Конспект на тему «Развитие биологического мышления учащихся в контексте современной культуры как условие успешности личности»

Никуличева Наталья Евгеньевна, учитель биологии муниципального бюджетного учреждения общеобразовательной школы-интерната «Лицей-интернат», Великий Новгород.

«Развитие биологического мышления учащихся в контексте современной культуры как условие успешности личности»
(из опыта работы)
Современный школьный предмет «биология» – результат бурного всплеска открытий в науке биологии последних десятилетий XX века. Достижения в области молекулярной биологии, биохимии, генетики, цитологии заняли свое место на страницах школьных учебников, и этот процесс невозможно остановить. Изменения, происходящие с биологией в школе, сравнимы, пожалуй, лишь с информатизацией. Вот почему отечественный историк Уткин А. относит биотехнологию наряду с информатикой к одной из «волн будущего», направляющих развитие человечества. Осознание этого должно происходить уже в школе в процессе изучения биологии.
По мнению участников Конференции «CBE-JUBS BioEd 200+», проходившей в 2000г в Париже «биологические знания в XXI веке приобретают характер социальной, культурной, экономической значимости и являются одной из составляющих уровня квалификации профессионала». Здесь же было заявлено о необходимости повышения биологической грамотности. Данная проблема была названа в числе значимых на I Всероссийском съезде учителей биологии в июне 2011 года, состоявшегося в Москве.
К сожалению, в последние годы в школе происходит неоправданное сокращение числа часов биологии, что в свою очередь может повлиять на уровень биологической подготовки выпускников.
К перечисленным проблемам следует отнести ещё одну – подготовку выпускников к сдаче единого государственного экзамена. Учителя биологии нуждаются в совершенствовании методик для работы с тестами ЕГЭ. Всё это позволяет говорить о том, что предложенная тема актуальна, практически значима.
Вопрос о соотношении науки и культуры, биологии и культуры широко обсуждается в философской, научной, публицистической литературе. К этой теме обращались как отечественные ученые: Хесле В., Каган М.С., Лапицкий В.В., Вернадский В.И., Мамзин А.С. и др., так и зарубежные: Б. Гуттан, Э. Гриффитс, Д. Сузуки, Т. Куллис. Авторы утверждают, что абсолютное противопоставление науки и культуры некорректно. Культура в широком смысле слова включает в себя науку. Наука – разновидность человеческой деятельности, важная составляющая общечеловеческой культуры, не может существовать в культурном вакууме.
В современном языке термин «культура» употребляется очень часто преимущественно в двух значениях: «широком» и «узком». Приведем несколько определений. Исследователь в области культурологи Соколов Э.В. определяет культуру как «способ жизни человека, продукт его творчества и необходимую среду обитания. Понять культуру нельзя, не поняв человека». По меткому выражению академика Казначеева В.П. «культура – это вторая природа, созданная человеком».
Определяя место биологии в системе культуры нужно иметь ввиду следующее:
Во-первых, биология – совокупность большого числа многообразных наук о живой природе, предметом изучения которых являются «все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой». [БСЭ, изд. 3-е, т.3, М. – 1970, с.347]
Во-вторых, возросшая в последние десятилетия социальная роль биологических дисциплин, «нацеленных» на человека, имеется ввиду не только, что открытия биологии, как и других наук служат людям, но также и то, что человек сам является объектом исследования анатомии, физиологии, генетики, экологии, микробиологии и т.д.
В-третьих, существенно важная особенность биологии заключается в том, что она является как бы срединой между природой и обществом. На определенном этапе развития мир живого, биосфера порождает социальную форму движения материи – общество, которое в свою очередь, своим воздействием существенно меняет естественную эволюцию биосферы.
Следует обратить внимание на размышления о взаимодействии науки, культуры, образования таких ученых, как Е.Сабуров, А.М. Кондаков. Анализ работ этих авторов показывает, что дальнейшее развитие системы образования и его результаты должны быть ориентированы на ценности и смыслы современной культуры, в основе которой лежат достижения и открытия научной мысли, тенденции общественного развития, нравственный вектор человечества.
В педагогической науке и практике накоплен определенный опыт создания воспитательных систем по формированию человека культуры (Бондарская Е.В., Щуркова Н.Е.); педагогических технологий, развивающих интеллектуальный творческий потенциал личности (И.С. Якиманская, Т.И. Шамова, М.Н. Махмутова, И.Я. Лернер и др.), гуманизации и гуманитаризации естественно-научного образования (В.П.Старжинский, В.И. Ермак и др.)
Понятие «мышление»- одно из центральных в психологии и педагогике личности. Оно трактуется как «важнейший процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений деятельности в их существенных свойствах, связях и отношениях» [Рос.энц., т.2, стр.11].
Формирование мыслительных операций ребенка показано в работах Ж.Пиаже, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева и др. Мышление рассматривается как продукт практической деятельности людей. Основная задача школы – «формирование из детского мышления социально зрелого ума», подчеркивают в своих исследованиях В. Ильченко, К. Гуз.
В последние годы в педагогической литературе стало использоваться понятие «биологическое мышление» (Хаджаров М.Х.). По мнению ученого оно более употребимо для академической науки и «выражает особую систему социальных отношений, порождаемых как социумом в целом, так и самой спецификой биологии. Стиль биологического мышления представляет собой конкретно-историческую форму осуществления познавательной деятельности в биологии, соответствующую стилю культуры». Продолжая мысль автора можно говорить, что в процессе обучения биологии у ребенка происходит становление и развитие биологического мышления, как специфического процесса познавательной деятельности биологических объектов, явлений, закономерностей, формируется стиль, если он включается в контекст современной культуры.
Деятельность человека несомненно должна быть ориентирована на успех, иначе в ней нет смысла. В последние годы говорить об успехе и успешности стало не столько популярно и модно, сколько важно с точки зрения реализации личности в профессиональной, социальной, творческой деятельности, в личной жизни. «Воспитание успехом» признают многие педагоги.
Успех понимается как удача в достижении чего-либо, общественное признание, хороший результат. (Ожегов С.И.) Успешность – это свойство человека достигать успеха.
. Анализ литературы показывает, что эти вопросы недостаточно разработаны в педагогической науке и практике.

