского общества.
3. Цель ученического самоуправления
Создание стиля и тона дружеских отношений подлинного сотрудничества и сотворчества.
Отработка средств педагогического взаимодействия, влияющего на развитие социально ценных интересов и потребностей детей и подростков.
Расширение их лидерского и гуманитарного опыта.
4. Эти цели решаются через реализацию следующего ряда задач
Предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.
Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива,
обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание.
Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество.
Воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты.
Формировать умение самостоятельно найти дело полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
5. Основные принципы самоуправления
Принцип чередование творческих поручений. Поручения регулярно меняются, а ребята на основе демократических выборов переходят из руководящего состава в рядовой и наоборот, тем самым у них появляется опыт работы по определённым направлениям.
Принцип опора на микроколлективы, создаваемые как по возрастным особенностям (клубы), так и по интересам.
Принцип вариативности. Право на выбор добровольного участия в деятельности, общешкольных мероприятиях.
Принцип либеральности. Право учащихся развивать свои способности в согласии с природой, а не вопреки ей.
Принцип успешности. Право на самоорганизацию и самопознание, самоопределение и самореализацию.
Принцип сотрудничества. Право ребёнка выступать в качестве субъекта целеполагания, то есть решать проблему «с двух сторон» - и взрослыми, и детьми.
Принцип комфортности. Право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях.
Принцип коммуникативности. Право расширять круг делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми.
Принцип рекреативности. Право ребёнка на отдых, игру и развлечения.
Принцип непрерывности. Право на непрерывный творческий рост.
6. Функции самоуправления
Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, педагогов и родителей; объединение школьных клубов, служб).
Адаптационная (адаптация к социальным условиям).
Защиты прав и свобод каждого.
Коммуникативная
Регулятивная
Воспитательная.
7. Основные законы коллектива
Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об интересах, нуждах, потребностях!
Закон милосердия: Тебе хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!
Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали — уважай человеческие достоинства других!
Закон свободы: Каждый человек, хочет быть свободным, отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека!
Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!
Закон человека: Нельзя оскорблять человека ни словом, ни действием.
Закон зелёного друга: Береги и изучай природу!
Закон «00»: Не заставляй себя ждать. Точность — прочность коллектива. Береги чужое время!
Закон трёх «сами»: Сами ищем дело, сами планируем и осуществляем его, сами подводим итоги.
8. Критерии оценки работы школьного самоуправления
Практическая значимость принятых законов
Активная позиция каждого члена коллектива
Удовлетворённость школьной жизнью
Комфортность для каждого члена школьного коллектива
Осознанность учения
Системность работы
9. Состав Совета старшеклассников и регламент деятельности
Членами Совета старшеклассников могут быть учащиеся 8 - 11 классов, которые выбираются сроком на один год в начале учебного года на ученической конференции и которые принимают активное участие в жизни школы и класса.
Количественный состав Совета старшеклассников определяется в зависимости от направлений деятельности ученического самоуправления. Ученическое самоуправление имеет право создавать временные органы для проведения ключевых КТД.
Президент школьного самоуправления выбирается путём голосования. Президент школьного самоуправления организует работу министерств, принимает участие по приглашению директора школы в заседаниях педагогического Совета, организует работу старост классов и еженедельно проводит староста - сбор старост
Из состава членов Совета старшеклассников выбираются министры, ответственные за деятельность министерств в школе.
Министерства во главе с министрами организуют работу в школе и классах и проводят заседания министерств, согласно плану работы, не реже 2 раз в месяц.
Заседания Совета старшеклассников проводятся не реже одного раза в месяц.
Гласность работы Совета старшеклассников, оперативность доведения всех его решений до каждого ученика обеспечивается регулярным информированием учащихся на классных собраниях и через специальный стенд объявлений, за который отвечает министерство печати.
Содержание работы Совета старшеклассников.
Совет старшеклассников способствует созданию сознательной дисциплины, культуры поведения учащихся в школе и вне её, выполнению всеми школьниками Устава образовательного учреждения, Правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований, защите прав учащихся.
Ученическое самоуправление организует самообслуживание: уборку школы, благоустройство школьной территории, обеспечивает посильное участие школьников в ремонте мебели, оборудования и учебников.
Положение
о выборах Президента школьного самоуправления и кабинета министров ученического самоуправления
Общие положения
Положение о выборах кабинета министров ученического самоуправления и Президента ученического самоуправления принято в соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» и Положением об ученическом самоуправлении.
