Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему Про кошек и собак

«Давайте жить дружно!»
Цель:
формирование нравственных качеств обучающихся.
Задачи:
формирование умения жить дружно в классном коллективе, беречь дружбу;
развитие умения вести рассуждения;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оформление: рисунки на тему «Мой друг», кроссворд, рисунки с изображением героев мультфильмов.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема классного часа. А о чем мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд:
1. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке ледяной.
2. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает.
3. В лесу у пня с утра беготня, народ рабочий – весь день хлопочет.
4. С неба звездой, в ладошку водой.
5. Стоит Антошка на одной ножке.
6. Из горячего колодца через нос водица льется.
-Какое слово получилось в выделенном столбике?

1.
м
е
д
в
е
д
ь

2.
д
в
е
р
ь






3.
м
у
р
а
в
ь
и

4.
с
н
е
ж
и
н
к
а

5.
г
р
и
б







6.
ч
а
й
н
и
к

2. Знакомство с понятием «дружба»
-Тема нашего классного часа «Давайте жить дружно!». Сегодня мы будем обсуждать несколько очень серьезных вопросов:
-Что значит «дружба»?
-Кто такой «друг»?
-Кто может быть другом?
-Какими качествами должен обладать настоящий друг?
-У кого есть настоящий друг?
На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить.
-Какое прекрасное слово – «дружба».
Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов.
Мир книги, мир кино, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней. Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет трудно.
Русские пословицы гласят:
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей;
Друга ищи, а нашел - береги.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Старый друг лучше новых двух.
-Как вы понимаете эти пословицы?
- Какие пословицы о дружбе знаете вы?
- Так что же такое дружба? Обратимся к словарю С.И. Ожегова.
Дружба – это близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.
Работа с текстом
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи. Мамы одевали их в одинаковые платья, обе они учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня – так звали одну из девочек - прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике «пять», а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже
- Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку – то получила не я !
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее потому, что болела. А ты обрадовалась – это значительно хуже.
Вопросы для обсуждения:
- Можно ли девочек назвать подружками?
- За что мама осудила Соню?
- Как бы вы поступили на месте Сони?
Чтение и анализ стихотворения А. Л. Барто «Требуется друг». Выступление подготовленного обучающегося
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг!»
- Почему никто не хотел дружить с девочкой?
- Ребята, у кого из вас есть друзья?
- Какие они? Расскажите интересные ситуации из жизни.
- Как можно назвать человека, у которого есть друг? (Счастливым)
- Почему?
- О друзьях, о дружбе есть много стихотворений.
Выступление подготовленных обучающихся
Исполнение песни «Когда мои друзья со мной» (Музыка В.Шаинского, слова М. Танича)
- Бывает так, что даже лучшие друзья ссорятся.
Инсценирование стихотворения В. Орлова «Кто первый»
- Кто кого обидел первым?
- Он меня
- Нет, он меня
- Кто кого ударил первым?
- Он меня
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.

- Стоит ли друзьям так часто ссориться?
- О чем намекает автор?
- А если уж случилась ссора, то нужно (Помириться).
- А что труднее: ссориться или мириться? -Почему?
- Какая должна быть дружба? (Крепкая, чистая, добрая, долгая, верная, прочная, надежная, бескорыстная )
Игра «Кто с кем дружит?»
На доске рисунки с изображением героев мультфильмов. Обучающиеся находят друга каждому герою.
Белоснежка и семь гномов.
Винни Пух и Пятачок.
Малыш и Карлсон.
Буратино и Мальвина.
Крокодил Гена и Чебурашка.
-Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
Исполнение песни «Если добрый ты» (Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского)
- Я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек? Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».
Тест
У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям и родным?
Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
Нравиться ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
Часто ли ты используешь злые шутки?
Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
Подсчет очков. Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы:1, 3, 4, 7, 11- и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9. 10, 12.
Результаты:
Больше 8 очков: ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
От 4 до 8 очков: твоя доброта- вопрос случая, добр ты не с каждым. Для кого - то ты идешь на всё, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков: тебе предстоит сложная работа над собой.
-Дружить можно не только друг с другом, но и с животными. Многие авторы в своих произведениях затронули тему несправедливого, даже жестокого отношения человека к животным.
Чтение учителем стихотворения «Щенок»
Брошенный, он шел туда, где люди.
И уселся возле гаража,
Мелкою прерывистою дрожью
На морозе утреннем дрожа.
Мокрый иней склеивал ресницы,
Взгляд с тоской участия просил,
Только каждый мимо проходящий
Часть надежд собачьих уносил.
Почему никто не замечает,
Что давно не ел он ничего?
Он за ломтик хлеба отдал бы полжизни,
Жизнь - за руку, давшую его!
Вдруг вскочил
И счастьем и морозом
Задохнулся, взвихривая с ног.
То ему, ему призывно свистнул
Незнакомый добрый человек!
Господина будущего чуя,
Пес бежит по снегу прямиком
И летит, отброшенный тяжелым,
Кованым кирзовым сапогом.
Взвыл щенок от нестерпимой боли
(Футболист, как видно, был мастак)
Ты привыкни, маленький калека:
Первое знакомство с человеком
Часто совершается и так
В разговоре этот самый парень
Как-то о начальнике сказал:
« Разве человек он?
Пес, собака!
Я б его иначе не назвал»
- Как можно назвать поступок этого человека?
- Как бы вы поступили?
-Нельзя причинять даже самого незначительного страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают на улицу собак и кошек, обрекая их на голод и холод.
Человек оказался сильнее всех, а сильные должны быть великодушны. И только добрый, чуткий и внимательный человек получит взамен настоящее уважение и любовь.
3. Итог занятия
- Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, украшайте свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами.
- Посмотрите, какое огромное на доске «сердце». Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас «ладошку». (Пожелание друзьям, себе, классу). Мы заклеим и откроем в конце 3 класса. Посмотрим, сбылись ваши пожелания или нет?
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся,
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится.
-Существует много законов дружбы. Если будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.
Законы дружбы
Один за всех, и все за одного.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.
Не ябедничай, лучше сам поправь.
Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не падай духом, если у тебя, что-то не получилось.
Помогай друзьям в беде.
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
- Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, будем выбирать хороших и верных друзей, никогда не будем ссориться. Скажем друг другу слова известного героя - терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
Исполнение песни «Все мы делим пополам» (Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского)









15