С 1995 года я преподаю биологию на профильном отделении в инновационном ОУ «Лицей-интернат». Организуя процесс обучения, я строю свою деятельность в соответствии с миссией лицея: «Способствовать развитию личности, осуществляя взаимодействие культур в образовательном пространстве лицея».
Цель – создание условий для развития биологического мышления необходимого для формирования личности,
способной брать на себя ответственность, используя полученные знания,
осуществлять нравственный выбор в контексте Культуры.
Задачи:
Определить место школьной биологии в контексте современной культуры.
Показать значимость биологических знаний.
Совершенствовать методические приёмы, развивающие биологическое мышление.
Обеспечить высокий образовательный и культурный уровень преподавания биологии на профильном отделении, соответствующий запросам учащихся и их родителей в данном инновационном ОУ.

Определяя место школьной биологии в контексте современной культуры я исхожу прежде всего из содержательных возможностей предмета, знание которых позволит учащимся использовать их при обсуждении проблем, с которыми он может столкнуться в жизни:
этических (например, клонирование животных и человека, планирование семьи);
бытовых (например, анализ рекламы лекарственных и косметических средств, продуктов питания);
социальных (поведение человека, колдуны, экстрасенсы и т. д.);
производственных (развитие цивилизации и разрушение биосферы, современное сельское хозяйство, проблемы народонаселения и т. д.);
философских (например, происхождение жизни, жизнь в космосе).
Решение этой задачи я осуществляю в следующих направлениях:
индивидуальная работа учащихся над рефератом по наиболее актуальным проблемам биологии. Учащиеся формулируют тему, подбирают литературу, информацию из Интернет, структурируют содержание, составляют план, делают выводы. Результат- защита реферата на уроке, либо как форма сдачи экзамена по биологии.
творческая работа учащихся по написанию мини-рецензий, размышлений на тему просмотренных видео-, кино-, мультфильмов, компьютерных игр, в которых использованы биологические объекты, интерпретированы биологические факты, идеи и т. д. Работа активизирует мышление, вызывает интерес, создаёт интригу, вовлекает другие источники информации, востребованные современными детьми