Настоящее Положение определяет порядок назначения, организации и проведения выборов министров ученического самоуправления и Президента ученического самоуправления.
Действие настоящего Положения распространяется исключительно в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10».
В настоящем Положении используются следующие понятия и определения: Выборы министров ученического самоуправления МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» (далее — выборы).
Действия учащихся МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10», избирательных объединений, избирательной комиссии, администрации и педагогического коллектива МКОУ «СОШ № 10» по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов на должность министров и Президента ученического самоуправления, проведение голосования и подведение итогов.
Избиратель - учащийся 5 - 11 классов
Кандидат на должность Президента ученической ассоциации МКОУ «СОШ № 10», выдвинутый избирательным объединением или непосредственно избирателями (независимый кандидат) и зарегистрированный избирательной комиссией МКОУ «СОШ № 10» в соответствии с настоящим Положением.
Предвыборная агитация - деятельность избирателей и кандидатов по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании.
Наблюдатель - представитель кандидата в министерство, имеющий право присутствовать в помещении избирательной комиссии во время голосования и подведения итогов голосования.
Доверенное лицо кандидата в министерство ученического самоуправления (далее - доверенное лицо) - избиратель, администратор школы или учитель, зарегистрированный в избирательной комиссии и ведущий предвыборную агитацию и организационную деятельность, способствующую избранию кандидата.
Основные принципы выборов членов Министерства ученического самоуправления: а) выборы осуществляются избирателями на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
б) участие избирателей в выборах является добровольным
в) никто не вправе оказывать воздействие на избирателей или кандидатов с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на свободное волеизъявление
Периодичность проведения выборов - выборы министров и Президента ученического самоуправления проводятся один раз в год.
Выдвижение и регистрация кандидатов в Министерство ученического самоуправления и Президента ученического самоуправления.
Порядок выдвижения кандидатов.
Кандидаты в Министерства ученического самоуправления и на должность Президента ученического самоуправления выдвигаются от избирательных округов и избирателей (независимый кандидат).
Решение о выдвижении кандидатов в Министерство ученического самоуправления принимается на общем собрании избирателей избирательного округа.
Выдвижение независимого кандидата производится путём сбора подписей избирателей в своём избирательном округе в количестве не менее 15 на одного кандидата в Министерства ученического самоуправления среди избирателей 5 - 11 классов; не менее 50 подписей на кандидата на должность Президента ученического самоуправления. Сбор подписей производится под заявлением соответствующего лица о его согласии баллотироваться на должность Министра ученического самоуправления или на должность Президента ученического самоуправления. До начала сбора подписей за независимого кандидата инициаторы (инициатор) сообщают в избирательную комиссию о своём решении провести сбор подписей с указанием своей фамилии, имени и класса.
Сбор подписей производится в следующем порядке: на каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, класс, в котором обучается кандидат в Министерство ученического самоуправления или на должность Президента ученического самоуправления. Избиратель, ставя свою подпись в подписном листе, указывает свою фамилию, имя, класс. Подпись может ставиться в поддержку разных кандидатов, но один раз в поддержку одного и того же кандидата. Подписной лист подписывается лицом, проводящим сбор подписей, и самим кандидатом. Внизу подписного листа ставится дата окончания сбора подписей.
Регистрация кандидатов.
Кандидаты в члены ученического самоуправления или на должность Президента ученического самоуправления регистрируются избирательной комиссией. Представители избирательного округа или сам кандидат вносят в избирательную комиссию:
Протокол общего собрания избирательного округа о выдвижении кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, класса.
Список доверенных лиц с указанием их фамилий, имён, отчеств, дат рождения, заверенный подписью кандидата.
Заявление кандидата о его согласии на выдвижение по соответствующему избирательному округу
Статус кандидата в министерство ученического самоуправления и на должность Президента ученического самоуправления.
Удостоверение кандидата. Документом, подтверждающим личность и полномочия кандидата, является удостоверение кандидата, которым он пользуется в течение срока полномочий.
Права и полномочия кандидата.
а) кандидат может иметь до трёх доверенных лиц, регистрируемых избирательной комиссией (доверенные лица также получают удостоверения избирательной комиссии) б) выборы кандидата на должность Президента ученического самоуправления проводятся на альтернативной основе.
Содействие и помощь кандидату. Избирательная комиссия оказывает равноценную поддержку кандидатам в организации встреч с избирателями, а также гарантирует равный доступ к школьной множительной технике для изготовления агитационных печатных материалов.
Предвыборная агитация.
Любой избиратель вправе вести предвыборную агитацию.
