Технологическая карта урока по окружающему миру на тему В лес по ягоды пойдем (1 урок)


Тема: В ЛЕС ПО ЯГОДЫ ПОЙДЕМ
Задачи деятельности учителя: создать условия для распознавания съедобных и ядовитых растений, знаний экологических правил сбора ягод; способствовать развитию внимания и мышления.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знакомство с лесными ягодами, их целебными свойствами, приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения.
Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения, овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Ход урока
I. Орг. момент. Инициация.
-Начинаем урок окружающего мира.
- Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь подарите свои солнечные улыбки мне, а потом - друг другу. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.
2 . Формулирование темы урока, постановка цели
У меня для вас загадка, она связана с темой нашего урока. Отгадайте загадку, но будьте внимательны:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой
Таню - костяникой
Машеньку - орешком
Петю - сыроежкой.
- О чем идет речь? Почему так решили? Докажите.
- Как вы считаете, зачем люди ходят в лес?
Чтобы узнать, зачем мы пойдем в лес, расположите буквы по размеру, начиная с маленькой.
Д О г я Ы
- Правильно, разговор пойдет о ягодах! Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Дети обсуждают, работая в паре)
- Где можно проверить правильность вашего вывода? (В учебнике)
- Прочтите тему урока (стр. 57). Тема урока «В лес по ягоды пойдем».
- Какова цель нашего путешествия в лес? Что нам нужно выяснить о ягодах?
Метод «Хранилище забот». Цель: выявить опасения детей и создать на уроке ситуацию успеха.
Каждая группа получает рисунки двух ягод. На зеленой ягодке записывают свои ожидания, а на красной ягодке свои опасения. Затем дети высказывают свои мысли.
- Чему должны научиться? ( Познакомиться с лесными ягодами и их свойствами. Определить какие ягоды растут в наших лесах. Узнать о целебных свойствах ягод, выяснить все ли ягоды можно собирать).3. Фиксация затруднения в пробном действии
– Все ли ягоды полезны и богаты витаминами? ( Обсуждение)
- Почему разные ответы? В чем возникло затруднение?
Проблемный вопрос.
– Есть ягоды, которые приносят вред здоровью человека? Что нам необходимо знать, чтобы не причинить себе вред?
4. Эмоциональная разрядка
5. Построение проекта выхода из затруднения
1) Работа по учебнику (с. 57).
– Рассмотрите изображения ягод на с. 57.
- На какие 2 группы их можно разделить?
- Назовите съедобные ягоды. Какие ядовитые ягоды здесь изображены?
– Растут ли эти ягоды в нашем крае? – Подумайте: если ягоды ядовиты для человека, надо ли их уничтожать? (Конечно, нет! Из многих несъедобных ягод делают лекарства, другими питаются птицы – ягоды им вреда не приносят.)
- Зачем человек должен знать ягоды? Где пригодятся вам знания?
- Попробуйте отгадать загадки.
2) Отгадывание загадок.
1) что за ягода лесная, будто небо, голубая? (Голубика.)
2) Ягодка ала в туесок попала,
Ее едят моченой и с сахаром толченой. (брусника.)
3) На моховой кочке посреди болот
В аленьком платочке ягодка растет.
Хоть на вкус она кисла,
Детям ягодка мила. (Клюква.)
4) Из него варенье – словно изумруд.
Виноградом северным ягоды зовут. (крыжовник.)
5) Она бывает разной: черной, белой, красной.
Из нее для ребят готовят мусс и мармелад. (Смородина.)
6) Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
7) В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (Рябина)
- Назовите ягоду. Что вам известно об этой ягоде?
- Где она растет? Чем полезна ягода?
- Как одним словом называют эти ягоды? Почему? Какие знаете еще съедобные ягоды?
- Подумайте, для чего нам нужны эти знания? Какие правила сбора ягод вы знаете?
3) Работа в группах
- Вам предстоит работать в группе. Попытайтесь сформулировать правила, которые необходимо соблюдать при сборе ягод.
- Вспомните, правила работы в группе. (Ответы детей)
Проверим работу.
- Прочитайте правила сбора лесных ягод. Когда нам пригодятся эти знания?
Составление правил сбора ягод.
· Собираем только известные нам съедобные ягоды.
· Собираем ягоды, не ломая ветки растений.
· Нельзя собирать ягоды около автомобильных дорог.
· Перед едой ягоды тщательно моем.
4) Работа по учебнику.
- Как можно назвать вторую группу ягод? (Несъедобные).
- Назовите несъедобные ягоды. Что можете рассказать об этих ягодах?
Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд . Если он попадает на кожу, то вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадет в глаза. Может быть поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение волчьим.
Поздней осенью там, где красовались его сиреневые или розовато-фиолетовые цветки, появляются ярко-красные ягоды. Они также очень ядовиты и называются волчьими ягодами. Не зная этого, люди пробуют их. В результате – сильное отравление.
Вот почему даже в хорошо известных и знакомых лесах надо быть очень осторожным и не пробовать незнакомые ягоды на вкус.
Ландыш. Гуляя по лесу, мы часто видим темно-зеленые листья ландыша, а вот его прекрасные белоснежные цветки-колокольчики на тонкой цветочной стрелке встречаются не всегда. Ландыш первый раз цветет в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветет всего 2–3 раза. Цветки ландыша опыляют пчелы и шмели. Растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков и семян – лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца.
6. Проработка содержания темы
1). Работа по хрестоматии(стр.68-69).
Работа в парах.
Дети читают в хрестоматии рассказы «Ландыш» и «Вороний глаз» по выбору, а потом рассказывают то, что сумели запомнить.
2) Работа в печатной тетради (задание 35). Взаимопроверка
– Раскрасьте изображения ягод. Обведите красным карандашом ягоды, которые опасны для здоровья человека.
3) Ребусы.
– Отгадайте ребусы и расскажите о свойствах ягод этих растений.

(Малина.)

(Земляника.)

(Ежевика.)
4) Игра «Верно – неверно».
Учитель читает предложения, в которых есть «подвох», а ученики говорят, верно или неверно это высказывание.
1) С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной (надо бережливо относиться к дарам природы.)
2) Собираем ягоды земляники с кустиками (это так красиво.)
3) Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растение.
4) Собираем ягоды возле железнодорожных и автомобильных дорог.
5) Пробуем незнакомые ягоды на вкус (надо же знать, вкусные они или нет).
6) Едим только вымытые ягоды.
В конце игры необходимо проанализировать ошибочные утверждения.
7. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали на уроке?
Метод «Ромашка». Цель: при помощи игры закрепить пройденный материал.
На доске ромашка. Дети отрывают лепестки ромашки, и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне
– Чем полезны ягоды?
– Назовите ядовитые ягоды.
– Какие правила необходимо выполнять при сборе ягод в лесу?