Решая задачу развития биологического мышления я рассуждаю следующим образом. Уроки биологии не должны быть уроками «зубрёжки», а процессом развития биологического мышления. Биология содержит в себе значительный потенциал для этого. Один из главных акцентов заключается в том, что современная биология более системная наука, чем описательная. Содержание школьного курса характеризуется большим объёмом информации. Структуру содержания курса составляют термины, понятия, ведущие идеи, закономерности. Их последовательное овладение формирует систему знаний данной науки. Биология имеет свой специфический «язык», под которым я понимаю систему понятий, терминологию, раскрывающих сущность биологических явлений, процессов, необходимых и достаточных для их понимания, объяснения, применения в практической, профессиональной, социо-культурной деятельности человека. Организуя процесс обучения, я опираюсь на идеи личностно-ориентированного (И.С. Якиманская); развивающего (Л.В.Занков); проблемного (М.Н.Махмутова, И.Я.Лернер) образования и создаю отдельные элементы собственной технологии.

Основополагающий тезис – Развитие учащихся ускоряет понятийный строй мышления.
. Он формируется через структурирование и систематизацию содержания учебного предмета: 1. курс ---- 2. раздел------- 3. тема
На уровне темы я выделяю ведущие идеи, понятия, которые в виде терминов объединяю в группы: 1. тема-----2. понятия-------3.тематический блок.
Важно, чтобы внутри блока термины имели логические взаимосвязи, то есть были объединены общим смыслом. Такие блоки мы с учащимися называем «тематический словарь». Ведение тематических словарей полезная и эффективная работа для учащихся. 1.тематический блок------- 2.тематический словарь
На следующем этапе я подбираю (или создаю) задания, в которых учащиеся отрабатывают мыслительные операции: сравнения, выделения главного, обобщения, интерпретации нового, различения биологических объектов. Задания имеют разный уровень сложности (использую классификацию по Беспалько).
Приведённые в разработке задания и упражнения изложены в соответствии с принципами: системности, постепенного усложнения (от простого к сложному, от частного к общему).
Термином принято считать слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определённого понятия.
Понятие – это объяснение свойств, связей и отношений предметов, признаков предметов и совокупность взглядов на предмет.
Эти различия отражаются в объёме и содержании излагаемого текста: термины излагаются кратко, а понятия – более развёрнуто, обычно с примером.

Работа «со значением слов»
Биологические термины, как правило, имеют латинское или греческое происхождение, потому целесообразно обращать внимание на перевод слов, чтобы сделать запоминание осмысленным, «почувствовать» понятие, подбирать однокоренные слова.
Слово «анатомия» имеет древнегреческое происхождение и в переводе обозначает – «рассечение».
Слово «физиология» в основе содержит греческое – «физис» - природа и означает науку о жизнедеятельности организмов, о процессах, протекающих в системах органов, в органах, тканях.
Вторая часть этих слов имеет тоже происхождение и переводится как «логос» - наука.

Интересно проследить происхождение терминов.
«Иммунитет». В Древнем Риме граждане должны были платить своему городу денежные взносы, участвовать в перестройке храмов, а также в несении гражданской и воинской службы. Некоторых граждан освобождали от такой повинности, которая носила название «мунис». В этом случае человек получал именную грамоту (приставка «им» означает «не»), а его самого называли «иммунисом» - свободным. В настоящее время под «иммунитетом» (лат.-«иммунитас» - освобождение от чего либо) понимают способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ.

Задание:

Подобрать однокоренные слова.

«Ген», «генетика», «генезис», «генотип», «генеалогия», «генерация», «генная инженерия» и т.д.

«Генезис», «филогенез», «онтогенез», «гаметогенез», «сперматогенез», «оогенез», «антропогенез» и т. д.

«Гамета», «гаметангий», «гетерогаметный», «гомогаметный», «изогамия», «оогамия» и т.д.

«Биология», «биота», «бионика», «биотический», «биосфера», «биоценоз», «биоразнообразие», «биоиндикация», «биоинформатика», «биотехнология» и т. д.



Работа по составлению терминологических блоков (понятийный словарь темы)

Понятийный строй мышления предполагает прежде всего определённую логику и систему, в которых группируются понятия и термины. Логика задаётся темой, а система – структурой изложения.
Например, группы понятий в курсах «Биология.Человек» (8 класс) и «Общая биология» (9 класс) в теме «Введение» могут выглядеть следующим образом.