Предвыборная агитация может производиться:
а) в форме предвыборных встреч с избирателями
б) через школьную газету
в) через школьную настенную печать
г) методом выпуска и распространения листовок.
Сроки проведения предвыборной агитации. Предвыборная агитация начинается в день регистрации кандидата и заканчивается накануне дня выборов. В день выборов любая предвыборная агитация запрещается.
Организацию предвыборных агитационных встреч обеспечивает избирательная комиссия при участии классных руководителей.
В школьной печати предвыборная агитация проводится через школьный прёсс-сектор
Выпуск и распространение печатных агитационных материалов осуществляется с использованием школьной множительной техники.
Встречи с избирателями проводятся на классных часах, на переменах и во внеурочное время.
Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных школьных стендах, а также по классам — в классных уголках.
Ответственность за содержание агитационных печатных материалов возлагается на избирательную комиссию.
Избирательные округа. Списки избирателей.
Образование избирательных округов для выборов Министерства и Президента ученического самоуправления образуются избирательные округа, охватывающие 5 - 11 классы.
Избирательные округа: 5-11 классы, педагогический коллектив.
Списки избирателей по округам составляются избирательной комиссией.
Избирательная комиссия.
Избирательная комиссия формируется из учащихся 8 - 11 классов и заместителя директора по воспитательной работе в количестве 7 членов.
Утверждение состава избирательной комиссии происходит на общешкольной линейке.
Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
Избирательная комиссия регистрирует кандидатов в члены ученического самоуправления и Председателя ученического самоуправления.
С избирательной комиссией работают консультанты из числа педагогических работников
Статус наблюдателя. Каждый избирательный округ, выдвинувший своего кандидата в министерство или на должность Президента ученического самоуправления, вправе назначить наблюдателя в избирательную комиссию в день выборов. Доверенные лица приравниваются по своим правам к наблюдателям и допускаются в помещение избирательной комиссии.
Наблюдатели имеют право:
а) наблюдать за действием членов избирательной комиссии
б) знакомиться с любыми материалами избирательной комиссии.
Порядок голосования.
Помещение для голосования предоставляется в избирательной комиссии с согласования администрации.
Избирательные бюллетени. Каждый избиратель получает один бюллетень для выборов министра ученического самоуправления и один бюллетень для выборов на должность Президента ученического самоуправления. Избирательный бюллетень содержит фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность министра ученического самоуправления по избирательным округам, а также в алфавитном порядке кандидатов на должность Президента ученического самоуправления и данные о них:
а) фамилия, имя, отчество
б) год рождения
в) класс
г) статус кандидата (независимый или выдвинут избирательным округом)
Каждый бюллетень в верхнем углу должен быть заверен двумя подписями членов избирательной комиссии. В случае выбытия кандидата после изготовления бюллетеней, данные о нём, вычеркиваются.
Порядок для голосования в помещении для голосования. Голосование проводится в день выборов с 9.00 часов до 14.00 часов.
При получении избирателями избирательного бюллетеня член избирательной комиссии отмечает в списке избирателей его фамилию, а избиратель ставит свою подпись.
В избирательном бюллетене ставится крест, либо любой знак в пустом квадрате напротив интересующей его фамилии, либо, напротив строки «Против всех кандидатов».
Если избиратель считает, что он совершил ошибку, то он вправе обратиться за новым бюллетенем. Испорченный бюллетень уничтожается избирательной комиссией, о чём составляется акт.
Заполненные бюллетени избиратель опускает в избирательный ящик.
За порядком в помещении следит председатель комиссии или его заместитель, его распоряжения обязательны для всех находящихся в помещении для голосования.
Подсчёт голосов избирателей.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами избирательной комиссии.
По истечении времени голосования председатель избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. Подсчёт голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования.
Перед началом подсчёта голосов председатель избирательной комиссии в присутствии членов избирательной комиссии и наблюдателей погашает неиспользуемые бюллетени, оглашает их число, после чего проверяет целостность печати или пломбы на избирательном ящике и вскрывает его.
Из числа бюллетеней в первую очередь отделятся недействительные бюллетени - такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя. На недействительном бюллетене избирательная комиссия указывает (на его оборотной стороне) причину его недействительности. Этот бюллетень заверяется двумя подписями членов избирательной комиссии. Недействительные бюллетени и бюллетени неустановленной формы упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.
