Разработка сценария или технологической карты урока, основанных на применении технологий индивидуализации и личностно — ориентированного обучения. Разработка урока окружающий мир В подводном мире, начальная школа 1 класс


Разработка сценария или технологической карты урока, основанных на применении технологий индивидуализации и личностно - ориентированного обучения.
Разработка урока окружающий мир "В подводном мире", начальная школа 1 класс
Прокопцова Татьяна Николаевна
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение Развиленская СОШ №9
Аннотация к уроку
Урок окружающего мира по теме «В подводном мире» разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Тип урока - ознакомление с новым материалом. В основе урока метод проблемного обучения и рассчитан на детей с различными способностями.
Благодаря созданию проблемных ситуаций во время урока, учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия. В результате, у учащихся развивается внимание, память, мышление, творческое воображение, трудолюбие. Развивается умение анализировать, сравнивать, вычленять главное. На уроке ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сами. В ходе рассуждения учащиеся предлагают свои версии ответов на поставленные вопросы, Ребята решают задачи в парах и индивидуально, делают выводы из своих наблюдений и проведённых опытов.
Использование метода проблемного обучения позволяет обеспечить качественное усвоение материала, развивает интеллект и творческие способности, воспитывает активную личность.
Тема урока «В подводном мире»
Цели урока: учить самостоятельно добывать знания, поощрять поиск  новых способов добычи информации, испытывая при этом радость познания.
Познакомить учащихся с многообразием животного мира водоёмов;
Определить основные существенные признаки рыб; (строение тела, среда обитания, приспособленность к жизни в воде)
Создавать условия для развития внимания, памяти, мышления, трудолюбия, развивать умение анализировать, сравнивать, вычленять главное.
Создавать условия для безбоязненного высказывания своего мнения, суждения, вывода.
Использовать модели для сравнения предметов (цвет, форма, размер)
Извлекать информацию из рисунка, фотографии
Развивать умение работать в паре, прививать интерес и любовь к познанию природы.
Познакомить с проблемой экологии водоёмов.
Воспитывать экологическую культуру.