Курс «Биология.Человек»
Курс «Общая биология»

Тема «Введение.
Общий обзор организма человека»


8 класс
Анатомия Физиология Гигиена
Клетка
Ткань Орган Система органов
Организм Строение клетки
Химический состав

Тема «Введение. Предмет и задачи
общей биологии.
Уровни организации жизни»

9 класс
Биология
Жизнь
Уровни организации жизни
Молекулярный
Клеточный
Организменный
Популяционно-видовой
Биогеоценотический
Биосферный



Задание:
Классифицировать понятия:
1.Науки –
2.Уровни жизни –

Задание:
Определить «ключевое» слово, установив соответствие:

Понятия «Ключевые» слова

1. Анатомия – Ж А – функция
2. Физиология – А Б – единица строения
3. Клетка – Б, З В – группа клеток
4. Ткань – В Г, И Г – межклеточное вещество
5. Орган – Д Д – часть организма с рабочей тканью
6. Организм – Е Е – особь
Ж – строение, форма
З – единица размножения
И – общность прлоисхождения


Задание:
Терминологический диктант:

Наука, изучающая строение организма, его органов, тканей и клеток.( анатомия)
Наука, изучающая функции организма, его отдельных органов и систем(физиология)
Наука о сохранении и укреплении здоровья..(гигиена)
Структурно-функциональная единица живого..(клетка)
Группа клеток и межклеточного вещества, имеющих общее строение, функции и происхождение(ткань)
Обособленная часть организма, имеющая определённую форму, строение, функцию и состоящая из нескольких видов тканей, одна из которых является «рабочей»(орган)
Изучением строения и функций клеток занимается..(цитология)
Пространство между клетками заполнено жидким(межклеточным веществом)
Изучением строения и функций тканей занимается(гистология)






Задание:
Найти наиболее точное определение понятия «ткань»

1.Ткань – это группа клеток, сходных по строению, функциям, имеющих общее происхождение.
2. Ткань – это филогенетически сложившаяся группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению
3. Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение, функции, общность происхождения.


Работа по актуализации знаний, приобретённых ранее

Задание:

Используя логическую схему, показывающую взаимосвязь понятий, распределите их по столбикам из приведённого ниже перечня:

Клетка --- Ткань ---- Орган ------ Система ----- Организм
. . ..
. .. .. .. .


Амёба обыкновенная, корневой волосок, придаточный корень, соцветие корзинка, морская лилия, желчный пузырь, эритроцит, кровь, межклетники, жёлудь, зерно овса, побег, бутон сирени, ксилема, устьице, сердце лягушки, щупальца гидры, головной мозг собаки, хитиновый покров насекомых, корнеплод моркови, мякоть арбуза, асцидия, псилофиты, хламидомонада, венерин башмачок, кокцидия, серёжка берёзы.

Задание:

Используя логическую схему, показывающую взаимосвязь понятий, распределите их по строкам из приведённого ниже перечня:

Молекулярный -
Клеточный -
Тканевый -
Организменный -
Популяционно-видовой -
Биоценотический -
Биосферный - ...


Вирус, бактерия, гриб, миксомицет, инфузория, ряска, баобаб, ромашка, медуза, дождевой червь, зайцы одного леса, стая волков, стадо оленей, кит, человек, племя в джунглях Амазонки, всё живое на изолированном острове Тихого океана, африканская пустыня Сахара с её живыми организмами, огород, сад, аквариум, космический корабль, класс однодольных растений, класс млекопитающих, клубень картофеля, черенок яблони, тополиный пух, флора Австралии, гемолимфа, спирогира, куколка махаона, иммуноглобулин, плазмида, зигота, бластула, личинка.



Работа с текстом, в котором пропущены понятия

Задание:
Внимательно читая предложенный текст, вставьте пропущенные слова (термины/ понятия) самостоятельно или выбрав нужные из приведённого перечня внизу текста.

«Краткий эволюционный обзор органов водного дыхания».