Протокол об итогах голосования. После подсчёта голосов избирателей избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. В протоколе указывается:
а) общее число избирателей, внесённых в список избирателей;
б) число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
в) число погашенных неиспользованных бюллетеней;
г) число избирательных бюллетеней, выданных в помещении для голосования;
д) число бюллетеней, содержащихся в избирательном ящике;
е) число действительных избирательных бюллетеней,
к) число недействительных избирательных бюллетеней;
з) число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся в избирательных бюллетенях.
Первый экземпляр протокола избирательной комиссии хранится в избирательной комиссии. Второй экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам комиссии, представителям школьной печати.
Установление результатов выборов Министров и Президента ученического самоуправления.
Установление результатов выборов возлагается на избирательную комиссию.
На основании протокола об итогах голосования избирательная комиссия в течение одного дня после выборов устанавливает результаты выборов.
Признание выборов недействительными. Избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты голосования.
Признание выборов несостоявшимися. Выборы признаются несостоявшимися в случаях:
а) если по итогам голосования число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов; б) если в выборах приняло участие менее 25 % зарегистрированных избирателей.
Официальным объявлением результатов выборов является их публикация в специальном выпуске школьной газеты.
Повторное голосование проводится в случае, если избирательный бюллетень включено более двух кандидатов на должность Президента ученического самоуправления, и ни один из них не был избран. Повторное голосование проводится не позднее чем через 7 дней со дня установления результатов общих выборов Сообщение о проведении повторного голосования публикуется на доске объявлений. По итогам повторного голосования избранным считаётся тот кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Избранный Президент и Министры ученического самоуправления вступают в должность с начала учебного года после официального объявления результатов выборов. Действующий Президент и министры ученического самоуправления исполняют свои полномочия до вступления в должность вновь избранных кандидатов.
Нормативно - правовая основа
Нормативно - правовой основой являются такие законодательные акты, как:
Конвенция о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»
Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских объединений»
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
Описание модели ученического самоуправления
В толковом словаре ученическое самоуправление трактуется как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализаций решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление - это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни (Н.П. Капустин), это один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением. (В. Григорьев).
Нами самоуправление рассматривается как один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса и школы. Самоуправление предполагает, что его члены обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу. Развитие личности в школе идёт по двум взаимосвязанным линиям, обозначенным как «со-» и «само-». Под «со-» понимается деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от соуправления к «само-» - самоуправлению. Под «само-» понимается самовыражение, самодеятельность. самоопределение, полное использование условий для самосовершенствования.
В таких условиях ребята, как правило, имеют возможность оптимально раскрыть творческие способности и проявить себя.
Цель ученического самоуправления
Создание стиля и тона дружеских отношений подлинного сотрудничества и сотворчества.
Отработка средств педагогического взаимодействия, влияющего на развитие социально ценных интересов и потребностей детей и подростков.
Расширение лидерского и гуманитарного опыта детей и подростков.
Данные цели решаются через реализацию следующего ряда задач
Предоставить учащимся реальную возможность участвовать в планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развить гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
Воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им, найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям стать защитником правды, добра и красоты;
Способствовать формированию умения самостоятельно найти дело полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Основные принципы самоуправления
Принцип чередование творческих поручений. Поручения регулярно меняются, а ребята на основе демократических выборов переходят из руководящего состава в рядовой и наоборот, появляется опыт работы по определённым направлениям.
Принцип - опора на микро коллективы, создаваемые как по возрастным особенностям, так и по интересам.
Принцип вариативности - право на выбор добровольного участия в деятельности, общешкольных мероприятиях;
Принцип успешности - право, гарантирующее возможность каждого на успех;
Принцип самоуправляемости - право на самоорганизацию и самопознание, на самоопределение и самореализацию;
Принцип комфортности - право развивать свои интересы и способности в максимально комфортных для развития личности условиях;
Принцип коммуникативности - право расширять круг делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми;
Принцип рекреативности - право ребёнка на отдых, игру и развлечения;
Принцип непрерывности - право на непрерывный творческий рост.
Данные принципы позволяют через коллективное планирование, коллективную деятельность, коллективное подведение итогов принять участие в управлении делами класса и школы. В ходе организации, исполнения и анализа своей деятельности учащиеся проявляют инициативу, принимают решения и реализуют их в интересах своего класса или школы.
Ученическое самоуправление позволяет сделать процесс воспитания гуманным, демократичным, так как предполагает признание прав и обязанностей учащихся, органов самоуправления, учет интересов и потребностей каждого члена коллектива. Оно формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого его члена.