Технологическая карта урока
Этапы урока Содержание этапа Используемые ресурсы Формы и методы обучения
Организационный момент. Мотивация учащихся. Прозвенел звонок…
Покажите, что вы готовы к уроку. Спасибо.
Ребята, посмотрите, а что это такое у вас на партах? (Предположения детей)
Хорошо, молодцы воображение у вас развито, но так как мы не пришли к общему мнению, я предлагаю вернуться к этому вопросу позже. Картинки – рисунки с изображением сказочных рыбок Словесные
Актуализация мыслительной деятельности, включение внимания и воображения
Посмотрите на слайд. Как называется этот знак?
(Вопросительный знак) В каком случае его используют? (Когда хотят что то спросить)
Посмотрим…
Следующий слайд: загадка (Ученик читает)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком
По земле не хожу,
Рот есть - не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть - не летаю,
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
О ком идёт речь в загадке? (О рыбе)
Как вы думаете, о ком мы сегодня на уроке будем говорить? (О рыбах)
Хорошо, давайте обратимся к тексту и найдём слова, которые конкретно указывают, на признаки рыб.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком
По земле не хожу,
Рот есть - не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть - не летаю,
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Дети перечисляют слова из текста) Презентация
Слайд№1 (анимация вопросительный знак)
Слайд №2
(загадка)
Слайд №3
(анимация подчёркивание слов)
Анализ и работа с текстом
Проблемно диалогическая ситуация.
Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания.
Вот наша гостья рыбка. (Учитель открывает доску, а там только рисунок туловища рыбки, без чешуи)
Что же случилось? Ребята, это рыбка? (Нет)
Нам необходимо вернуть ей прежний облик, для начала возьмите буквы в конвертах и попробуйте составить слова, может они нам, что нибудь подскажут. (Работая в парах, учащиеся составляют слова, закрепляя буквы на магнитных держателях)
Учитель, руководя последовательностью, предлагает показать слова.
Покажите своё слово
т у л о в и щ е
Есть на доске туловище? (Дети рядом с туловищем прикрепляют слово)
Какое у вас получилось слово?
г о л о в а
Она есть на доске?
Посмотрите, может здесь мы найдём голову для нашей рыбки?
(Дети выбирают нужный рисунок, учитель пытается прикрепить, но целенаправленно прикрепляет не правильно, дети исправляют, а рядом с рисунком головы прикрепляют слово)
Со следующими словами работа ведётся по аналогии
х в о с т
пл а в н и к и
Готова рыбка? Нет, а почему?
(Не хватает глаза, дети прикрепляют)
Молодцы ребята.
Посмотрите, но рыбка прислала нам послание, говорить она не умеет, поэтому сделала вот такие рисунки. Почему?
перья шерсть ?
Рисунок петуха Рисунок овцы Рисунок рыбки
Что она хочет этим сказать?
(Рассуждение детей)
Собрав из этих букв слово, мы узнаем, правильно вы догадались.
ч е ш у я
Рисунки рыбки в виде паз лов по частям тела
Конверты с буквами, магнитные держатели.
Рисунки: голова медведя, дятла, рыбы.
Рисунки: хвост петуха, рыбы, зайца;
крылья: бабочки, птицы,
рыбьи плавники
Слайд №4
Буквы, магнитный держатель
Решение проблемной ситуацииРабота в парах
Интеграция (Обучение грамоте) Хором произнесём слово, назовите количество букв, количество звуков, сколько слогов. Проблемно диалогическая ситуация.
Почему именно чешую подарила природа рыбке? А если бы шерсть, перья?
(Рассуждение детей: шерсть и перья намокнут, и рыбка не сможет плавать)
А причём здесь вода? (Рыбы живут в воде)
А как чешуя помогает рыбе?
(Дети рассматривают живую рыбу, выясняем, зачем нужна чешуя, обращаем внимание на форму, употребляя слово обтекаемая)
Аквариум с живой рыбой Поисковый
Проведение опытов Посмотрите, какой замечательный подарок подарила природа рыбке.
Что это такое? (Рыбий пузырь)
Кто знает, что находиться внутри? (Предположение детей)
Я предлагаю проверить. (Ученик ногой ударяет по пузырю… Хлопок)
Так что находится внутри? (Воздух)
А зачем рыбе пузырь с воздухом? (Предположение детей)
Давайте проверим.
Два шара один спущен, второй надут, дети опускают в воду, надутый шар остаётся на поверхности, а спущенный тонет.
Что происходит?
(Дети делают вывод: если, у рыбки пузырь наполнен воздухом, она поднимается к поверхности воды, а когда спущен она ближе к дну водоёма)
Настоящий рыбий пузырь
Аквариум, два воздушных шарика (прозрачных бесцветных) один надут, другой спущен. Исследователь
скийНаглядный
Физкультминутка Я предлагаю вам превратиться в рыбок.
Возьмите воздушные шары, представьте, что это рыбий пузырь. (По команде учителя дети передвигаются по коврикам)
«Вот рыбки плывут по дну водоёма (шарик сдут) захотели рыбки погреться и поднимаются к поверхности водоёма (дети поднимаются, надувая шарик), снова опустились на донышко, поднялись к поверхности и опустились каждая на свой камушек (коврик).
Так зачем нужен пузырь рыбам? (Ответы детей)
Ребята, когда вы превратились в рыбок, какой рыбкой вы себя представляли? (Ответы детей)
Сейчас посмотрите, под камушком у каждого из вас есть рыбка (Дети находят рисунки с изображением рыбок, называют каждый свою рыбку и садятся на место) Воздушные шары по количеству учащихся, коврики с нашитыми пуговицами
Рисунки различных рыб по количеству учащихся. Использование здоровье-
сберегающих
технологий
Проблемно диалогическая ситуация.
А сейчас нам нужно расселить всех рыбок по водоёмам. (Дети подходят к доске и прикрепляют каждый свою рыбку, рассуждая и объясняя почему)
река море аквариум
карась акула гуппи
лещ кит меченосец
судак камбала телескоп
окунь сельдь золотая рыбка
щука Посмотрите внимательно и назовите, что у всех рыбок одинакового? Чем они отличаются? (Ответы детей)
Какая из рыбок самая сказочная? Почему её назвали золотой?
А вот посмотрите на эту рыбку, её назвали рыба – бабочка.
А это рыба - ёж
Почему? (Сходство с бабочкой, с ежом)
Учитель предлагает изображения рыб, а дети предполагают, как бы они назвали рыбку.
Рыба – пила, рыба – молот, рыба – зебра, рыба – игла, морской конёк.
Хорошо. Теперь давайте вернёмся к нашим картинкам, которые смутили вас в начале урока. Так что же изображено на них? (Рыбки)
А как бы вы назвали этих рыбок.
(Рыбки – солнышки)
Таких рыбок в природе нет это фантазия детей которые учились когда то в 1 классе они оставили их вам в подарок и просили позаботиться о них. Карточки со словами
Слайд №5
(рыба-бабочка)
Слайд №6
(рыба – ёж)
Слайд№7 - №13 (изображения рыб)
Картинки – рисунки с изображением сказочных рыбок Поисковый
Наглядный Поисковый
Проблемно диалогическая ситуация.

Итог урока
Рефлексия И наша задача найти им домик.
Посмотрите вот их два, а ваша задача найти тот, где рыбкам будет хорошо.
(Дети под музыку проходят к доске и расселяют рыбок по водоёмам)
Чистый водоём Загрязнённый водоём
Ребята, а почему так получилось, что все ваши рыбки в одном водоёме? (Мы хотим, чтобы рыбки жили в чистой воде)
Что не так со вторым водоёмом? (Вода мутная, сапог на дне, пустая банка из-под консервы)
Наверное, это рыбка носила сапоги, ела консервы?
Кто же виноват?
У нас есть такие места, где рыбкам будет очень плохо?
Что нужно делать? (Бороться)
Как бороться? (Учитель подводит к тому, что борьба в одиночку не даёт желаемый результат, а вот когда дружно все вместе, тогда всё получится)
Дети выходят к доске, берутся за руки Два листа А-3
На одном водоём с чистой водой, на втором загрязнённый.
Музыка «Белая река»
Музыка «Земля наш общий дом» Анализ ситуации