Живущие в воде многоклеточные животные имеют в качестве органов дыхания. .
Впервые настоящие жабры появляются у . . Имеются жабры и у моллюсков. Они называются . . Число их варьирует от одной до нескольких пар. В отличие от кольчатых червей, у которых жабры свободно выступают в воду, у моллюсков они укрыты в особой .. . Для водных членистоногих -. характерно наличие жабр в виде придатков на конечностях. Крупные жабры у крабов лежат по сторонам груди и защищены пластинками.
Живущие в воде личинки насекомых:,,,.. обладают листовидными или нитевидными выростами – это вторичные жабры, т.к. они не связаны с конечностями.
Среди позвоночных животных жаберное дыхание лучше всего развито у . У акул жаберные щели открываются прямо наружу, а у костных рыб они прикрыты .
Кровь и вода в жабрах течёт по принципу .

(Жаберные крышки, подёнки, жабры, ктенидии, хитин, мантийная полость, стрекозы, полихеты, рыбы, комары, противоток, веснянки, ракообразные)

Работа с открытыми заданиями (часть «С» ЕГЭ)

Задание:
Внимательно прочитайте формулировку вопроса, обратите внимание на вопросительное слова: «Почему?», «Что?», «Как?», «Зачем?» и т. д.
Что они могут обозначать: «причину», «следствие», «процесс», «явление», «факт», «биологическую сущность» и т. д.
Задайте «вопрос к вопросу»: «О чём спрашивает вопрос?», для того чтобы понять смысл вопроса.
Найдите в вопросе понятия, термины и объясните, что они обозначают, вспомните их формулировки..
Приступайте к ответу на вопрос, используя следующий алгоритм действий:
1. тезис,
2. примеры, подтверждающие или раскрывающие суть,
3. вывод – итог (если необходимо).

Пример: Вопрос с развёрнутым ответом.
«Что служит основой стабильности экосистемы?»

Рассуждения: В вопросе требуется назвать факты, причины, которые лежат в основе стабильности экосистемы (вопросительное слово «Что?»). Необходимо раскрыть термины: «экосистема», «стабильность». Экосистема – это живая система, состоящая из отдельных частей – организмов, взаимосвязанных между собой. Стабильность – устойчивость во времени и пространстве. Стабильность системы определяется числом частей, количеством связей между ними - чем их больше, тем система устойчивее. Связи между организмами могут быть: пищевые (цепи питания), трофические (уровни организации, основные группы-виды).

Вариант ответа:
Экосистема – это живая система, состоящая из отдельных организмов – разных видов. Стабильность экосистемы зависит от многообразия видов организмов, входящих в её состав, числа трофических уровней и цепей питания между организмами.


Работа по созданию проблемных ситуаций.

Решение биологических задач.

Проблемная ситуация – стимул к развитию мышления. Ситуация в контексте актуальных, современных биологических проблем, вынесенных за рамки школьных учебников и связанных с увлечениями учащихся, стимулирует биологическое мышление, создаёт атмосферу иного культурного уровня, вызывает желание быть современным, компетентным, успешным человеком.
Современные дети проявляют большой интерес к видеофильмам, фантастике, компьютерным играм и т.д. Для того, чтобы сделать этот интерес востребованным на уроках, я предлагаю учащимся задания творческого характера по написанию мини-рецензий о прочитанном или просмотренном. В работе необходимо:

1. кратко изложить сюжет,
2. вычленить биологические проблемы,
3. соотнести с темой в учебнике,
4. составить вопросы,
5. сделать выводы,
6. выразить нравственное отношение к проблеме.

Данная работа наиболее эффективна, когда предлагается для дискуссии, обсуждается в группах, выявляются наиболее значимые аргументы всех сторон, в том числе и авторская трактовка.
При подведении итогов важно отметить в чём заключается успех самого автора, каждого выступающего, а также общий успех как результат иного уровня познавательного творческого развития личности.
Приведённый ниже пример – результат творческой работы учащейся 8-б класса лицея-интерната Захаровой Люси (мини-рецензия на просмотренный видеофильм-сказку «Сердце дракона»).

Пример текста вопроса:

В фильме «Сердце дракона» рассказывается как злой и жадный Король добивался бессмертия. Для чего он хотел завладеть сердцем дракона, о котором заботился Монах. Между Королём и Монахом происходит сражение. Оба получают смертельные раны. Чтобы спасти своего доброго друга. Дракон отдаёт Монаху половину своего сердца. Тот остаётся жив.