Функции самоуправления
1) Интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности; объединение учащихся, учителей и родителей; объединение школьных служб, клубов);
2) Адаптационная (адаптация к социальным условиям);
3) Функция защиты прав и свобод каждого;
4) Коммуникативная;
5) Регулятивная;
6) Воспитательная.
Основные законы нашего коллектива
Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон добра: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях!
Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории!
Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай человеческие достоинства других!
Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве!
Закон зеленого друга: Берёги и изучай природу!
Закон 00: Не заставляй себя ждать. Точность — прочность коллектива. Береги чужое время!
Закон трёх «сами»: «сами ищем дело», «сами планируем и осуществляем его», «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.
Модель становления и развития детского самоуправления в школе
Принципы построения школьного самоуправления.
Педагогическое руководство. Самоуправление не означает предоставить детей самим себе. Педагогическое руководство - обязательное условие развития ученического самоуправления. На практике это означает наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления, педагог- консультант учит ребят выполнять инструктивно методическую функцию, курирует деятельность самоуправления, при необходимости оказывает помощь. В классе педагогическое руководство осуществляет классный руководитель, на школьном уровне закрепленные педагогическим советом педагоги.
Предметность деятельности. Это основной принцип существования органов самоуправления: есть деятельность - есть орган самоуправления, нет деятельности - нет органов самоуправления, то есть органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива.
Единое планирование. В школе создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.
Выборность органов самоуправления. В одни органы его члены могут избираться, а в другие входить согласно Положению о структуре и функциях органов самоуправления и соуправления.
Сменяемость функций. Сменяемость функций руководства и подчинения сроком в один год, сменяемость видов деятельности в те же сроки, в классном самоуправлении эти сроки могут быть короче.
Построение самоуправления. Построение пирамиды самоуправления строится снизу вверх.
Участие. Участие всех учащихся в системе самоуправления (принцип демократизма)
Согласие. Разногласия могут проявляться до принятия решения. До принятия решения необходимо находить и общие точки соприкосновения разных идей, выстраивать общее решение. После принятия решения действует правило обязательного выполнения решения всеми участниками процесса.
Планирование и организация
1-я неделя месяца.
Реализуются функции планирования и организации. В течение недели проводятся заседания совета школы, затем - собрания общешкольных органов ученического самоуправления, в классах и классные собрания. На совете школы принимается решение о том, что надо будет делать в предстоящем месяце в школе. Другими словами, рассматривается и утверждается план работы на месяц. Такой план в школе имеется, но на совете он уточняется и «запускается». На заседаниях Координационного Совета вырабатывается методика реализации принятых решений. Старосты классных органов самоуправления осваивают способы информационно-методической деятельности. Придя в свой класс, они собирают совет класса, на котором готовится классное собрание, а затем проводится собрание. Его цель - организовать выполнение принятых решений. В результате каждый ученик класса знает, кто, с кем, когда и где будет выполнять решение. На реализацию указанных функций планирования и организации затрачиваются все пять дней недели. Все это происходит на 2-й - 3-й неделе месяца.
2-3-я неделя месяца.
Все учащиеся включаются в различные виды деятельности. Органы ученического самоуправления в классе контролируют процесс, оказывают помощь в работе. В этом им помогают педагоги-консультанты. Таким образом, реализуются функции контроля и регулирования.
4-я неделя.
Проводится совет класса, на котором готовится и проводится итоговое собрание по анализу и оценке жизнедеятельности класса за прошедший месяц. Затем собираются координационный совет и анализируют работу школы по своим направлениям. Координационный совет сводит весь анализ и готовит предложения на совет школы. Координационный Совет проводит свое заседание, на котором анализируется внутришкольная жизнь, принимается новое решение, и все опять начинает повторяться сначала.
Реализована последняя функция - анализа и принятия решения и принято новое решение на предстоящий месяц.
В выборе методических средств мы руководствовались принципиальными требованиями: они должны быть технологичны (воспроизводимы в различных ситуациях и всеми субъектами процесса деятельности); содействовать развитию субъектной позиции ребенка, способствовать решению комплекса воспитательных задач.
1 Прутченков А.С. Нормативные основы взаимодействия детских общественных организаций и органов учени-ческого самоуправления. Учебно-методическое пособие. - М., 2007. - с. 8.
2 Прутченков А.С. Школа самоуправления: Современные модели в системе гражданского образования. - Брянск: Курсив, 2006. - с. 6.
3 Прутченков А.С. Нормативные основы взаимодействия детских общественных организаций и органов учени-ческого самоуправления. Учебно-методическое пособие. - М., 2007. - с. 8.