Технологическая карта урока основ безопасности жизнедеятельности на тему: Вооруженные силы Российской Федерации (10 класс)


Технологическая карта урока ОБЖ
«Вооружённые Силы Российской Федерации»
10 класс

Раздел: Основы военной службы
Тема урока: «Вооружённые Силы Российской Федерации».

Цель урока: Воспитание молодежи в духе патриотизма, уважения к Вооруженным Силам России.
Задачи: 1. Формирование у учащихся положительного настроя и готовности к военной службе по призыву.
2. Ознакомить учащихся с законодательными документами по вопросу, связанному с военной службой по призыву.
3. Рассмотреть (заслушать) точки зрения на военную службу по призыву.
Учебно-методическое сопровождение урока:
1.Учебник по ОБЖ для 10 класса.
2.Раздаточные материалы:
- Конституция Российской Федерации – ст. 59,71,83,87,102,106,114.
- закон «Об обороне» - ст 1
- закон «О воинской обязанности и военной службе» -ст. 1,2,3.
- результаты анонимного опора учащихся;
- сроки военной службы по призыву в истории Российского государства.
4. Политическая карта России.
5. Портреты Великих полководцев.
6. Цитаты по теме на доске.
7. Компьютер, проектор, презентация.
8. Анкеты для учащихся.
9. Тип урока: изучение нового материала.



Ход урока.
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
3 мин.
1. Приветствие детей.
2. Представление гостей.
3. Объявить тему и цель урока
(см.слайд № 2)


2.Актуализация знаний учащихся;
А) Фронтальная беседа с учащимися.
Б) Сообщения учащихся о великих полководцах.
10 мин.
Вопросы учащимся: (см. слайд №3)
1.Коковы основные функции государства?

2. Что представляет наибольшую угрозу безопасности России?










3. Дать определение и назначение Вооруженным силам.










4. Почему России нужна хорошо подготовленная и вооруженная самым современным оружием армия? (см. слайд №4)









Вывод учителя:
Таким образом , наличие у государства хорошо оснащенных, отлично обученных Вооруженных сил-объективная необходимость.


Историческая справка.
(см. слайд № 7-10 )

Учащиеся отвечают на вопросы:
1.Важнейшей функцией Российского государства было и остается обеспечение национальной безопасности страны
2.Самая большая и самая страшная угроза термоядерной войны.
Наибольшую угрозу безопасности России в перспективе могут представлять:
- в экономике;
- во внутриполитической сфере;
- в социальной сфере;
- в международной сфере;
- в военной сфере;
- в области экологии.

3.Это государственная организация, составляющая основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обстоятельствами.
Оборона страны, защита и охрана государственной границы РФ в воздушном пространстве и подводной среде, а также ее защита на суше и на море)
Работа учащихся с картой России.
Географическое положение.
1.У России самая большая протяженность границ (60 932 км, из них 38 807 км – морские границы).
2.На многих участках после развала СССР границы стали прозрачными.
3.Кроме того , из истории хорошо известно, что очень часто развалу или гибели государства предшествовало поражение армии.









Короткие выступления учащихся о великих полководцах . (М. И. Кутузов, Александр Невский,А.В. Суворов,Петр 1,


3.Изучение нового материала:
А) Работа с текстом Конституции и ответы на вопросы.
Б)Работа с фрагментами документов «Закон об обороне»; «Закон о воинской обязанности и военной службе» и ответы на вопросы.

























4. Физкультурная минутка
15 мин.






































1 мин.
Военная служба по призыву в Конституции : (см. слайд № 14)
Чем для граждан является защита Отечества?

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил?
Кто осуществляет меры по обеспечению обороны страны?

Военная служба по призыву в законе « Об обороне» (см. слайд №15)
1.С какой целью устанавливается воинская обязанность граждан РФ?
2.С какой целью создаются Вооруженные силы РФ?

Военная служба по призыву в законе «О воинской обязанности и военной службе». (см. слайд №16)


Что предусматривает воинская обязанность?
Имеет ли право гражданин РФ проходить военную службу в добровольном порядке?
Имеет ли право Гражданин РФ заменить военную службу альтернативной гражданской службой?





Показ упражнений
Контроль за выполнением команд


Учащиеся работают с ксерокопиями статей Конституции, а затем отвечают на вопросы.
1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
2.Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ.
3.Меры по обеспечению обороноспособности страны осуществляет правительство РФ.

Учащиеся работают с ксерокопиями статей закона «Об обороне»

законом «Об обороне» в целях обеспечения надежной защиты Отечества закрепляется создание Вооруженных сил и устанавливается воинская обязанность


Учащиеся работают с ксерокопиями статей закона «О воинской обязанности и военной службе» и отвечают на вопросы.

Воинская обязанность есть обязанность граждан служить в составе Вооруженных сил)
Можно заменить службу по призыву на альтернативную в случае. если его убеждения или вероисповедание противоречит несению службе по призыву.




Выполнение физических упражнений

5. Обобщение знаний по теме.
А) Проблемный вопрос: «Почему неоднозначно отношение молодежи к военной службе?»
Б) Выступление госте –юношей, отслуживших в армии.
В) Анализ анкеты .
Г)Работа с диаграммой.
8 мин
. Итак, все необходимые законы есть. Но есть и проблемы, заключающиеся в неоднозначном отношении молодежи к военной службе по призыву.
Предлагаю учащимся высказать свою точку зрения по этому вопросу.( время выступления 1 минута).
Мы выслушали ваше мнение, а теперь послушаем наших гостей.
Вопросы выступающим гостям: см. слайд №17)
Что дала Вам служба в армии?
Какую новую профессию вы приобрели?
Появились ли у вас новые друзья?

А сейчас я познакомлю вас с результатами проведенного опроса среди юношей и девушек вашего класса и других классов. (см. слайд №18)
Большинство девушек на вопросы анкеты ответили отрицательно, но ведь нужно иметь в виду, что служба в армии имеет и положительные стороны.
В армии каждый военнослужащий может повысить свое мастерство и получить новую специальность, которая пригодиться в будущем.
- страх перед предстоящей службой в армии испытывают юноши, имеющие неудовлетворительные результаты по физической подготовке. Поэтому надо закаляться, тренироваться. Набираться сил, и тогда появится уверенность в себе, а страхи пропадут

Вниманию учащихся предоставляется диаграмма «Сроки военной службы по призыву в истории Российского государства.(см. слайд №19)см. лайд №15))9 )олководцах.



Учащиеся высказывают свою точку зрения по этому вопросу (1м)









Приглашенные гости, отслужившие в армии , отвечают на вопросы























Учащиеся комментируют диаграмму.
2 года службы по призыву в настоящее время –много или мало по сравнению с прошлыми службами.

6. Заключение.
Слово учителя.
3 мин.
Скоро придет время , когда обязанность защиты Родины ляжет на ваши плечи. На сколько вы к этой миссии готовы, какие чувства испытываете при этом, мы услышали от тех, кто поделился с нами.
Армия в нашем Отечестве всегда была школой мужества и героизма, верности гражданскому и воинскому долгу.
Домашнее задание.
Подумать, как готовить себя к выполнению воинского долга уже сейчас и психологически и физически?.















15