Вопросы:
Какая биологическая проблема затрагивается в фильме? (Трансплантация органов, тканевая несовместимость, продление жизни, бессмертие)
В чём заключается «биологическая реальность» сказки? (в настоящее время возможна трансплантация органов, тканей, частей).
Какие биологические «ошибки» и неточности допустил автор фильма? (пересадка органов и тканей от животных к человеку невозможна, пересаженная половина (часть) сердца не может восстановиться до целого, в отличие от печени).
Кем, с точки зрения трансплантологии, является дракон по отношению к монаху и наоборот? (донор – реципиент)
В чём заключается нравственная проблема трансплантологии?
Создайте понятийный биологический «словарь» к фильму (ткань, орган, организм, трансплантация, трасплантология, донор, реципиент, тканевая несовместимость).

Диагностика успешности личности ( задания для рефлексии)

Успех обычно понимается следующим образом:
удача в достижении чего – либо;
общественное признание;
хорошие результаты.
Успешный человек – человек, эффективно реализующий свою жизненную стратегию.
Успешностью называется свойство личности достигать успеха. Различают
личностную (внутреннюю) успешность: ощущение удовлетворённостью, полноты самораскрытия, самоотдача, осознание достигнутых результатов.
профессиональную (внешнюю): квалификация, статус, имидж, рост доходов и т.д.
Внутреннюю успешность изучает наука акмеология (от греч. «акмэ» - вершина). Один из методов данной науки – изучение биографии людей, достигших успеха, объективная высота которых была признана человечеством. Известный социолог и философ А. Маслоу провёл большое исследование жизни известных людей и пришёл к следующим выводам; успешные люди умеют:
эффективно принимать решения,
быть лучшим в любом деле, то есть работать с полной отдачей,
прислушиваться к себе, иметь своё мнение,
брать на себя ответственность за свои поступки,
высказывать своё мнение, отличное от мнения большинства публично,
быть честным перед самим собой,
испытывать глубокие эмоциональные переживания,
налаживать и поддерживать длительные контакты с другими людьми.

Задание «Экспертиза»

Используя факторы успешности по Маслоу, проставьте напротив каждого из них число баллов (по десятибалльной шкале), исходя из того, насколько эти качества развиты у вас.

Успех напрямую связан с потребностями. Его можно рассматривать как состояние удовлетворённости какой-либо потребности: материальной, социальной, духовной «Неизменно успешных» людей в мире нет. Успешность – понятие относительное. Внутренний успех возможен без внешнего успеха, но внешний успех невозможен без внутреннего. Исходя из этого, необходимо сделать акцент именно на достижении внутреннего успеха, научить детей рефлексии собственного успеха.

Задание «Модель успешности»

Вспомните ситуацию из своей жизни, в которой вы были счастливы, успешны. Назовите факторы, способствовавшие этому. Что помогло?
Заполните предложенную схему.
Чем больше лучей (факторов) будет у этого солнца (успех),
тем оно ярче, теплее, а успех больше.

















Задание «Формула успеха»

Психологи предложили «формулу» успешного ученика:
Успешный ученик =
Возможности
+
Кругозор
+
Работоспособность
+
Воля
+
Желание
+
Владение навыками учебного труда
( мотивация



Используя числа от 0 до 10, оцените наличие каждого из этих качеств у себя. Проанализируйте это применительно к конкретной ситуации (на уроке, в общении и т.д.).













Литература

Асмолов А.Г Образование России: от «культуры полезности» - к «культуре достоинства», Педагогика, №7, 2004.
Богданова Т.А. Общая биология в терминах и понятиях, М., 1988г.
Гуттман Б. И др. Генетика, Гранд-Фаир, М.2004г.
ИльченкоВ., Гуз К. Образовательная модель «Логика природы», М. 2003г.
Мамзин А.С. Биология в системе культуры, СПб, 1998г.
Петунин О.В. формы и методы работы в профильных классах, Биология в школе,№3, 2005, с.25-30.
Соколов Э.В. Культурология, М.1994, с.13.
Сабуров Е. Образование и ноосферная экономика, М.2003г.
Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции Культуры, М, 1997г.









13PAGE 15


13PAGE 141215